Устройство для возбуждения сейсмических колебаний

 

Изобретение относится к области сейсмической разведки, к устройствам для связи генератора с грунтом. Цель изобретения - обеспечение возможности проведения грунтонеразрушающи.х сейс.мически.к воздействий в процессе движения транспортного средства . В устройстве использованы две гибкие ме.мбраны, образующие герметичную полость , с магнитнай жидкостью между ними. Наружная повер.хность внеи1ней мембраны бесконечно катится по грунту. По внутренней металлизированной ее поверхности скользят контакты электромагнитов, выполненных в виде пружин и закрепленных на наружной поверхности внутренней мембраны так, что могут быть деформированы то, ко вдоль своей оси и перпендикулярно к внутренней мембране. Внутренняя мембрана скользит вкрест образующей прямого цилиндра , обтекаемого в направлении движения транспортного средства и и. горизонтальную нижнюю поверхность с электропроводящей полосой на ней, выполняюцей роль второго элемента подключения электромагнитов. При движении транспортного средства под горизонта,пьной плодащкой нря.мого цил1П1Дра постоянно находится зона затвердевания магнитной жидкости, которая повторяет рельеф местности и передает сейсмическое воздействие на грунт от излучателя, соединенного с цилиндром. Для стабилизации усилия прижатия внещней мембраны к грунту используется пресс-форма, свободно лежащая на виепщей .ме.мбране и повторяюпичя вогнутой своей /ювер.хностью фор.му вер.хней поверхности цилиндра. I з.п. ф-лы. 2 и,1. S СО ю о gi С5 со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ÄÄSU ÄÄ 1420569 (5g 4 (.) 0 $ 1/0-17

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 ) 4198718/24-25 (22) 24.02.87 (46) 30.08.88. Бюл. ¹ 32 (71) Всесоюзный научно-исследовательский геологоразведоч ный и пститут угольных .ч есторождений (72) М. Ф. Ширяев и 3. Г. Порфилкин (53) 550.83 (088.8) (56) Лвторскос свидетельство СССР № 900234, кл. G 01 3 1/04, 1980.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1!25564, к.l. С(01 3 1/047, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

СЕИСМИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИИ (57) Изобретение относится к области сейсмической разведки, к устройствам для связи генератора с грунтом. Цель изобретения— ооеспечение возможности проведения грунтонсразрушающих сейсмических воздействий в процессе движения транспортного средства. В устройстве использованы две гибкие мембраны, образующие герметичную полость, с магнитной жидкостью между ничи.

Наружная поверхность внешней мечбраны бесконечно катится по грунту. ПО внутренней металлизпрованной ее поверхности скользят контакты электромагнитов, выполненных в виде пружин и закрепленных на наружной поверхности внутренней мембраны так, что чогут быть деформированы тольKO 8301b СВО(. и OCII Il IICPIIC НДИКМЛ11РН» !(BH!) 1 ренней мембране. Внутренняя чсмбрана скользит вкрест образующей прямог0 цилиндра, обтекаемого в направлении движения транспортного средства и имеющего и)ризонтальную нижнюю поверхность с электГ)ОПРОВО 1яц(еtt 110, 100011 H

fIoBT0pHI0Ili

1 з.и. ф-л ы. 2 п.1.

1420569

10

25

1

Изобретение относится к источникам сейсмических колебаний, генерирующих продольные упругие волны при движении по поверхности массивных естественных или искусственных твердых сред.

Цель изобретения — обеспечение возможности проведения грунтонеразрушающих сейсмических воздействий в процессе движения транспортного средства.

На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство, рабочее положение; вертикальный разрез; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1.

Устройство содержит транспортное средство 1, на раме которого укреплен силовой цилиндр 2 подачи и энергоустановка 3. К силовому цилиндру 2 подачи жестко прикреплен излучатель 4, нижняя часть 5 которого горизонтальна и выполнена в форме прямого цилиндра с хорошо обтекаемой в горизонтальном направлении по ходу движения транспортного средства боковой поверхностью 6, которая снизу имеет горизонтальный участок 7, ширина которого превышает планируемую ширину области 8 затвердевания магнитной жидкости 9, заполняющей герметическую полость IO, образованную внешней гибкой мембраной 11, которая сопряжена с нижней частью 5 излучателя 4 с помощью двух герметичных подшипниковых соединений 12, что дает ей возможность вращаться вокруг нижней части 5 излучателя

4 при движении транспортного средства плотно облегая при этом находящийся иод нею грунт 13. Кроме магнитной жидкости 9 и нижней части 5 излучателя 4, в герметической полости 10 размещены вторая внутренняя гибкая мембрана 14, плотно облегающая среднюю часть боковой поверхности 6 нижней части 5 излучателя 4 и выполненная с возможностью скольжения вкрест образующей 15 поверхности 6, и электромагниты, выполненные в виде пружин, не подлежащих изгибу в направлении, перпендикулярном их осям. Одни концы!7 пружин !6 жестко и равномерно прикреплены к внешней стороне внутренней гибкой мембраны

l4 нормально к ее поверхности с электрическими выводами на внутреннюю сторону этой мембраны против точек прикрепления пружин 16, а другие концы 18 выполнены с возможностью скольжения по металлизированной внутренней поверхности !9 внешней гибкой мембраны I! при изменении ее конфигурации в процессе скольжения транспортного средства 1. Металлизированная поверхность 19 внешней гибкой мембраны 11 выполняет роль одного из элементов электроподключения пружин 16 к энергоустановке 3

В качестве другого элемента электроподключения пружин 16 к энергоустановке 3 использована электропроводящая полоса 20, нанесенная на горизонтальный участок 7 боко2 вой поверхности 6 нижней части 5 излучателя 4. Ширина этой полосы 20 равна планируемой ширине области 8 затвердевания маг нитной жидкости 9. Внешняя гибкая мембрана 11 придавлена к грунту 13 пресс-формой

21, имеющей свободу перемещений только по вертикали, для чего B ней выполнено вертикальное профилированное отверстие 22, профиль которого повторяет некруговой профиль верхней части 23 излучателя 4 с зазором между ними для исключения вовлечения пресс-формы 21 в колебания, вызванные движением излучателя 4 в вертикальном направлении при возбуждении сейсмических колебаний в грунте 13.

Устройство работает следующим образом.

В транспортном состоянии внешняя гибкая мембрана 1! с находящимися в ее герметической полости 10 и над нею элементами конструкции поднята силовым цилиндром

2 подачи над грунтом 13 и висит на раме транспортного средства I. Электропитание пружин 6 от энергетической установки 3 отключено. Перед производством сейсмических воздействий на грунт 13 силовой цилиндр 2 подачи опускает излучатель 4 и подвешенные к нему элементы конструкции на грунт 13 так, что горизонтальный участок

7 боковой поверхности 6 нижней части 5 излучателя 4 устанавливается выше уровня самой высокой точки рельефа заданного участка профиля возбуждения. Магнитная жидкость 9 иод влиянием собственного веса и веса пресс-формы 21 придает внешней гибкой мембране 11 форму, снизу повторяющую рельеф грунта 13, а сверху — форму прилегающей поверхности пресс-формы 21.

Жестко прикрепленные одними своими концами 17 к внутренней гибкой мембране

14 пружины 16 распирают внешнюю гибкую мембрану 11 по нормали к внутренней гибкой мембране 14 в точках их прикрепления к ней. При подаче на металлизированную внутреннюю поверхность 19 внешней гибкой мембраны l i и на электропроводящую полосу 20 на горизонтальном участке 7 боковой поверхности 6 нижней части 5 излучателя 4 электропитания от энергоустановки

3 пружины 16, концы 7 которых соприкасаются с электроироводящей полосой 20, намагничиваются и вокруг них возникает магнитное поле, что ведет к затвердеванию прилегающих к ним микрообъемов магнитной жидкости 9, в результате чего в герметической полости полости 10 появляется область

8 затвердевания магнитной жидкости 9. С началом движения транспортного средства

1 после образования в герметической полости IO области 8 затвердевания магнитной жидкости 9 излучатель 4 смещается из исход-, ного положения в сторону движения транспортного средства 1, вследствие чего он проскальзывает по верхней поверхности об1420569

Формула изобретения

3 ласти 8 затвердевания магнитной жидкости

9, жестко сцепленной с соответствующим участком внутренней гибкой мембраны 14.

Это проскальзывание обесточивает части находящихся в намагниченном состоянии пружин 16 и подключает к электропитанию новую партию пружин 16, что размагничивает арьергардную часть области 8 затвердевания магнитной жидкости 9 и намагничивает новые микрообъемы магнитной жидкости 9 перед авангардной поверхностью 10 области 8 затвердевания магнитной жидкости 9, что ведет к синхронному с перемещением излучателя 4 перемещению области 8 затвердевания магнитной жидкости 9 с сохранением высоты ее горизонтального участка 7 и отслеживанием рельефа грунта 13 ее нижней поверхностью. В течение всего процесса движения транспортного средства 1 вдоль выбранного участка профиля возбуждения излучатель 4 смещается с той же скоростью по горизонтальному участку 7 области 8 затвердевания магнитной жидкости

9, непрерывно наращиваемой (поверхности) в горизонтальном направлении в сторону движения транспортного средства 1 и ликвидируемой с обратной стороны. Вертикаль- 25 ные перемещения излучателя 4 во времени движения транспортного средства 1 по заданному участку профиля возбуждения через область 8 затвердевания магнитной жидкости 9, непрерывно смещающейся вдоль этого участка с сохранением уровня положения ее горизонтального участка 7 и отслеживанием рельефа грунта 13 ее нижней поверхностью, ведет к ситуации, подобной проведению сейсмических воздействий на грунт

13 при неподвижном транспортном средстве 35

1. Наличие пресс-формы 21, давящей своим весом на внешнюю гибкую мембрану 11, способствует стабилизации на постоянном уровне величины площади горизонтальной проекции поверхности соприкосновения внешней гибкой мембраны 11 с грунтом и усилия 4О ее прижатия к нему при движении транспортного средства 1.

1. Устройство для возбуждения сейсмических колебаний, содержащее транспортное средство и нагруженные на него излучатель, силовой цилиндр подачи, на котором жестко закреплен излучатель, энергетичес4 кую установку, внешнюю гибкую мембрану, образующую герметическую полость, заполненную магнитной жидкостью, в которой установлены электромагниты, и элементы электроподключения электромагнитов к энергоустановке, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности проведения грунтонеразрушающих сейсмических воздействий в процессе движения транспортного средства, оно дополнительно снабжено двумя герметическими подшипниковыми соединениями внешней гибкой мембраны с нижней частью излучателя, выполненного в форме прямого цилиндра с обтекаемой в горизонтальном направлении боковой поверхностью, расположенной вкрест продольной оси транспортного средства, в нижней части которой выполнен горизонтальный участок с шириной, превышающей заданную ширину области затвердевания магнитной жидкости, и снабжено второй. внутренней гибкой мембраной, плотно облегающей боковую поверхность нижней части излучателя и выполненной с возможностью скольжения по этой поверхности вкрест ее образующей, а электромагниты выполнены в виде пружин с возможностью только осевой деформации, одними концами жестко и равномерно прикренленных к внешней стороне внутренней гибкой мембраны, нормально к ее поверхности и имеющих электрические выводы на внутреннюю сторону этой мембраны против точек прикрепления пружин, а другие их концы имеют возможность скольжения по внутренней стороне внешней мембраны; элементы электроподключения электромагнитов к энергоустановке выполнены в виде металлизированной внутренней поверхности внешней мембраны и электропроводящей полосы, нанесенной на горизонтальный участок ооковой поверхности нижней части излучателя.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью стабилизации на постоянном уровне усилия прижатия внешней гибкой мембраны к грунту при движении транспортного средства, оно дополнительно снабжено пресс-формой, расположенной на гибкой мембране с возможностью скольжения мембраны по ее вогнутой поверхности, повторяющей форму верхней части боковой цилиндрической поверхности, располагаемой внутри обеих гибких мембран нижней части изл чателя.

1420569

У риг. 1

А-А (о T3 13IITt .1и О. Комарова

Редактор С. Лисина Текред И. Верес Корректор Г. Региетник

За каз 4327/52 Тираж 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для возбуждения сейсмических колебаний Устройство для возбуждения сейсмических колебаний Устройство для возбуждения сейсмических колебаний Устройство для возбуждения сейсмических колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам , пpимeняe fым в сейсморазведке для вибрационного возбуждения поперечных волн

Изобретение относится к устройствам генерирования сейсмической энергии, предназначенным для разведки полезных ископаемых

Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов для сейсморазведки на нефть и газ

Изобретение относится к акустике дна и может быть использовано для проведения геофизических исследований на мелковязье в донных осадках и прибрежной полосе

Изобретение относится к сейсмической технике и предназначено для возбуждения сейсмических колебаний в скальных грунтах при разведке полезных ископаемых и изучении внутреннего строения Земли

Изобретение относится к области геофизической техники и может использоваться при поиске нефти и газа сейсмическим способом

Изобретение относится к наземной сейсморазведке , в частности к невзрывным источникам , и может быть использовано при разведке нефти и газа, изучении осадочного чехла

Настоящее изобретение относится к способу и системе для генерирования сейсмических сигналов. Система включает транспортное средство, используемое для перемещения в желательное месторасположение на поверхности земли. Транспортное средство имеет первый конец и второй конец напротив первого конца, вибратор, используемый для генерирования сейсмических волн, передаваемых в землю, систему подъемника, соединяющую первый конец транспортного средства с вибратором и используемую для подъема или опускания вибратора относительно земли, и балансировочное устройство, соединенное со вторым концом транспортного средства и используемое для подъема второго конца транспортного средства над уровнем земли. Технический результат - уменьшение действия веса на передние колеса и увеличение веса на вибратор. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх