Регулируемый сопловой аппарат турбины

 

Изобретение позволяет повысить КПД турбины Для,этого механизм поворота снабжен кольцом 6, установленным в корпусе . Хвостовик 3 снабжен втулкой, взаимодействующей с поверхностью кольца 6 и подпружиненной пружиной 11 относительно корпуса 1. Зуб-4; чатое водило 5 снабжено птицами 12 ответными шлицам 8 кольца 6, В корпусе 12 выполнены пазы 14 и хвостовики . лопаток установлены в них с возможностью перемещения параллельно, оси корпуса. Корпус 1 выполнен двухстенным и снабжен уплотнительным коль цом 15. Такая конструкция соплового аппарата позволяет поддерживать постоянный оптимальньй о севой зазор между аппаратом и рабочим колесом турбины, который не зависит от угла установки сопловых лопаток-, 1 з.п. ф-лы, 3 ип. С: Ф

. СОЮЭ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (S i) 5 F 01 D 9/04 (я J

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЭОбРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (46) 23. 06. 92. Бюл. ¹ 23 (2 ) ) 4082256/06 (22) 02. 07. 86 (71) Каэ.анский авиационный институт им.A.И.Туполева (72) Р.С.Агачев, И.Ф.Ахтямов, А.И.Архипов и А.М,Коломыц (53) 621,438(088.8) . (56) Патент ФРГ № 1300194, кла 27 с 13/01, .опублике 1983 °

Патент CtUA № 3231239,кл.415"116, 1964, (54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ СОНЛОВОЙ АППАРАТ

ТУРБИНЫ (57) Изобретение позволяет повысить

КПД турбины. Для этого механизм повоpoTs cHG6RpH кольцом 6 установленным в корпусе l. Хвостовик 3 снабжен

„,SU„„ 40ßÄ6 А1 втулкой, взаимодействующей с поверх ностью кольца 6 и подпружиненной пружиной 11 относительно корпуса 1, Ву6 ; чатое водило 5 снабжено шлицами: f2, ответными шлицам 8 кольца 6. В корпусе 12 выполнены пазы 14 и хвостовики лопаток установлены в них с возможностью перемещения параллельно оси корпуса. Корпус 1 выполнен двухстенным и снабжен уплотнительным коль цом 15. Такая конструкция сонлового аппарата позволяет поддерживать постоянный оптимальный осевой зазор между аппаратом н рабочим колесом турбины, который не зависит от угла установки сопловых лопаток-. 1 s,ï, ф-лы, 3 ип.

1408836

Изобретение относится к турбостроению„ и частности к регулируемым сопловим аппаратам турбин.

Целью изобретения является повьш е5 ние КЛД турбины путем поддержания постоянного осеного зазора между сопло" ным аппаратом и рабочим колесом турбины.

11а фиг.l изображен предлагаемый 111 регулируемый сопловой аппарат турби" ны, осевой разрез; на фиг.2 — разрез

A-А на фиг.l; на фит .3 - разpes Б-Б ня фиг.l.

Регулируемый сопловой аппарат со:держит корпус 1, размещенные н нем сопловые лопатки 2 с цилиндрическими хностониками 3 и механизм поворота лопаток, включающий закрепленные на хвостовиках 3 шестерни 4 и соединенное с ними зубчатое водило 5, кольцо 6, установленное на корпусе l npu помощи подшипников 7 и имеющее шлицы 8 и торцовую кулачковую поверхность 9. Каждый хвостоник 3 снабжен 25 втулкой 10, взаимодействующей с одной стороны с кулачковой поверхностью 9 кольца 6, а с противоположной подпружиненной посредством пружины 11 относительно корпуса 1 в направлении ука" 30 занной поверхности 9, Водило 5 снабжено шпицами 12, ответными шлицам 8 кольца 6, и подпружинено посредством пружины 13 относительно последнего в направлении шестерней 4 лопаток 2, а в корпусе 1 выполнены пазы 14 и хвостовики лопаток установлены,н них с воэможностью перемещения параллельно оси корпуса.

Кроме того, корпус 1 может быть 4О выполнен двухстенным, В этом случае он снабжен еще уплотнйтельным кольцом 15, расположенным в межстенном пространстве 16, перекрывающим пазы 14 в обеих стенках и имеющим от- .верстия 17 дпя хвостовикон 3 сопловых лопаток 2.

При работе турбииь, кольцо 6 и воило 5 пойорачинаются относительно орпуса 1 на подшипниках 7. Водило 5 через шестерню 4 вращает сопловую лопатку 2. Одновременно с этим втулка 10 под действием пружины ll перемешается вдоль торцовой кулачковой поверхности 9 кольца 6. Вместе с нею перемещается и хностовик 3 н пазах 14 и уплотнительное кольцо 15. Угол установки сопловых лопаток 2 при этом изменяется, а зазор g между сопловым аппаратом и рабочим колесом турбины остается неизменным, оптимальным.

Формула и з о б р е т е н и я

1, Регулируемый сопловой аппарат турбины, содержащий корпус, размещенные и нем сопловые лопатки с цилиндрическими хностониками и механизм поворота лопаток, включающий закрепленные на хностониках шестерни и соединенное с ними зубчатое водило„ о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения КПД турбины путем поддержания постоянного осевого зазора между сопловым аппаратом и рабочим колесом турбины, механизм поворота снабжен кольцом, установленным на корпусе при помощи подшипников и .имеющим шлицы и торцоную кулачковую поверхность, каждый хвостоник снаб" жен втулкой, взаимодействующей с одной стороны с кулачковой поверх" ностыо кольца, а с противоположнойподпружиненной относительно корпуса в направлении укаэанной поверхности, водило снабжено шлицами, ответными шлицам кольца, и подпружинено относйтельно последнего в направлении mecтерней лопаток, а в корпусе выполнены пазы и хвостовики лопаток установлены в них с возможностью перемещения параллельно оси корпуса. !

2. Алпарат по и.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что корпус выполнен двухстенным и снабжен уплотнительиым кольцом, расположенным в межстенном пространстве, перекрывающим пазы и имеющим отверстия для хностоникон лв паток.

l408836

А-A

Составитель О.Антонов .

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Юско

Редактор Т.Зубкова

Заказ 2812

Тираж 264 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

)f3035, Москва„ Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул. Проектная,

Регулируемый сопловой аппарат турбины Регулируемый сопловой аппарат турбины Регулируемый сопловой аппарат турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и м.б

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в газовых турбинах авиационных двигателей

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к компрессорам газотурбинного двигателя (ГТД)

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано при проектировании и модернизации пневмотурбомашин

Изобретение относится к механизмам поворота лопаток статора осевой турбомашины, как турбины, так и компрессора

Изобретение относится к опорным устройствам для сегментов направляющих аппаратов статора, используемым в газотурбинных двигателях

Изобретение относится к уплотнению, применяемому в турбомашинах между аэродинамическим каналом, по которому проходят горячие газы, и объемом, в который подается охлаждающий воздух, например, для охлаждения соплового аппарата
Наверх