Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному приборостроению и может быть использовано для управления освещением и сигнализацией транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит установленный в передней части транспортного средства датчик 1 освещенности, выход которого подключен к блоку 2 сравнения, выполненному с дву.мя порогами сравнения. Выход блока 2 связан с входом формирователя 4 команды переключения света, выходы которого подключены соответственно к лампам 5, 6 фаз транспортного средства. В цепи питания ламп 5, 6 включен переключатель 7 света фаз. Вход дополнительного блока 8 сравнения подключен к датчику 1, а выход - к управляюще.му входу управляющего ключа 9, выход которого связан с цепью питания формирователя 4. К выходу блока 2 подключен генератор 12 импульсов, выход которого подключен к цепи питания ламп 6. При этом во времязадающую цепь генератора 12 включен датчик 13 скорости транспортного средства . Устройство обеспечивает автоматическое переключение света фар с дальнего на ближний каждого из встречно движущихся автомобилей при разъезде на оптимальной дистанции, что способствует созданию благоприятных условий работы водителей и повыщению безопасности движения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. лП с S (Л со со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1409491 А 1 (5D4 В 60 108

Щс р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4161467/27-! (22) 11.12.86 (46) 15.07.88. Бюл. № 26 (7 ) Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов ! 72) Б. С. Кокотов и А. В. Любарщюк (53) 629.113(088.8) (56) Патент Франции ¹ 2516032, кл. В 60 (,) 1!08, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО СВЕТА

ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному приборостроению и может быть использовано для управления освещением и сигнализацией транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности. Устройство содержит установленный в переднеи части транспортного средства датчик 1 освещенности, выход которого подключен к блоку 2 сравнения, выполненному с двумя порогами сравнения. Выход блока 2 связан с входом формирователя 4 команды переключения света, выходы которого подключены соответственно к лампам 5, 6 фаз транспортного средства. В цепи питания ламп 5, 6 включен переключатель 7 света фаз. Вход дополнительного блока 8 сравнения подключен к датчику 1, а выход — к управляющему входу управляющего ключа 9, выход которого связан с цепью питания формирователя 4. К выходу блока 2 подключен генератор 12 импульсов, выход которого подключен к цепи питания ламп 6. При этом во времязадающую цепь генератора 12 включен датчик 13 скорости транспортного средства. Устройство обеспечивает автоматическое переключение света фар с дальнего на ближний каждого из встречно движущихся автомобилей при разъезде на оптимальной дистанции, что способствует созданию благоприятных условий работы водителей и повышению безопасности движения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1409491

10 !

30

Изобретение относится к транспортному приборостроению и используется для управления освещением и сигнализацией транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности.

На чертеже 1 приведена функциональная схема предлагаемого устройства.

Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства содержит установленный в передней части транспортного средства датчик 1 освещенности, выход которого подключен к входу блока 2 сравнения. Выход блока 2 подключен через развязывающий диод 3 к входу формирователя 4 команды переключения света, выходы которого подключены соответственно к лампам 5 фар ближнего света и лампам 6 фар дальнего света. В цепи питания ламп 5 и 6 включен переключатель 7 света фар. К датчику 1 подключен также дополнительный блок 8 сравнения, выход которого подключен к управляющему входу управляющего ключа 9, вход которого через развязывающий диод 10 подключен к цепи питания лам п 5, а выход — через развязы вающи и диод ll к цепи питания формирователя 4.

Генератор 12 импульсов входом подключен к выходу блока 2, а выходом — в цепь питания ламп 6. При этом во времязадаюшую цепь генератора 12 подключен датчик 13 скорости транспортного средства. Блок 2 сравнения выполнен с двумя порогами сравнения на компараторах 13 и 14, резисторах

15 — 17 и элементе И 18. Блок 8 выполнен на ком параторе 19 и резисторах 20 и 21. В сигнальную цепь датчика 1 включен режимный резистор 22. Устройство подключается к источнику 23 питания выключателем 24.

Устройство работает следующим образом.

Датчик 1 освещенности воспринимает световой поток, создаваемый фарами встречных транспортных средств. Блок 2 настроен таким образом, что сигнал на его выходе появляется тогда, когда величина датчика освещенности находится в интервале значений Е, — Е . Величина Е„соответствует освещенности, создаваемой фарами в режиме дальнего света с дистанции, равной минимальной дистанции переключения света фар при встречном разъезде (согласно действующим Правилам дорожного движения оно равно 200 м). Величина Е,. соответствует освещенности, создаваемой фарами в режиме дальнего света с дистанции, отвечающей оптимальному режиму начала переключения света фар с дальнего на ближний, которая равна 300 м. Дополнительный блок

8 настроен так, что сигнал на его выходе появляется только тогда, когда освещенность достигает величины E соответствующей освещенности, создаваемой фарами ближнего света на расстоянии 300 м. Включение питания осуществляется выключателем 24, переключение света фар с ближнего на дальний осуществляется переключателем 7; при этом питание на лампы 5 фар. ближнего света подается от источника 23 питания через выключатель 24 и переключатель 7, а на лампы 6 фар дальнего света — — через выключатель 24, переключатель 7 и размыкаюшие контакты 41 формирователя 4.

При разъезде двух автомобилей, движущихся с включенными фарами дальнего света, по мере их сближения растет уровень освещенности на датчиках 1 каждого из них, достигая вначале значения Е, что вызывает срабатывание дополнительного блока 8, сигнал с выхода которого подается на управляший ход ключа 9. При достижении на датчике 1 первого автомобиля уровня освещенности Е появляется сигнал на выходе блока 2, подаваемый на вход формирователя 4, контакты 4.! которого в цепи ламп 6 размыкаются, а контакты 4. 2 в цепи ламп 5 замыкаются, тем самым происходит переключение с дальнего на ближний свет. На встречном транспортном средстве при этом также может произойти переключение света фар с дальнего на ближний свет (автоматически или при ручном управлении). В этом случае освещенность на датчике 1 первого автомобиля резко уменьшается, но не ниже уровня Е, поэтому сигнал на выходе блока 2 исчезает, а сигнал на выходе блока 8 со;раняется, ключ 9 остается открыт и питание от источника 23 через выключатель 24, переключатель 7, контакты 4.2 ключ 9, диод 11 подается на формирователь 4, всле„-ствие чего происходит самоблокировка формирователя и питание подается на лампы 5 ближнего света. Если переключения на ближний свет одновременно с первым автомобилем на встречном автомобиле не происходит (например, вследствие различий в силе света фар, настройки датчиков 1 освещенности или блоков 2), то при наличии на первом автомобиле известного устройства управления освещением, автоматическое переключение света фар на встречном автомобиле может произойти только тогда, когда уровень освещенностии, созда ваем ы и ближним светом фар первого автомобиля (воспринимаемый датчиком 1 встречного автомобиля), достигает уровня освещенности, создаваемой 3dllbним светом фар, т.е. уровня 1-, и это происходит только на расстоянии порядка 50 м, т.е. в этой ситуации при использовании известного устройства происходит сильное ослепление водителя первого автомооиля. В предлагаемом устройстве в этом случае на датчике 1 первого автомобиля гю мере уменьшейия дистанции от 300 м до 200 м освещенность E превышает пороговое значение Е (т.е. Е > E,) и соответственно поддерживается сигнал на выходе блока 2, поступаюшии

1409491 на вход генератора 12, формирующего импульсы напряжения. На выходе генератора

12 при этом появляются один или несколько импульсов напряжения, которые вызывают импульсное включение ламп 6 дальнего света (мигание дальним светом). Если встречный автомобиль оснащен предлагаемым устройством, вспышка дальнего света с расстояния, меньше 300 м, воздействуя на датчик 1 освещенности встречного автомобиля, вызывает указанный процесс переключения света фар. Если встречный автомобиль таким устройством не оснащен, то мигание дальним светом является обычным в этих случаях сигналом к ручному переключению на ближний свет. Подача импульса напря- 15 жения генератором 12 происходит не одновременно с подачей сигнала на вход генератора 12, а через некоторое время задержки.

Величина времени задержки выбирается из условия обеспечения гарантированного срабатывания устройства при импульсном включении дальнего света на минимальной скорости разъезда и обеспечения отсутствия слепящего эффекта при импульсном включении дальнего света на максимальной скорости разъезда (т.е, чтобы импульсное вклю- 25 чение дальнего света не. происходило с дистанции, меньше 200 м). Несложный расчет показывает, что приемлемой величиной времени задержки является время, равное 1,0—

1,2 с. После того, как оба встречных автомобиля переходят на ближний свет, они продолжают сближаться и уровень освещенности на датчиках 1 вновь достигает значения

Еа (примерно на дистанции 40 — 45 м). Для того, чтобы исключить возможность при этом импульсного включения дальнего света введен уровень срабатывания блока 2 при освещенности Е,, при достижении которого на выходе блока 2 сигнал исчезает. Очевидно

7 что максимальное время, в течение которого освещенность датчика 1 находится в пределах Е + Е,, должно быть 40

= —: — (Т,, S,— S, Умпн

Формула изобретения где „„„- минимальная скорость сближения двух автомобилей при встречном разъезде;

5„5„— расстояния, при которых обеспечиваются уровни освещенности Еа и

Е1 ближним светом фар.

В соответствии с этим условием фактически устанавливается уровень Е г срабатывания блока 2. В схеме генератора 12 предусмотрена цепь коррекции времени задержки, которая подключается к датчику 13 скорости (7(5 м/с),подача импульса напряжения может вообще блокироваться с помощью этой цепи. После окончания разъезда освещенность на датчике 1 падает ниже уровня Е,. сигнал на выходе блока 2 и выходе дополнительного блока 8 исчезает, ключ 9 запирается, формирователь 4 обесточивается и контакты 4.1 замыкаются, вследствие чего питание вновь подается на лампы 6 фар дальнего света. Если после разъезда на датчик 1 воздействует световой поток следующего транспортного средства, превышающий уровень Е а, переключение на дальний свет не происходит, поскольку ключ 9 открыт. При необходимости принудительного переключения на дальний свет в этом режиме водитель может осуществить такое переключение вручную путем перевода переключателя 7 из положения дальнего света в положение ближнего света и вновь в положение дальнего света. При этом ключ 9 закрывается, формирователь 4 обесточивается и контакты 4. 1 замыкаются, подключая лампы

6 фар дальнего света к источнику 23 питания

Разъезд автомобилей в случае, когда один автомобиль движется с включенным ближним светом, а другой с дальним, сводится к указанному процессу.

1. Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства, содержащее установленный в передней части тра нспортного средства датчик освещенности, выходом подключенный к входу блока сравнения, выход которого соединен с входом формирователя команды переключения питания фар ближнего и дальнего света, в цепь питания которых включен переключатель света фар, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено дополнительным блоком сравнения, управляемым ключом и генератором импульсов, вход которого подключен к выходу блока сравнения, а выход — к лампам дальнего света, при этом вход управляющего ключа подключен через переключатель света фар, связанный с выходом формирователя команды переключения питания фар к источнику питания, управляющий вход— к выходу дополнительного блока сравнения, входом подключенным к датчику освещенности, а выход связан с входом формирователя команды переключения питания фар, при этом блок сравнения выполнен с двумя порогами сравнения.

2. Устройство по и. 1, отличающеееч тем, что оно снабжено датчиком скорости транспортного средства, включенным во времязадающую цепь генератора импульсов

ВНИИ(!И Заказ 3423!18 Тираж 569 Подписное ((роизвопствепио-полиграфическое предприятие. г. Ужгород, п. (Iроектиая. 4

Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам регулирования угла наклона автомобильных фар и предназначено для использования при необходимости улучшения потребительских свойств и безопасности автомобилей

Изобретение относится к электрическим схемам транспортного средства, а именно к схемам включения наружного освещения, и может использоваться в качестве способа и устройства включения задних противотуманных фонарей транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для снижения расхода топлива автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для повышения технического ресурса самолетных посадочных-рулежных фар (ПРФ), которые выдвигаются на требуемый угол и убираются с помощью электромеханического привода

Изобретение относится к транспортной электронике и может быть использовано для наружной сигнализации транспортных средств, главным образом легковых автомобилей

Изобретение предназначено для поддержки маневрирования транспортных средств. Вспомогательное устройство (10) для маневрирования транспортного средства содержит осветительные средства (14, 24), выполненные с возможностью, по меньшей мере, частичного освещения, по меньшей мере, основания и/или кузова транспортного средства, и управляющее устройство (22), выполненное с возможностью управления осветительными средствами (14, 24) для их активирования и/или деактивирования. Управляющее устройство (22) выполнено с возможностью управления осветительными средствами (14, 24) в зависимости от скорости транспортного средства и/или от его расстояния, по меньшей мере, до одного ограничения проезжей части или до препятствия на ней. Достигается поддержка маневрирования транспортного средства, повышение безопасности при маневрировании. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для автоматического переключения режимов освещения автомобилей и может быть использовано в качестве дополнения к штатной системе освещения автомобиля. Устройство для автоматического переключения режимов освещения содержит фотодатчик на основе фоторезистора, блок управления и переключения режимов освещения, переключатель напряжения питания и стабилизатор напряжения для использования устройства на автомобилях с напряжением питания бортовой сети как 12, так и 24 В, защиту от короткого замыкания, таймер задержки включения ближнего света, таймер задержки включения дальнего света, генератор импульсов, выключатель автоматического режима управления внешним освещением и реле переключения режимов освещения. Блок управления подключается непосредственно к выводу включения дальнего света от ручного переключателя режимов освещения, а выходы блока управления к реле включения ближнего и дальнего света. Достигается снижение числа дорожно-транспортных происшествий в результате ослепления водителя встречного автомобиля, за счет возможности применения данного устройства на одном из движущихся навстречу друг другу автомобилей и правильной его работы независимо от устройства системы освещения встречного автомобиля, а также установки его на все типы автомобилей. 2 ил.

Изобретение относится к приборам наружного освещения автомобиля. Система для экономии электроэнергии автомобиля содержит потребители электроэнергии, связанные электрической цепью с блоком управления, блок управления связан с датчиками автомобиля. Потребителями электроэнергии являются фары автомобиля и габаритные фонари. Каждый потребитель связан с электрической системой автомобиля двумя ветвями электрической цепи. Первая связывает потребителя с электрической системой автомобиля, вторая - с электрической системой через контроллер, связанный с датчиками движения автомобиля и определения препятствий. На первой ветви габаритных фонарей установлен ручной выключатель. На второй - на участке между контроллером и потребителем установлен управляемый контроллером выключатель. Контроллер снабжен ручным выключателем. На участке между узлом соединения первой и второй ветвей и потребителем установлен выключатель, связанный с контроллером, выполненный с возможностью автоматического переключения и ручного переключения. Расширяются функциональные возможности. 1 ил.
Наверх