Трехступенчатая коробка передач

 

О П И С А Н И Е l4I46l

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено ОЗ.VII.1961 (№ 737465/27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 17.XI.1966. Бюллетень № 23

Кл. 63с, 10/02

МПК В 62d

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК

Дата опубликования описания 26.XII 1966.

Авторы изобретения

В. А. Вавуло, М. Д. Гирко, В. К. Масюков, Б. Е. Митин и И. С. Цитович

Заявитель

ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Известны трехступенчатые коробки передач с двумя кинематическими цепями, поочередно включаемыми двойной муфтой сцепления без разрыва потока мощности. Эти коробки передач выполнены в виде картера, в котором расположены двойная муфта сцепления с ведомыми дисками, соединенными с первичным и промежуточным валами, муфты включения с синхронизаторами и планетарный механизм с солнечной шестерней, соединенной с первичным валом, и водилом, соединенным с выходным валом. Коробки передач оборудуются кулисным механизмом переключения передач и пневматическим приводом сцепления.

Особенность описываемой коробки передач состоит в том, что коронная шестерня ее планетарного механизма снабжена муфтой включения, соединяющей ее с корпусом или шестерней первичного вала, находящейся в постоянном зацеплении через паразитную шестерню с шестерней, свободно вращающейся на промежуточном валу, снабженном муфтой включения, связывающей его либо с шестерней первичного вала, либо со свободно вращающейся на нем шестерней, зацепляющейся с шестерней выходного вала. Коробка передач такой конструкции имеет меньшие габариты и обеспечивает реверсирование третьей передачи для торможения газотурбинным двигателем.

Кроме того, в описываемой коробке передач для автоматического переключения двойной муфты сцепления может быть применен пневматический цилиндр двойного действия, на шток которого воздействуют два независимо перемещающихся поршня. Рабочие полости цилиндра соединяются при этом с двойным клапаном, коромысло которого несет гребенку, входящую в пазы кареток и взаимодействующую с рычагом переключения передач.

На фиг. 1 изображена кицематическая схема описываемой коробки передач; на фиг. 2 схема пневматического управления коробкой передач.

Два поочередно включаемых сцепления 1 и

15 2 соответственно соединены с центральным и полым первичными валами 8 и 4.

На шлицах вала 8 установлены ведомая шестерня 5 реверса и солнечная шестерня б планетарного механизма 7. Вал 4 жестко связы20 пает ведущую шестерню 8 привода промежуточного вала 9 со сцеплением 2. Вторичный вал 10 соединен с ведомой шестерней 11 второй передачи и водилом планетарного механизма. На шлицах промежуточного вала 9

25 установлены шестерня 12 привода вала 9 и каретка 18 синхронизаторов и зубчатых муфт

И и 15 второй передачи и реверса, а на втулках — ведущая шестерня 1б реверса и шестерня 17 второй передачи. Каретка 18 синхрони30 заторов и зубчатых муфт 19 и 20 первой и

147461 третьей передач сидит на шлицах полого вала, жестко связанного с коронной шестерней

21 планетарного механизма.

Прометкуточная шестерня 22 реверса установлена на отдельной оси 28. Коронная шестерня 21 посредством зубчатых муфт 19 и 20 может попеременно соединяться с картером

24 коробки передач или с центральным первичным валом 8. B первом случае механизм

7 работает как планетарный (первая передача), а Bo BTopoiil c,"l ч3е IIPxBHH3iXI 7 co iloIIHpoван, и поэтому все Pro звенья вращаются как одно целое (третья передача). При такой схеме коробки передач обеспечивается реверс первой и третьей передач. Реверсирование первой передачи используется для движения автомобиля задним ходом, а реверсирование третьей передачи — для торможения автомобиля газотурбинным двигателем.

Неразрывность потока передаваемой мощности обесгечивается последовательным переключением передач, т. е. после первой передачи можно переходить на задний ход или на вторую передачу, а со второй передачи на третью или на первую передачу и т. д. Наличие дополнительного тормоза 25 позволяет затормаживать тяговую турбину в момент переключения ступеней в раздаточной коробке.

Коробка передач оборудуется пневмомеханической.системой управления. Пневматическая система переключения сцеплений имеет пневмоцилиндр 26 двухстороннего действия с двумя поршнями 27 и 28, шток которых через рычаг 29 связан с муфтой управления сцеплений 1 и 2. Сжатый воздух к пневмоцилиндру подводится через коробку 80 клапанов. Применение двух поршней в пневмоцилиндре вызвано особенностями характеристики нажимной пружины сцеплений, составленной из двух конических дисков с внутренними радиальными прорезями (на чертеже не показано). Согласованная работа клапанов коробки 80 осуществляется благодаря применению двуплечего рычага-гребенки 81, который одновременно позволяет застопорить каретку

18 синхронизаторов второй передачи и реверса в требуемом положении. Нажатие на рычаг-гребенку производит нижний конец рычага 82 управления коробкой передач. Рычаггребенка возвращается в исходное положение пружиной 88, расположенной в коробке клапанов. Для плавного переключения сцеплений, особенно во время реверсирования тяговой турбины для торможения автомобиля, уменьшают подачу топлива в камеру сгорания

55 газотурбинного двигателя. Это возможно благодаря дросселированию воздуха в атмосферу через регулируемый клапан 84, связанный посредством тяги 85 с педалью акселератора 86.

Зубчатые муфты переключаются вилками 87, которые своими головками взаимодействуют с рычагом-гребенкой. Для контроля за работой пневматической системы предусмотрены сигнальные лампочки 88.

Описываемая коробка передач, обеспечивая реверсирование связи между турбиной и ведущими колесами автомобиля, позволяет использовать тяговую турбину в качестве тормозной.

Предмет изобретения

1, Трехступенчатая коробка передач, выполненная с двумя поочередно включаемыми без разрыва потока мощности кинематическими цепями, состоящая из картера с расположенными в нем двойной муфтой сцепления, ведомые диски которой соединены с первичным и промежуточнь1м валами, муфтами включения с синхронизаторами, и планетарного механизма, солнечная шестерня которого соединена с первичным, а водило — с выходным валами, а также снабженная кулисным механизмом переключения передач и пневматическим приводом сцепления, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов и реверсирования третьей передачи для торможения газотурбинным двигателем, коронная шестерня планетарного механизма снабжена муф-ой включения, соединяющей ее с корпусом или шестерней первичного вала, находящейся в постоянном зацеплении через паразитну1о шестерню с шестерней, свободно вращающейся на промежуточном валу, а промежуточный вал снабжен муфтой включения, соединяющей его либо с указанной шестерней, либо со свободно вращающейся на нем шестерней, зацепляющейся с шестерней выход ного вала.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью автоматического управления переключением двойной муфты сцепления, применен пневматический цилиндр двойного действия с воздействующими на шток двумя независимо движущимися поршнями, рабочие полости которого соединены с двойным клапаном, коромысло которого несет гребенку, входящую в пазы кареток и взаимодействующую с рычагом переключения передач, 147461

ЗР 20 8 /9 7 с1 б

Фиг. /

Составитель М, А. Хесин

Редактор T. В. Данилова Техред Л. Бриккер Корректоры: С. Н. Соколова и М. П. Ромашова

Заказ 3907/3 Тираж 1025 Формат бум. 60X90I/8 Объем 0,3 изд. л. Подписное

ЦНИИПИ Комитета II0 делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Трехступенчатая коробка передач Трехступенчатая коробка передач Трехступенчатая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора
Наверх