Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя. Цель изобретения - повышение долговечности путем снижения износа фрикционной муфты. Подвижная стенка 5 бустерной полости 4 выполнена в виде эластичной диафрагмы. Включатель установлен в магистрали подачи масла из системы смазки в полость 4. Золотник 16 разделяет внутренний объем включателя на полости 24 и 25 и выполнен с отверстием 23, охватывающим плунжер 17, установленный между штоком 21 датчика 19 т-ры и возвратной пружиной 22, связанной со штоком . Отверстие 23 сообщает межд собой полости 24 и 25, первая из которых сообщена с системой смазки, а вторая - со сливом масла и в ней размеи1,ена подключенная к золотнику поджимающая пружина 18. Жесткость пружины 18 выполнена меньщей, чем результат деления силы давления масла, действующей на золотник, на величину заданной деформации пружины. Путем исключения пробуксовки фрикционной муфты при включении и выключении снижают износ фрикционных дисков, что повЕз1шает долговечность муфты. 1 ил. S (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 F Ol Р 7 08 5 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4082133/25-06 (22) 02.07.86 (46) 30.07.88. Бюл. № 28 (71) Головное специализированное конструкторское бюро по двигателям средней мощности (72) Ю. В. Лущицкий, Г. А. Ниренберг, А. Л. Шоломов, И. В. Лесовицкий и А. И. Русаков (53) 621.43-714.75 (088.8) (56) Заявка Франции ¹ 2314357, кл. F 01 Р 7/08, опублик. 1977. (54) ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к системам автом атического регулирования теплового состояния двигателя. Цель изобретения повышение долговечности путем снижения износа фрикционной муфты. Подвижная стенка 5 бустерной полости 4 выполнена в

Л 1413254 А 1 виде эластичной диафрагмы. Включатель установлен в магистрали подачи масла из системы смазки в полость 4. Золотник 16 разделяет внутренний объем включателя на полости 24 и 25 и выполнен с отверстием 23, охватывающим плунжер 17, установленный между штоком 21 датчика !9 т-ры и возвратной пружиной 22, связанной со штоком. Отверстие 23 сообцгает между собой полости 24 и 25, первая из которых сообщена с системой смазки, а вторая со сливом масла и в ней размещена подключенная к золотнику поджимающая пружина 18. Жесткость пружины 18 выполнена меньшей, чем результат деления силы давления масла, действующей на золотник, на величину заданной деформации пружины.

Путем исключения пробуксовки фрикцнонной муфты при включении и выключснии снижают износ фрикционных дисков, ITU 4f P повышает долговечность муфты. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя.

Цель изобретения — повышение долговечности путем снижения износа фрикционной муфты.

На чертеже представлен привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания в выключенном состоянии.

Привод вентилятора размещен на водяном насосе системы охлаждения двигателя.

В корпусе 1 насоса расположен вал 2, на конце которого закреплен шкив 3. В шкиве 3 расположена бустерная полость 4 с подвижной стенкой 5, выполненной в виде эластичной диафрагмы. В вале 2 выполнены каналы 6 и 7 для подачи масла в бустерную полость 4. К шкиву 3 крепится корпус 8 фрикционной муфты, в котором размещены ведомый диск 9 с фрикционными накладками 10 и ведущий диск 11.

Под воздействием разжимных пружин 2 ведущий диск 11 отжат к подвижной стенке 5 бустерной полости 4, т. е. фрикционная муфта разомкнута. При помощи шлицевого соединения ведомый диск 9 соединен с ведомым валом 13, на конце которого закреплен вентилятор 14. На корпусе 1 водяного насоса установлен включатель, в корпусе 15 которого размещены золотник 6, плунжер 17 и поджимающая пружина 18. На корпусе 15 включателя закреплен датчик 19 температуры, чувствительный элемент которого размещен в полости 20 водяного насоса. Плунжер 17 одним концом упирается в шток 21 датчика 19 температуры, а другим — в возвратную пружину 22. В золотнике 16 соосно с плунжером 17 выполнено сквозное продольное отверстие 23, охватывающее плунжер 17 и сообщающее между собой первую и вторую полости 24 и 25 включателя, расположенные по обе стороны от золотника 16. Первая полость 24 размещена в крышке 26 включателя и через жиклер 27 сообщена с системой смазки двигателя. Вторая полость 25 включателя через отверстие 28 сообщена со сливом в картер двигателя. Поджимающая пружина

18 размещена во второй полости 25 включателя и подключена к золотнику 16, причем жесткость этой пружины выполнена меньшей, чем результат деления силы давления масла, действующей на золотник 16, на величину заданной деформации пружины.

В золотнике 16 выполнена канавка 29, в а в корпусе 15 включателя и в корпусе 1 насоса выполнены каналы 30 и 31 подвода масла в бустерную полость 4 из системы смазки.

Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

13254

5

1О !

2S

2

Шкив 3 посредством клиноременной передачи приводится во вращение от коленчатого вала двигателя. В включенном положении, когда температура жидкости в системе охлаждения двигателя не достигла температуры начала срабатывания датчика

19 температуры, шток 21 и плунжер 17 находятся в нижнем положении, а золотник 16 под действием поджимающей пружины 18 — в верхнем положении, перекрывая при этом подачу масла из системы смазки в канал 30. Масло из системы смазки через жиклер 27, первую полость 24 включателя, отверстие 23 а в золотнике 16, вторую полость 25 включателя и отверстие 28 поступает на слив в картер двигателя.

Поскольку бустерная полость 4 и система смазки разобщены золотником 16, давления в полости 4 нет и ведущий диск 11 под действием пружин 12 отжат к подвижной стенке 5, фрикционная муфта разомкнута и крутящий момент на вентилятор 14 не передается.

При достижении температурой воды в системе охлаждения значения, при котором начинает срабатывать датчик 19 температуры, его шток 21 перемещает плунжер 17 вверх, по направлению к золотнику 16, сжимая при этом возвратную пружину 22.

По мере роста температуры плунжер 17 приближается к золотнику 16 и уменьшает проходное сечение отверстия 23, повышая тем самым давление масла в первой полости 24 включателя. В момент, когда усилие от давления масла на золотник 16 превысит усилие поджимающей пружины 18, золотник 16 перемещается в нижнее положение. При этом плунжер 17 входит в отверстие 23 золотника 16 и давление в первой полости 24 включателя становится равным давлению в системе смазки. Перемещение золотника 16 происходит скачкообразно, т. к. при его трогании с места в сторону плунжера 17 проходное сечение отверстия 23 для масла, перетекающего из первой полости 24 включателя во вторую, становится еще меньше и это, в свою очередь, влечет еще большее нарастание давления в первой полости 24 включателя.

Таким образом исключается возможность нахождения золотника 16 в промежуточном положении.

Оказавшись в нижнем положении, золотник 16 открывает доступ масла из системы смазки по каналам 30, 31, 6 и 7 в бус. терную полость 4. Давление в ней возрастает, диафрагма 5 прогибается, прижимает ведущий диск 11 к ведомому диску 9 и включает фрикционную муфту. Крутящий момент от шкива 3 через фрикционную муфту передается на вентилятор 14, который начинает вращаться с угловой скоростью шкива 3.

14

При снижении температуры жидкости в системе охлаждения под действием возвратной пружины 22 плунжер 17 перемещается в обратном направлении и постепенно приоткрывает отверстие 23 в золотнике 16.

Давление в первой полости включателя падает, и в момент, когда усилие поджимающей пружины 18 превысит усилие 7 от воздействия на золотник 16 давления масла, он скачкообразно перемещается в верхнее положение. Доступ масла в бустерную полость прекращается, пружины 12 размыкают фрикционную муфту, вентилятор

14 останавливается.

Таким образом, путем исключения пробуксовки фрикционной муфты при ее включении и выключении снижают износ фрикционных дисков, что повышает долговечность муфты, и надежность привода в целом.

Формула изобретения

Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания, содержащий фрикционную

13254 муфту, бустерную полость с подвижной стенкой и включатель, снабженный золотником, разделяющим внутренний объем включателя на первую и вторую полости, и возвратной пружиной, связанной со штоком датчика температуры, и установленный в магистрали подачи масла из системы смазки в бустерную полость, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения износа фрикционной муфты, 10 включатель дополнительно снабжен поджимающей пружиной и плунжером, причем плунжер установлен между штоком датчика температуры и возвратной пружиной, золотник выполнен с отверстием, охватывающим плунжер и сообщающим между собой первую и вторую полости включателя, первая полость включателя сообщена с системой смазки, вторая — со сливом масла и в ней размещена подключенная к золотнику поджимающая пружина, жесткость которой выполнена меньшей, чем результат деления силы давления масла, действующей на золотник, на величину заданной деформации пружины.

Составитель Л. Черный

Редактор М. Циткина Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Заказ 3752/33 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для принудительного воздушного охлаждения блоков пуско-тормозных резисторов (БПТР) электровоза с коллекторными тяговыми электродвигателями (ТЭД), работающими от высоковольтной контактной сети постоянного тока с напряжением 3000 В
Наверх