Упорный подшипник турбомашины

 

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к упорным подшипникам газовых и паровых турбин и турбокомпрессоров . Цель - повышение эффективности работы подшипника. Камера подвода смазки в каждой из колодок выполнена замкнутой по периметру. Камера соединена с коллектором через ее дниш,е и подкладное кольцо. Во время работы при поступлении смазки в камеру подвода колодки создается момент относительно ребра качания колодки, под влиянием которого колодка поворачивается с образованием при этом масляного клина. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1383024 A 2 @4 г 16СЗЗ 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 13:

1Д есл > -,,"

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1219845 (21) 3981344/25-27 (22) 29.11.85 (46) 23.03.88. Бюл. № 11 (71) Производственное объединение « Невский завод» им. В. И. Ленина (72) Х. И. Муратов, В. Н. Кондратов, А. А. Кринский и А. Д. Бойнович (53) 621.822-5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1219845, кл. F 16 С 17/06, 1985. (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к упорным подшипникам газовых и паровых турбин и турбокомпрессоров. Цель — повышение эффективности работы подшипника. Камера подвода смазки в каждой из колодок выполнена замкнутой по периметру. Камера соединена с коллектором через ее днище и подкладное кольцо. Во время работы при поступлении смазки в камеру подвода колодки создается момент относительно ребра качания колодки, под влиянием которого колодка поворачивается с образованием при этом масляного клина. 2 ил.

1383024

10

Формула изобретения

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к упорным подшипникам газовых и паровых турбин и турбокомпрессоров и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1219845.

Цель изобретения — повышение эффективности работы подшипника путем исключения потерь трения на омываемых поверхностях вала и улучшения условий клинообразования независимо от вращения ротора.

На фиг. 1 представлен упорный подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.

Упорный подшипник содержит корпус 1, 15 упорные колодки 2, расположенные на подкладном кольце 3. Средства для индивидуального подвода и слива масла выполнены в виде смежно расположенных камер 4 и 5 (фиг. 2) и размещены между колодкой 2 и упорным диском 6, соединенным с валом 7. Камера 4 подвода масла замкнута по периметру стен| ами 8 — 10 (фиг. 2), а масло подведено в камеру 4 через днище 11 с помощью штуцера 12, соединяющего камеру 4 с коллектором 13 смазки, расположенным под подкладным кольцом 3. Упорный диск 6 с направлением вращения по стрелке 10 закрывает камеру 4 подвода по высоте Н, сопрягаясь со стенками 8 — 10, замыкающими камеру 4 по периметру, с зазором Л, по существу равным величине осе- 30 вого разбега упорного диска 6 между колодками 2 и зеркально установленными ненагруженными колодками (не показаны) . Кольцевое пространство 14 между валом 7 и колодками 2 сообщено каналами 15 с кольцевым пространством 16 для слива отрабо- 35 танного масла как из опорной части подшипника 17, так и из сливных камер 5 колодок 2 через каналы 18 в корпусе 1 в картер подшипника (не показан).

При работе упорного подшипника свежее масло поступает в камеру 4 из коллектора 13 смазки через днище 11 по штуцеру 12, создавая в камере 4 заданное избыточное давление, равное давлению смазки независимо от того, в какой части подшипника— верхней или нижней, расположены колодки 2, а также от того, вращается упорный диск 6 или неподвижен. Это обеспечивает хорошие условия клинообразования на колодках 2 как на пусковых, так и на переменных режимах работы турбомашины, а также при ее остановке.

Вследствие того, что давление масла в камере 4 подвода всегда выше, чем в камере 5 слива, и разность давлений не зависит от положения колодок 2, сверху или снизу, в подшипнике создается момент относительно ребра качания колодки 2, стремящейся повернуть колодку 2 в сторону образования масляного клина. Это обеспечивает хорошую сопротивляемость упорного подшипника динамическим нагрузкам, возможным, например, при помпажных явлениях в турбомашине, при высоких темпах нагружения или при быстрых остановках под нагрузкой, Смазка, подводимая в камеру 4, частично вытекает из нее через зазор Л между стенками 8 — 10 и упорным диском 6, охлаждая рабочую поверхность последнего.

Так как зазор Л мал, утечки имеют небольшую величину и легко компенсируются подводом масла в камеру 4 из коллектора 13 смазки. Отработанная в клине смазка сливается в камеру 5 колодки 2 и отбрасывается благодаря центробежному эффекту в сливное кольцевое пространство 16, стекая через каналы 18 в нижней части корпуса 1 в картер подшипника.

Масло, отработанное в опорной части 17 подшипника, сливается в кольцевое пространство 14 между валом 7, колодками 2 и подкладным кольцом 3. Смешлваясь с маслом, которое частично перетекает через зазор между стенками 8 — 10 и упорным диском 6, охлаждая последний, отработанное масло из кольцевого пространства 14 удаляется по каналам 15 в кольцевое пространство 16, откуда по каналам 18 в нижней части корпуса 1 эвакуируется в картер подшипника.

При этом из-за малого количества сливаемого масла исключается образование в кольцевом пространстве 14 сплошной масляной среды, что существенно снижает механические потери на трение, особенно при высоких окружных скоростях вала 7 (более

100 м/с).

Изобретение позволяет повысить эффективность работы упорного подшипника путем увеличения несущей способности подшипника, уменьшения эрозионного воздействия механических примесей в масле на поверхности трения колодок и упорного диска, снижения механических потерь мощности и исключения влияния на надежность работы подшипника режимных факторов.

Упорный подшипник турбомашины по авт. св. № 1219845, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, камера индивидуального подвода смазки в каждой из колодок выполнена замкнутой по периметру и соединена с коллектором через днище камеры и подкладное кольцо.

1383024.

1383024

Составитель Т. Хромова

Редактор М. Бланар Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 921/31 Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Упорный подшипник турбомашины Упорный подшипник турбомашины Упорный подшипник турбомашины Упорный подшипник турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, нриборостроения и может быть использовано в различных узлах трения механизмов и инструментов , в частности в подшипниках погруженных электронасосов и бурового инструмента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин

Изобретение относится к упорным подшипникам, применяемым в турбомашинах, например турбинах или компрессорах , работающих при больших удельных нагрузках и высокой температуре рабочих поверхностей упорных колодок

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения турбореагентов и мощных электродвигателей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для автономной жидкостной смазки низкооборотньгх вращающихся элементов с горизонтальной осью вращения, например муфт свободного хода, подшипниковых узлов с неподвижной цапфой

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к опорным сегментным подшипникам турбомашин,.Цель изобретения - повьшение эффективности работы опоры

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к подшипниковым узлам, работаюшим в условиях измепяюшегося угла наклона к горизонту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как консистентной , так и жидкой смазки

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх