Сцепление

 

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям транспортных машин и касается устройства ограничения хода нажимного диска. Цель - улучшение эксплуатационных качеств. .Для этого в кожухе (К) 2 на участке между опорным диском I и нажимным диском (ПД) 4 выполнена канавка, в которой размещен упорный элемент (УЭ) 18 на расстоянии , большем или равном суммарной допускаемой величины износа фрикционных накладок 14, Концы УЭ 18 соединены сварным швом. Шов расположен в : выемке К 2. Промежуточный диск расположен между двумя ведомыми дисками (Л СА:) 00. GU ч №

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (я) 4 F 16 D 13/58

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Q(pp ъ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ"

Н А ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ "Т* я,у":; „ (21) 4080714/27-27 (22) 21.05.86 (46) 07.04,88. Вюл. У 13 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Л.А. Румянцев (53) 62).825.54(088.8) (56) Патент ФРГ Н- 1555408, кл. F 16 D 13/71, 1973.

Заявка ФРГ - 2042419, кл. Р 16 D 13/64, 1972.

Игнатов А.А., Власов В.И. Муфты, тормоза и механизмы управления кривошипных кузнечно-прессовых машин.

-N.: Машгиэ, 1963, с.36, рис.22..SU» 138677Î А1 (54) СЦЕПЛЕНИЕ (57) Изобретение относится к фрикционным сцеплениям транспортных машин и касается устройства ограничения хода нажимного диска. Цель — улучшение эксплуатационных качеств.,Для этого в кожухе (К) 2 на участке между опорным диском I и нажимным диском (НД) 4 выполнена канавка, в которой размещен упорный элемент (УЭ) 18 на расстоянии, большем или равном суммарной допускаемой величины износа фрикциоьных накладок 14. Концы УЭ 18 соединены сварным швом. Шов расположен в:, выемке К 2. Промежуточный диск расположен между двумя ведомыми дисками а

Щ,1386770

2, При снятии К 2 сцепления с опорого диска 1 НД 4 перемещается влево тноситель К 2 и выбирает осевой эаэор. Выступы НД 4 упрутся в УЭ 18.

1".нятый К 2 остается в сборе с НД 4, 11ри сборке К 2 на прессе производится нажатие на НД 4 со стороны ведомо1

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям транспортных машин и касается устройства ограничения хода нажимного диска.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем ограничения хода нажимного диска.

На фиг.l изображено сцепление, продольный разрез; на фиг.2 — разрез

А — А на фиг.1; на фиг.3 — вид Б на фиг.l; на фиг.4 — вариант выполнения сцепления, продольный разрез; на фиг.5. вид В на фиг,4; на фиг.6 — двухдисковое сцепление, продольный разрез;. на фиг.7 — то же, разрез в ппоскости кольца„

Сцепление. содержит опорный диск 1 и кожух 2, эакре на опорном диске 1 с -,.îìoùüþ болтов 3. Внутри кожуха 2 размещены нажимной диск 4 и предварительно сжатая диафрагменная пружина 5, упирающаяся в кольцевой выступ 6 нажимного диска 4 и в кожух

2, Центрирование нажимного диска 4 осуществляется с помощью ".àíãeíöèàëüно расположенных пластинчатых пружин

7,, закрепленных на выступах 8 нажимного диска 4, например, с помощью заклепок 9, а на кожухе 2 с помощью заклепок !0, Тангенциальные пружины

7 расположены в пазах 11 кожуха 2 сцепления. С no " ощью тангенциальных пружин 7 также передается крутящий момент - кожуха 2 на.нажимной диск 4.

Кроме того, тангенциальные пружины 7 воздействуют на нажимной диск 4 с определенной осевой силой, которая прижимает кольцевой выступ 6 нажим" ного диска 4 к диафрагменной пружине 5.

Между опорным 1 инажимным 4 дисками расположен ведомый диск 12, имею" ш и ступицу 13 и фрикционные накладго диска 12 После этого в канавку вставляется УЭ 18. При снятии усилия

НД 4 упрется в УЭ 18. Благодаря уста ковке УЭ 18 ограничивается ход НД 4 и упрощается сборка сцепления. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

2 ки 14 и предназначенный для передачи от опорного диска 1 крутящего момента с помощью сил трения.

В кожухе 2 сцепления имеются уг.5 лубления 15, в которые с зазором входят дополнительные выступы 16 нажимного диска 4. Кроме того, в кожухе вокруг ведомого диска 12 выполнена кольцевая канавка 17 в которой наппротив выступов 16 и 8 нажимного диска 4 установлен упорный элемент в виде разрезного кольца 18, выполненного, например, из проволоки. -При этом в собранном сцеплении между наружной

1 Г цилиндрической поверхностью ведомого диска 12 и внутренней поверхностью кольца 18 имеется круговой зазор. В собранном и установленном на опорный диск 1 сцеплении между выступами 8 и

16 нажимного диска и кольцом 18 в направлении оси сцепления также имеется зазор S величина которого должна быть больше или равной суммарной допускаемой величине износа всех фрикционных накладок ведомого (ведомых) диска. Концы 19 и 20 разрезного кольца l8 расположены в кольцевой канав= ке 17 и, например, упираются друг в друга.

Сцепление также снабжено выключающим устройством 21 ьытяжного типа, установленным на диафрагменной пружине 5.

При снятии кожуха 2 сцепления с .;l5 опорного диска 1 нажимной диск 4 под действием диафрагменной пружины 5 перемещается влево относительно кожуха 2, выбирая î"åâîé зазор $, пока выступы 8 и 16 нажищюго диска не уп40 1:утся в кольцо 18, установлечиое в канавке 17 кожуха 2. В результате

=-"Yoãà снятый кожух 2 остается с наж мным диском 4 в сборе, а тангенци1386770 альные пружины 7 не воспринимают силу от действия диафрагменной пружины 5, так как усилие диафрагменной пружины через выступы 8 и 16 замыка5 ется на кольце 18.

При сборке кожуха на прессе производится нажатие на нажимной диск 4 со стороны ведомого диска 12. После этого вставляется в канавку 17 кольцо

18. При снятии усилия, созданного прессом, нажимной диск 4 упирается в кольцо 18.

Концы 19 и 20 кольца 18 могут быть сварены между собой после установки кольца 18 в канавку 17 швом 22, который расположен в выемке 23 кожуха 2, что позволяет полностью предотвратить возможность выскакивания кольца

18 из канавки 17 и повышает надежность сцепления. Кроме того, выполнение сварного шва 22, выступающего за толщину кольца 18, предотвращает в выемке 23 возможность проворачивания кольца относительно кожуха 2. При 25 этом материал проволоки кольца 18 начинает работать на растяжение, предотвращая расхождение концов 19 H 20 при снятии сцепления с опорного диска 1.

В сцеплении на фиг.4 передача крутящего момента от кожуха 2 к нажимному диску 4 и центрирование нажимного диска осуществляются с помощью шлицевого соединения 24. Кольцо 18 расположено в кольце ой проточке, выполненной в шлицах 24 кожуха 2. В сцеплении, установленном на опорный диск

1, между кольцом 18 и нажимным диском

4 имеется осевой зазор $. Нажимнои диск 4 постоянно поджат к диафрагменной пружине 5 с помощью ввернутых в нажимной диск стоек 25, проходящих между лепестками диафрагменной пружины 5. На стойках закреплено пружинное кольцо 26, упирающееся в диафрагменную пружину. Нажимной диск 4 имеет радиально выполненные каналы 27, соединяющие внутреннюш полость 28 сцепления с кольцевой полостью 29.

Во фланце 30 кожуха 2 сцепления предусмотрен узкий паз 31. Выключение сцепления производится при перемещении вправо выключающего,устройства 21.

Паз 31 предназначен для выбрасыва"55 ния продуктов износа фрикционных накладок 14 ири включении и выключении сцепления во время работы.

Влагодаря каналам 27 ири вращении сцепления в кольцевой полости 29 появляется избыточное давление воздуха, так как каналы 27 работают как центробежный насос. Из полости 29 воздух продувается через зазоры шлицов 24, что препятствует попаданию в них продуктов износа фрикционных дисков сцепления.

В сцеплении по фиг.б между опорным диском 1 и кожухом 2 размещены промежуточный 32 и дополнительный ведомый 33 диски. Промежуточный диск 32 имеет выступы 34, в которые упираются пружины 35, прижимающие этот диск в сторону кожуха сцепления.

В кожухе 2, напротив выступов 34 промежуточного диска 32, установлен регулировочный элемент в виде винта

36, имеющий граненую головку 37 и прорезь 38 для возможности его вращения с внешней стороны кожуха. При этом грань головки регулировочного винта упирается в наружную поверхность кольца 18, расположенного.в . кольцевой проточке 17, выполненной в шлицах 24 кожуха 2. Регулировочный винт Зб.предназначен для ограничения отхода вправо промежуточного диска 32 ири выключении сцепления с помощью вык лючающего устройства 21. За счет этого при выключении сцепления ведомые диски 12 и 33 выставляются с осевыми зазорами относительно соседних опорного 1, промежуточного 32 и нажимного

4 дисков, что обеспечивает требуемую чистоту выключения сцепления.

При проведении регулировки путем вращения регулировочного винта 36 вокруг своей оси с помощью прорези

38 происходят упругие деформации, кольца 18. Как только одна из граней головки 37 ложится на наружный диа-. метр (наружную поверхность) кольца

18, оно за счет своей упругости предотвращает возможность самопроизвольного поворота регулировочного винта 36.

Во время работы сцепления на транспортной машине, происходящей при его вращении вокруг оси с большими частотами, за счет действия центробежных сил на кольцо 18 стопорение регулировочного винта 36 улучшается. Отвод промежуточного диска с помощью регулировочного винта 36 может производиться вслепую только одним инстру-, ментом, например отверткой.

1386770

Выключение сцепления производится при отводке вправо выключающего уст ройства 21. При этом по мере прогиба диафрагменной пружины 5 вправо также

5 перемещаются нажимной 4 и промежуточный 32 диски. Отход вправо промежу точного диска 32 ограничивается регулировочными винтами 36. В остальном сцепление по фиг.6 работает аналогич- 10 но с сцеплением по фиг.4.

Таким образом в днухдисковом сцеплении (фиг.6) кольцо 18 одновременно выполняет две функции: является ограничителем хода нажимного диска 4 при снятии сцепления с опорного диска l и стопорным элементом, предотвращаюм самопроизвольный поворот регулиовочного винта 37, 20 ормула изобретения

1. Сцепление, содержащее опорный иск с кожухом, по меньшей мере один едомый диск с фрикционными накладка 25

Ми, подпружиненный нажимной диск с радиальными выступами, установленный с возможностью осевого перемещения и совместного вращения с кожухом, упорный элемент, установленный с возможНсстью ограниченного осевого перемещения нажимного диска, о т л и ч а ющ е е с я тем,,,,чго, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем ограничения хода нажимного диска, в кожухе на участке между опорным и нажимным дисками выполнена канавка, упорный элемент размещен в канавке, при этом канавка выполнена относи- . тельно нажимного диска на расстоянии, большем или равном суммарной допускаемой величины износа фрикционных накладок.

2. Сцепление по п.i, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности сцепления путем пре1 дотвращения выскакивания упругого элемента из канавки и предотвращения проворачивания его относительно кожуха, упорный элемент выполнен в виде проволочного кольца, концы которого соединены сварным швом, расположенным в выполненной в кожухе выемке.

3. Сцепление по п.l, о т л и ч аю щ е е с я тем, что оно снабжено промежуточным диском и установленным в кожухе регулировочным элементом с граненой опорной поверхностью, расположенной с возможностью взаимодейст- вия с упорным элементом, количество ведомых дисков равно двум, промежуточный диск расположен между ними, а торцовая поверхность элемента расположена напротив торца промежуточно"o диска.

1386770

l 386770

1386770

Составитель Ж, Головей

Техред 11.Ходанич

Корректор В. Гирняк

Редактор И. Николайчук

Заказ 1480/36 Тираж 784

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сцепление Сцепление Сцепление Сцепление Сцепление Сцепление Сцепление 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к механизмам диафрагменного сцепления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в трансмиссиях транспортных средств в качестве узла сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания
Наверх