Устройство для возбуждения синхронной машины

 

Изобретение относится к электротехнике . Целью изобретения является повьппение надежности и быстродействия в аварийном режиме управления. С этой целью в устройство для возбуждения синхронной машины введены конденсатор 20, включенный между зарядным блоком 8 и гасящим резистором 19, дифференциатор 21, триггеры В1митта 22, 23, логический блок управления 24, узел развозбуждения 29 с размыкающим блок-контактом 31, включенным

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4002393/24-07 (22) 06.01.86 (46) 07.05.88. Бюл. 1(- 17 (71) Лнепродзержинский индустриальный институт им. M.È.Aðñåíè÷åâà (72) В.Б.Лизимов, С.В.Колычев и А.И.Лиманский (53) 62-.83-621. 316. 717 (088. 8) (56) Авторское .свидетельство СССР

Р 974452, кл. Н 02 P 9/12, 1981.

Авторское свидетельство СССР

N"- 1119157, кл. H 02 P 9/12, 1982.

Авторское свидетельство СССР

1(- 1312715, кл. Н 02 P 1/50, 1985. (51)4 Н 02 Н 7/09, Н 02 Р 1/46, 9/12 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электро" технике. Целью изобретения является повышение надежности и быстродействия в аварийном режиме управления. С этой целью в устройство для возбуждения синхронной машины введены конденсатор 20, включенный между зарядным блоком 8 и гасящим резистором 19, дийференциатор 21, триггеры Имитта

22, 23, логический блок управления

24, узел развозбуждения 29 с размыкающим блок-контактом 31, включенным

1394322 между раэмыкающим блок-контактом 12 узла 13 форсировки возбуждения H управляющим входом мостового выпрямителя 1, и замыкающим контактом 32, шунтирующим замыкающим контакт 18 узла 13. Замыкающий контакт 30 узла

13 включен в пусковую цепь 10 шунтирующего тиристора 7. В устройстве обеспечиваются удержание синхронной машины 3 в синхронизме путем форсировки тока в компенсированном малоФ инерционном контуре возбуждения при работе в режиме двигателя и интенсивное развозбуждение (гашение магнитного поля) синхронной машины за счет колебательного снижения тока возбуждения в режиме генератора, что способствует успешному самозапуску при восстановлении нормального уровня напряжения в питающей сети. 1 ил.

1 1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при аварийном управлении возбуждением синхронных машин преимущественно синхронных двигателей, при глубоких понижениях напряжения и кратковременных перерывах питания, когда часть синхронных машин продолжает работать в режиме двигателя, а остальные в режиме генератора. 10

Цель изобретения — повышение быст- родействия и надежности управления возбуждением синхронной машины в аварийном режиме.

На чертеже приведена принципиальная схема устройства для возбуждения синхронной машины.

Устройство содержит мостовой выпрямитель 1 с тиристорами в катодной группе и диодами в анодной, выводами постоянного тока. подключенный параллельно обмотке 2 возбуждения синхронной машины 3, группу разделительных диодов 4, анодами подключенных к вы водам переменного тока мостового выпрямителя 1, а объединенными катодами подключенных последовательно через коммутирующий тиристор 5 и форсирую" щий конденсатор 6 к катодному выводу постоянного тока выпрямителя 1, шунтирующий тиристор 7 и зарядный блок

8, подключенные параллельно форсирующему конденсатору 6. управляющую 9 и пусковую 10 цепи, подключенные к управляющим электродам соответственно 35 коммутирующего 5 и шунтирующего 7 тиристоров, блок 11 управления мостовым выпрямителем 1, выходом подключенный к раэмыкающим управляемым ключам 12 узла 13 форсировки возбужде- 40

2 ния, а входом блок 11 управления мостовым выпрямителем. 1 подключен к выходу датчик 14 активной мощности, входы которого соединены с датчиками напряжения 15 и тока 16, пороговый блок 17, входом соединенный с выходом датчика 15 напряжения, свободный вывод управляющей цепи .9 через первый замыкающий ключ 18 реле 13 форсировки возбуждения соединен с анодом коммутирующего тиристора 5. Устройство содержит также гасящий резистор 19 и разделительный конденсатор 20, при этом первый вывод резистора соединен с анодным выводом постоянного тока, а второй вывод через конденсатор 20— с общей точкой форсирующего конденсатора 6 и катодом коммутирующего 5 тиристоров.

В устройство введены дифференциатор 21, триггеры Имитта 22 и 23, логический блок 24 управления, составленный из элемента И-НЕ 25, элемента

НЕ 26, элементов И 27 и 28, узел 29 возбуждения. Дифференциатор 21 входом подключен к выходу датчика 14 активной мощности и к входу первого триггера Имитта 22, а выход дифференциатора 21 соединен с входом второго триггера Имитта 23. Выходы триггеров

22 и 23 соединены соответственно с входами логического элемента И-HF. 25, выход которого связан с входом логического элемента НЕ 26 и вторым входом логического элемента И 27, первый вход которого объединен с первым входом логического элемента И 28, образуя первый вход логического блока 24 управления, соединенного с выходом порогового блока 17, Выход логическо1394322

ro элемента НЕ 26 подключен к второму входу логического элемента И 28. Выходы логических элементов И 27 и 28 образуют выходы блока 24, связаны соответственно с входами узлов 29 и

13. Второй замыкающий ключ 30 узла

13 форсировки возбуждения включен в пусковую цепь 10, соединенную с анодом тиристора 7. Размыкающие ключи

3 1 узла 29 включены между размыкающими управляемыми ключами 12 узла 13 и управляющими электродами тиристоров мостового выпрямителя 1, а замыкающий ключ 32 узла 29 развозбуждения подключен параллельно ключу 18 узла

13 форсировки возбуждения.

Устройство для возбуждения синхронной машины работает следующим образом. 20

В исходном состоянии при синхронном ходе машины в режиме двигателя размыкающие ключи 12 и 3 1 замкнуты, а управляющая 9 и пусковая 1С цепи разомкнуты.Ток в обмотке 2 возбуждения 25 синхронной машины 3 определяется сигналом датчиков тока 16, напряжения 15 и мощности 14, а также начальной уставкой блока 11 управления мостовым выпрямителем, воздействующего через клю- 30 чи 12 и 31 на угол открытия тиристоров катодной группы выпрямителя 1.

Форсирующий конденсатор 6 заряжен от блока 8.

При коротком замыкании в системе электроснабжения, сопровождающегося

35 глубокой посадкой напряжения или кратковременным перерывом питания, синхронная машина 3 может оказаться либо в режиме двигателя, либо генера- 40 тора в зависимости от типа машины, приводимого механизма и параметров сети. Синхронные машины с большим запасом кинетической энергии переходят в генераторный режим, имеют дополни-. тельный тормозной момент и интенсивно тормозятся. Двигатели с меньшим запасом кинетической энергии получают дополнительный момент за счет подпитки от машин, работающих в генераторном режиме. Поэтому для обеспечения

50 условий успешного самозапуска синхэ ронной машины необходимо или производить форсировку возбуждения; или интенсивно гасить магнитное поле в зависимости от режима работы последней.

При посадке напряжения на якоре синхронной машины 3 ниже заданного уровня на выходе порогового блока 17 появляется уровень логической единицы и подается на первые входы логических элементов И 27 и 28. Одновременно контролируется знак активной мощности якоря и ее производной.

При положительном знаке активной мощности, т.е. работе машины в режиме двигателя, на выходе первого триггера Шмитта 22 появляется уровень логичес- . кой единицы и подается на первый вход логического элемента И-НЕ 25. При положительном знаке производной с выхода второго триггера Шмитта 23 на второй вход логического элемента И-НЕ

25 поступает уровень логической еди» ницы. При этом на выходе логического элемента И-НЕ 25 появляется уровень логического нуля и поступает на второй вход логического элемента И 27, а на второй вход логического элемента

И-HE 25 поступает уровень логической единицы, инвертируемый логическим элементом ИЕ 26. В результате этого на выходе логического элемента И 27 возникает уровень логического нуля, а на входе логического элемента И

28 — уровень логической единицы, что приводит к срабатыванию узла 13 форсировки возбуждения. При срабатывании узла 13 размыкаются управляемые ключи

12, замыкаются ключи 18 и 30 соответственно в управляющей цепи 9 коммутирующего тиристора 5 и пусковой цени

10 шунтирующего тиристора 7. Включается коммутирующий тиристор 5 и встречным напряжением предварительно заряженного конденсатора 6 запирает катодную группу тиристоров мостового выпрямителя 1. Обмотка 2 возбуждения синхронной машины 3 подключается на дополнительный источник форсировочно- го напряжения, образованный группой разделительных диодов 4 и анодной группой вентилей мостового выпрямителя. Во . вновь образованном контуре возбуждения происходит емкостная компенсация индуктивности обмотки 2 возбуждения, уменьшение постоянной времени последней и разряд форсирующего конденсатора 6, приводящий к интенсивному нарастанию тока в этом контуре. При достижении на перезаряжающемся конденсаторе 6 заданного уровня напряжения включается шунтирующнй тиристор 7, который выводит форсирующий конденсатор 6 нз контура возбуждения. При этом образуется новый контур возбуждения: питающая сеть

5 13943 переменного тока — группа раздели" тельных диодов 4 — коммутиру ащий тиристор 5 ; шунтирующий тиристор 7 обмотка 2 возбуждения — диоды анодной группы мостового выпрямителя 1 — пи5 тающая сеть переменного тока, в результате чего ток в обмотке 2 возбуждения определяется форсировочным значением напряжения мостового выпрямителя 1. После восстановления электроснабжения и нормального уровня напряжения устройство приходит в исходное состояние.

При работе синхронной машины в режиме генератора в результате посадки напряжения г, сети ниже заданного уровня на выходе порогового блока 17 появляется уровень логической единицы и подается на первые входы логических 20 элементов И 27 и 28. Так как активная мощность якоря отрицательная, на первый вход логического элемента И-НЕ

25 подается уровень логического нуля, в результате этого уровень логической 25 единицы появляетс на выходе логического элемента И 27, что приводит к срабатыванию узла 29 раэвоэбуждения.

При этом знак производной активной мощности не имеет значения. Узел раэ- 30 возбуждения срабатывает и в том случае, когда активная мощность якоря положительна, а ее производная отрицательна, что характерно для перехода синхронной машины 3 иэ двигательного 5 в генераторный режим. При срабатывании узла 29 раэвоэбу: .дения управляемые ключи 31 снимают управляющие им— пульсы с выпрямителя 1,, замыкается ключ 32 В управля)0щей цепи 9 и включается коммутирующий тиристор 5. При включении последнего встречным напряжением предварительно заряженного форсирующего конденсатора 6 запирается катодная группа тиристоров мосто45 вого выпрямителя 1„ обмотка 2 возбуж-. дения синхронной машиньl 3 переключается на дополнительный источник форсировочного напряжения, образованный группой разделительных лиодов 4 и анодной группой диодов мостового выпрямителя 1, Происходит емкостная компенсация индуктивности контура возбуждения, уменьшение постоянной времени обмотки 2 возбуждения и разряд форсирующего конденсатора 6, приводя-..55 щий к кратковременному броску тока в компенсированном контуре. При переразряде конденсатора б происходит интенсивное уменьшение тока возбуждения и при достижении током нулевого значения перезаряженной форсирующий конденсатор 6 запирает коммутирующий тиристор 5, исключая из контура возбуждения источник зарядного напряжения. Затем конденсатор 6 разряжается на обмотку 2 возбуждения через разделительный конденсатор 20 и гасящий резистор 19, изменяя направление тока в обмотке.

Дальнейшая работа синхронной машины происходит с погашенным магнитным полем и после восстановления напряжения в сети создаются благоприятные условия для успешной ресинхронизации синхронной машины.

Цепь из резистора 19 и конденсатора 20 предназначена для предотвращения короткого замыкания выпрямителя 1 при включении коммутирующего тиристора 5. Кроме того, при асинхронном пуске синхронной машины 3 гасящий резистор 19 и конденсаторы 20 и 6 образуют пускоэащитную цепь, подключенную параллельно обмотке 2 возбуждения.

В качестве датчиков напряжения 15 и тока 16 могут быть применены измерительные трансформаторы соответственно напряжения и тока.

В качестве датчика 14 мощности используется стандартный преобразователь сигналов тока и напряжения в мощность.

В качестве порогового блока 17 может быть применен триггер Шмитта.

В качестве блока 11 управления мостовым выпрямителем 1 может быть применена система управления, выполненная по любому принципу на полупроводниковых или других элементах, или использована серийная.

В качестве ключей 12,18,30 — 32 могут быть использованы выходные устройства реле гпобого типа, которые выбираютсл .по числу каналов управления тиристорами.

1 Управляющая цепь 9 может содержать встречно-последовательно соединенные стабилитрон и диод, причем анод стабилитрона подключен к управляющему электроду коммутирующего тиристора 5, а анод диода последовательно через два параллельно друг другу включенных замыкающих ключа реле соелинен с объединенными катодами группы разделительных диодов 4.

139432

Пусковая цепь 10.содержит, например, пороговый элемент (динистор), соединенный последовательно с ключом

30 узла 13, причем катод динистора соединен с управляющим электродом шунтирующего тиристора 7.

Зарядный блок 8 выполнен, например, н виде однофазного трансформатора, первичная обмотка которого подключена к независимой сети переменного тока, а вторичная обмотка через зарядные резистор и диод подключена параллельно форсирующему конденсатору

6, причем анод зарядного диода связан15 с катодом коммутирующего тиристора 5.

Узлы форсировки возбуждения 13 и раэвозбуждения 29 могут быть выполнены на релейных элементах любого типа.

Дифференциатор 21, триггеры Имитта20

22 и 23 и входящие в состав логического блока 24 логические элементы

25 — 28 могут быть выполнены, например, по стандартным схемам на полупроводниковых элементах или интег" ральных микросхемах.

Устройство для аварийного управления нозбуждением синхронной машины обеспечивает удержание последней в синхронизме путем форсировки тока в компенсированном малоинерционном контуре возбуждения при работе в режиме двигателя и интенсивное развозбуждение (гашение магнитного поля) синхронной машины за счет колебательного снижения тока возбуждения в режиме генератора, что способствует успешному самоэапуску при восстановлении нормального уровня напряжения в питающей сети.

Таким образом, положительный эффект от применения устройства для возбуждения синхронной машины состоит в повышении надежности электропривода .целого ряда ответственных механизмов с непрерывным технологическим процессом. ормулаизобретения

Устройство для возбуждения синхронной машины, содержащее мостовой трехфазный выпрямитель с тиристорами в катодной группе и диодами в анодной группе вентилей и выводами переменного и постоянного тока, датчики тока 55 и напряжения обмотки статора синхронной машины, датчик активной мощности, входы которого подключены к выходам

2 8 датчиков тока и напряжения, пороговый блок, входом подключенный к выходу датчика напряжения, узел форсировки возбуждения с размыкающим блок-кон» тактом и двумя замыкающими контактами, блок управления, вход которого соединен с выходом датчика активной мощности, а на выходе блока управления устанонлены размыкающий блок-кон-: такт узла форсировки возбуждения, ttoследовательно соединенные форсирующий конденсатор, коммутирующий тиристор и группа разделительных диодов, анодами подключенные к выводам переменного тока трехфазногр мостового выпрямителя, катодный вывод постоянного тока которого соединен с форсирующим конденсатором, а анодный вынод постоянного тока упомянутого выпрямителя подключен к первому выводу гасящего резистора, зарядный блок и шунтирующий тиристор с пусковой цепью между управляющим электродом и анодом тиристора, подключенные параллельно форсирующему конденсатору, управляющая цепь, составленная из стабилитро-. на, диода и первого замыкающего кон» такта узла форсировки возбуждения, включенная между управляющим электродом и анодом коммутирующего тиристо ра, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и быстродействия в аварийном режиме введены разделительный конденсатор, одним выводом соединенный с вторым вынодом гасящего резистора, а другим выводом подключен к точке соединения форсирующего конденсатора и коммутирующего тиристора, дифференциатор, два триггера П1митта, узел развозбуж-. дения с размыкающим блок-контактом, включенным между раэмыкающим блокконтактом узла формировки возбуждения и управляющими электродами тиристоров мостового выпрямителя, и замыкающим контактом, подключенным параллельно первому замыкающему контакту узла форсировки, второй замыкающий контакт которого включен в пусковую цепь шунтирующего тиристора, логический блок управления, составленный из элементов

И-НЕ, НЕ и двух элементов И, первые входы которых образуют первый вход логического блока управления, подключенный к выходу порогового блока, а выходы элементов И вЂ” выходы логического блока управления, соединенные соответственно с входами узлов Форсиров"

1394322

Составитель А.Головченко

Редактор Н.Бобкова Texpep N.Ходанич Корректор Х.Максимишинец

Заказ 2229/50 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ки возбуждения и развозбуждения, вто- . рые входы элементов И подключены соответственно к выходам элементов -HE и НЕ, а входы элемента И-НЕ образуют второй и третий входы логического блока управления, подключенные соответственно к выходам триггеров Шмипта, вход одного из которых непосредственно, а вход другого триггера

Шмитта через дифференциатор подключены к выходу датчика активной мощности.

Устройство для возбуждения синхронной машины Устройство для возбуждения синхронной машины Устройство для возбуждения синхронной машины Устройство для возбуждения синхронной машины Устройство для возбуждения синхронной машины Устройство для возбуждения синхронной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , а именно к системам управления возбуждением синхронных машин, и может быть использовано для пуска синхронных электродвигателей

Изобретение относится к электроте.хнике

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах возбуждения синхронных машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода технологических линий

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводе центрифуг, кинетических аккумуляторов и других устройств с быстровращающимся ротором
Наверх