Способ контроля прогрева ротора

 

Изобретение м.б. использовано для контроля термонапряженного состояния паровых турбин, контроля качества ведения переходных режимов энергоблоков и автоматизации управления ими. Цель изобретения - повьш ение точности контроля путем учета влияния потоков тепла по телу ротора в осевом направлении в зоне дополнительного се- . чения. В процессе изменения режима работы турбины определяют датчиками 1 и 2 т-ру греющей среды в зонах характёрного и дополнительного сечений ротора. Датчиком 14 определяют изменение коэффициента теплопередачи от пара к поверхности ротора в зоне характерного сечения. По датчику 10 судят о т-ре металла ротора в зоне подшипника и при определении среднеинтегральной т-рЫ (сит) металла в дополнительном сечении вводят поправки пропорциональные перепаду СИТ в характерном и дополнительном сечениях и разности СИТ в дополнительном сечегши и т-ры металла ротора в зоне подшипника. 1 ил. с о с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ1(РЕСПУБЛИК

I (19) (11) А2 (Я1) 4 1 01 Э 19/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 859659 (21) 4167579/24-06 (22) 25.12.86 (46) 15.07 ° 88. Бюл. У 26 (71) Всесоюзный теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф.Э.Дзержинского (72) А.Ш.Лейзерович (53) 621 ° 165-57(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(859659, кл. F 01 D 19/02, 1979. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕВА РОТОРА (57) Изобретение м,б. использовано для контроля термонапряженного состояния паровых турбин, контроля качества ведения переходных режимов энергоблоков и автоматизации управления ими. Цель изобретения — повьш ение точности контроля путем учета влияния потоков тепла по телу ротора в осевом направлении в зоне дополнительного сечения. В процессе изменения режима работы турбины определяют датчиками

1 и 2 т-ру греющей среды в зонах характерного и дополнительного сечений ротора. Датчиком 14 определяют изменение коэффициента теплопередачи от пара к поверхности ротора в зоне характерного сечения. По датчику 10 судят о т-ре металла ротора в зоне подшипника и при определении среднеинтегральной т-ры (СИТ) металла в дополнительном сечении вводят поправ« ки, пропорциональные перепаду СИТ в а

Я характерном и дополнительном сечениях и разности СИТ в дополнительном сечении и т-ры металла ротора в зоне подшипника, 1 ил. С:

1409762 (:

Изобретение относится к теплоэнергетике, может быть использовано для контроля термонапряженного состояния ( паровых турбин, контроля качества ве- > ( дения переходных режимов энергоблоков и автоматизации управления ими и, является усовершенствованием способа

: по авт.св..Р 859659.

Цель изобретения — повышение точ- 10 ности контроля путем учета влияния потоков тепла по телу ротора в осевом направлении в зоне дополнительного сечения.

Иа чертеже приведена функциональ- 15 ная схема реализации способа.

На функциональной схеме показаны датчики 1 и 2 температуры греющей среды (пара) в зонах соответственно характерного и дополнительного с- е- 20 ний, блок 3 определения потока тепла, передаваемого от греющей среды в на-! правлении оси ротора в зоне характерного сечения, блоки 4 и 5 определения среднеинтегральных температур 25 металла соответственно в характер: ном (температура 1) и дополнительном сечениях и блок 6 определения разнос ти )Д температур по радиусу ротора в характерном сечении. Кроме того, в 3Q схему входят сумматор 7 определения суммы потоков тепла s зоне характерного сечения (от пара к металлу в, радиальном и по телу металла в осевом направлениях), сумматоры 8 и 9, определения тепла теплопроводиостью от характерного к дополнительному сечению и от дополнительного сечения к зоне подшипника, Эти перетоки пропорциональны разностям температур метал- 1О ла в соответствующих сечениях. Температура металла ротора в зоне подшипника принимается равной температуре масла в подшипнике, измеряемой датчиком 10. Блок 3 определения потока тепла, передаваемого от греющей среды в направлении оси ротора в зоне характерного.сечения, выполнен в виде сумматора 11, к входам которого подключены датчик 1 и выходы блоков

4 и 6, а к выходу - блок 12 умножения, на второй вход которого подключен через блок 13 функционального преобразования сигнал от датчика ример датчика gaszerm греюще 55 го пара; блок 4 представляет собои интегратор, а блок 6 - инерционное звено. Блок 5 выполнен в ниде сумма-. тора 15, подключенного к датчику 2 и

Ф охваченного отрицательными обратными связями с выходов интегратора 16 и инерционного звена 17, и сумматора

18, к входам которого подключены выходы сумматора 15, сумматора 8 и ин-. версный выход сумматора 9. Интегратор 16 подключен к выходу сумматора

18, а инерционное звено 17 — к выходу сумматора 15. Результаты контроля с выходов блоков 4 и 6 выводятся на показывающие или регистрирующие приборы, вводятся в блоки автоматического управления (ие показаны).

Приведенная функциональная схема может рассматриваться как блок-схема алгоритма контроля прогрева с использованиек цифровой вычислительной техники. В частности, при использова»: нии специализированных микропроцессорных контроллеров каждый элемент схемы реализуется в виде отдельного алгоритмического блока.

Параметры настройки элементов схемы определяются размерами ротора, теплофизическими свойствами роторной стали, условиями теплоотдачи от пара к поверхности ротора.

Контроль прогрева ротора по предлагаемому способу осуществляется следукпиНм образом, В процессе изменения режима рабо ты турбины определяют посредством датчиков 1 и 2 температуру греющей средй в зоиах характерного и дополнительиого сечений ротора. Датчиком

14 с помощью функционального преобразователя 13 определяют изменение коэффициента теплоотдачи от пара к поверхности ротора в зоне характерного сечения, По датчику 10 можно судить о теьи ературе металла ротора в зоне подиипиика, Эти измерения поз воляют определить потоки тепла от пара к поверхности ротора в зоне характерного сечения (на выходе блока

3) и теплоцроводностью с осевом на правлении - от характерного к допол нительному сечению (на выходе сумматора 8 пропорционально разности сред неинтегральных температур на выходах блоков 4 и 5) и от дополнительного сечения к зоне подшипника (на выходе сумматора 9 — пропорционально разности температуры на выходе блока 5 и температуры измеряемой М датчиком 10).

Учет в сумматоре 18 поправок на потоки тепла теппопроводностью в осевом направлении позволяет более точно определить

Составитель A.Êàëàøíèêîâ

Техред .Л.Олийнык .Корректор ЙэВнлипенко

Редактор И,Рыбченко

Подписное

Заказ 3462/32 Тираж 492.

ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з

1409762

4 температуру металла ротора в допол- в осевом направлении в зоне дополни» ,нительном сечении на выходе ннтегра- тельного сечения, дополнительно опре-. тора 16 и тем самым более точно опре; . деляют температуру металла ротора в делить контролируемые показатели сос- зоне подшипника и при определении .5 тояния на выходах блоков 4 и 6 ° среднеинтегральной температуры металла в дополнительно сечении вводят

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я поправки, пропорциональные перепаду среднеинтегральных температур в хаСпособ контроля прогрева ротора 10 рактерном и дополнительном сечении и по авт.св. У 859659, о т л и ч а ю - разности среднеинтегральной темпера-, шийся тем, что, с целью повыше- туры в дополнительном сечении и темпения точности контроля путем учета ратуры металла ротора в зоне подшипвлияния потоков тепла по телу ротора ника.

Способ контроля прогрева ротора Способ контроля прогрева ротора Способ контроля прогрева ротора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле за переменными режимами работы паровых турбин

Изобретение относится к способу для охлаждения частичной турбины низкого давления, включенной в пароводяной контур паровой турбины, при котором теплоноситель течет через частичную турбину низкого давления, в частности в режиме холостого хода

Изобретение относится к теплоэнергетике, может быть использовано при управлении режимами работы паровых турбин и направлено на повышение надежности и расширение диапазона работы

Изобретение относится к энергетике. Способ запуска турбоустройства, содержащего газотурбинный двигатель, включающий в себя, по меньшей мере, один ротор и стартер, выполненный с возможностью привода ротора во вращение, выполняется электронным модулем. Способ запуска содержит: этап получения распоряжения на запуск турбоустройства и запуска в ответ на получение этого распоряжения; этап первичного ускорения, во время которого стартер работает для увеличения скорости вращения ротора; этап тепловой гомогенизации, во время которого стартер работает для поддержания постоянной скорости вращения ротора или уменьшения ее, пока не произойдет удовлетворение заданного условия; после выполнения заданного условия выполняется этап вторичного ускорения, во время которого стартер работает для увеличения скорости вращения ротора; и этап E6) зажигания, на котором поступает распоряжение на зажигание двигателя. Изобретение позволяет повысить эффективность запуска турбоустройства. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к теплоэнергетике. Может использоваться для минимизации тепловых перемещений роторов относительно корпусов цилиндров за счет изменения длины соединения корпусов цилиндров и подшипников. Узлы переменной длины могут быть реализованы различными способами (винтовое соединение со встроенным гидроприводом). Предложенные соединения переменной длины имеют следующие преимущества: позволяют минимизировать относительные перемещения роторов относительно корпусов цилиндров; позволяют ускорить пуски и остановы турбин за счет управления относительными перемещениями; обеспечивают минимальные перемещения ротора на генератор. 1 з.п. ф-лы.
Наверх