Устройство для стабилизации кузова транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствм для стабилизации кузова транспортного средства . Цель изобретения - повышение эффективности действия устройства. Устройство выполнено в виде корпуса 1, установленного на две опоры трубчатого сечения, заполненные шариками. Опоры установлены на пружины и заканчиваются стержнями. В корпусе 1 установлен маховик, вал которого нижним концом посредством шарнира установлен на балке оси транспортного средства , а верхни.м концом - в подшипнике 9 посредством конической шестерни 10, зафиксированной на валу с помошью шпонки 11. Шестерня 10 входит в зацепление с двумя коническими шестернями 12, 13 механизма преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, выиолненного в виде горизонтального резьбового штока 14, концы которого упираются в ряды шариков . Для предотвращения проворачивания штока 14 установлена направляющая шпонка 15. На цилиндрической поверхности штока 14 выполнены косые зубья с односторонним наклоном, взаимодействующие с косыми зубьями на внутренних поверхностях звездочек 16, 17 механизмов свободного хода . Механизмы посредством роликов 18 взаимодействуют с шестернями 12, 13. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. Ц5 (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1428599 А 1!

5114 В 60 G 21/08

) r,:

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4250289/31-11 (22) 16.04.87 (46) 07.10.88. Бюл. № 37 (71) Казахский государственный университет им. С. М. Кирова (72) В. А. Кренцель, С. Л. Суменко, В. И. Хван, А. Н. Стародубов, Ю. Н. Г1ышнограев и А. М. Тетюшкин (53) 629.113.041 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 9276!7, кл. В 62 D 37/06, 1980. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствм для стабилизации кузова транспортного средства. Цель изобретения — повышение эффективности действия устройства. Устройство выполнено в виде корпуса 1, установленного на две опоры трубчатого сечения, заполненные шариками. Опоры установлены на пружины и заканчиваются стержнями. В корпусе 1 установлен маховик, вал которого нижним концом посредством шарнира установлен на балке оси транспортного средства, а верхним концом — в подшипнике 9 посредством конической шестерни 10, зафиксированной на валу с помощью шпонки

11. Шестерня 10 входит в зацепление с двумя коническими шестернями 12, 13 механизма преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, выполненного в виде горизонтального резьбового штока 14, концы которого упираются в ряды шариков. Для предотвращения проворачивания штока 14 установлена направляющая

LLIIIoHKB 15. На цилиндрической поверхности штока 14 выполнены косые зубья с односторонним наклоном, взаимодействующие с косыми зубьями на внутреHHHx поверхностях звездочек 16, 17 механизмов свободного хода. Механизмы посредством роликов !8 взаимодействуют с шестернями 12, 13. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

1428599

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для стабилизации кузова транспортного средства.

Цель изобретения — повышение эффективности действия устройства.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4-сечение Б — Б на фиг. 2.

Устройство выполнено в виде корпуса 1, установленного на две опоры 2 трубчатого сечения, заполненные шариками 3. Опоры установлены на пружины 4 и заканчиваются стержнями 5. В корпусе 1 установлен маховик 6, вал которого нижним концом посредством шарнира 7 установлен на балке

8 оси транспортного средства, а верхним

: концом установлен в подшипник 9 посредством конической шестерни 10, зафиксирован: ной иа оси с помощью шпонки 1. Шестерня 10 входит в зацепление с двумя коническими зубчатыми колесами 12 и 13 механиз20 ма преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, выполненного в виде горизонтально расположенного рсзьбового штока 14, концы которого уиира отся в ряды шариков 3. Для иредотвраще- 25

IIHH ироворачивания штока 14 установлена направляющая шионка 15. На цилиндрической поверхности штока 14 выполнены ко I»I. зубья с односторонним наклоном, которыс взаимодействуют с косыми зубьями на внутренних поверхностях звездочек 16 и 17 механизмов свободного хода, которые, в свою очередь, посредством роликов 18 взаимодействуют соответственно с зубчатыми колесами 12 и 13.

Для ограничения перемещения зубчатых колес 12 и 13 в осевом направлении на звездочках !6 и 17 с помощью винтов 19 установлены осевые ограничители 20. Осевые усилия, возникающие ири взаимодействии

IIIToKci 14 и звездочек 16 и 17, воспринимаются упорными подшипниками 21 через ди- 40 ста I I пион и ую втулку 22.

Устройство работает следующим образом.

При наезде транспортного средства на неровность балка 8 оси транспортного средства, сжимая пружины 4, воздействует íà 45 стержень 5, который, в свою очередь, через шарики перемещает в осевом направлении резьбовой шток 14. Перемещение шариков

3 и гитока 14 относительно корпуса 1 происходит ввиду значительно меньшей их собственной инерционной массы ио сравнению 5Q с инерционной массой стабилизируемого ку 30ва. ! lри перемещении резьбового штока 14 вправо относительно корпуса механизм работает следующим образом.

Звездочки 16 и 17 механизмов свободного хода, взаимодействуя с косыми зубьями штока 14, поворачиваются ио часовой стрелке (фиг. 3 и 4, сплошная стрелка). При этом ролики 18 закатываются в узкую часть пространства между звездочкой 16 и зубчатым колесом 12 и заклиниваются между ними, передавая вращение от звездочки 16 к зубчатому колесу 12, которое, в свою очередь, передает вращение посредством конической шестерни 10 гироскопу. В другом механизме свободного хода ролики 18 выкатываются в более широкую часть пространства между звездочкой 17 и зубчатым колесом 13, допуская их свободное относительное вращение.

При перемещении резьбового штока 14 влево относительно корпуса 1 звездочки 16 и 17 механизмов свободного хода, взаимодействуя с косыми зубьями штока 14, поворачиваются против часовой стрелки (фиг. 3 и 4, штриховая стрелка). При этом ролики 18 закатываются в узкую часть пространства между звездочкой 17 и зубчатым колесом 12 и заклиниваются между ними, передавая вращение посредством конической шестерни

10 маховику 6. В другом механизме свободного хода ролики 18 выкатьпзаются в широкую часть пространства между звездочкой

16 и зубчатым колесом 12, допуская их свободное относительное вращение.

3а несколько колебательных движений балки 8 оси транспортного средства маховик гироскопа приобретает угловую скорость, при которой возникает гироскопический эффект с восстанавливающим моментом, достаточным для стабилизации кузова транспортного средства.

Формула изобретения

l. Устройство для стабилизации кузова транспортного средства, содержащее смонтированный на кузове вертикальный вал с маховиком, механизм вращения вала, включающий в себя закрепленную на вертикальном валу коническую шестерню, зацепленную с другой конической шестерней, кинематически связанной с приводом, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, механизм вращения вертикального вала снабжен дополнительной конической шестерней, зацепленной с конической шестерней, закрепленной на вертикальном валу, а привод включает в себя смонтированный с возможностью осевого перемещения относительно кузова резьбовой шток, посредством муфт свободного хода связанный ." коническими шестернями, зацепленными с конической шестерней вертикального вала, и торцами через толкатели связанныи с противоположными концами оси колес транспортного средства.

2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что резьбовой шток размещен в трубчатой направляющей, а толкатели включают в себя тслсскоиически связанные с трубчатой направляющей стержни и размещенные между тор1гами последних и торцами штока шарики. 42859!!

А.А

13

IS

17

Состав))тели I(1. I I;1x мои

Редактор О. Головач Tcxpc;) I I. I3cpci 1,))! и к: )р Г. c,))c)))«..

Заказ 5083/20 Тир;)кк бли I1î;ll I c и с

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам и .îáðåòåíèé и открытий

1!3035, Москва, )К вЂ” -35, Раушская наб., д. 4,5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Прок к))l))ÿ, 4

Устройство для стабилизации кузова транспортного средства Устройство для стабилизации кузова транспортного средства Устройство для стабилизации кузова транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к гиростабилизированным двухколесным одноколейным транспортным средствам. Технический результат изобретения заключается в обеспечении возможности экстренного маневра без уменьшения частоты вращения гироскопа простым наклоном корпуса водителя при одновременном упрощении конструкции за счет использования только одного гироскопа. Гиростабилизатор двухколесного одноколейного транспортного средства выполнен в виде гироскопа в кардановом подвесе, внешнее кольцо карданова подвеса имеет двухстороннее осевое шарнирное соединение с рамой транспортного средства, причем ось этого соединения направлена вдоль продольной оси транспортного средства, внутреннее кольцо карданова подвеса имеет двухстороннее осевое шарнирное соединение с внешним кольцом, вал ротора гироскопа имеет двухстороннее осевое шарнирное соединение с внутренним кольцом карданова подвеса, причем оси всех трех шарнирных соединений взаимно перпендикулярны, внешнее кольцо карданова подвеса является опорой для водителя, а гиростабилизатор имеет средство блокировки поворота внешнего кольца вокруг оси его шарнирного соединения с рамой транспортного средства. Поворот двухколесного транспортного средства на высокой скорости производится его наклоном в сторону поворота без участия руля. Гиростабилизатор сохраняет горизонтальную ориентацию подножки и ног водителя и позволяет водителю через реакцию ног и корпуса контролировать устойчивость транспортного средства. При зафиксированном внешнем кольце перпендикулярно относительно рамы обеспечивается устойчивость всего транспортного средства без участия водителя. 5 ил.
Наверх