Комбинированная опора вала
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при разгрузке подшипников . Цель - повьшение надежности. .Комбинированная опора вала содержит корпус с установленными в нем подшипниками , вал и разгружающее устройство . Разгружающее устройство выполнено в виде колеса из двух дисков, соединенных между собой равномерно расположенными на периферии профильными лопатками. В зоне нагружения установлена охватывающая колесо с зазором полуобечайка, соединенная с корпусом . При вращении колеса в результате обтекания лопаток потоком воздуха возникает аэродинамическая подъемная сила , разгружакмдая подшипники, 3 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4079951/25-27 (22) 07.04.86 (46) 07.10.88. Бюл. У 37 (75) А.В. Чемерский (53) 621.822.5(088.8) (5e) Авторское свидетельство СССР У 290132, кл. F 16 С 21/00, 1970 ° (54) КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА ВАЛА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при разгрузке подшипников. Цель - повышение надежности. .Комбинированная опора вала содержит корпус с установленными в нем подшипниками, вал и разгружающее устройство. Разгружающее устройство выполнено в виде колеса из двух дисков, .соединенных между собой равномерно расположенными на периферии профиль« ными лопатками. В зоне нагружения установлена охватывающая колесо с зазором полуобечайка, соединенная с корпусом. При вращении колеса в результате обтекания лопаток потоком воздуха возникает аэродинамическая подъемная сила, раэгружающая подшипники. 3 ил 1428857 Изобретение относится к машиностро.ению и может быть использовано в общем и тяжелом машиностроении, в станкостроении, в.газотурбонагнетателях двигателей внутреннего сгорания.при разгрузке подшипников.. Целью изобретения является повьппе ние надежности. На фиг. 1 представлена комбинированная опора вала; на фиг. 2 - схема распределения сил, действующих на лопатку; на фиг. 3 - схема обтекания бопатки в зоне полуобечайки. Опора содержит корпус с устанонЛенными в них подшипниками .(не покаданы), вал 1 и разгружающее устройСтво, установленное на валу 1 и выполненное в виде колеса из двух дискон 2, соединенных между собой равномерно 20 расположенными на периферии профильными лопатками 3. Лопатки установлены с общим углом наклона (атаки) М, 16-18. В зоне нагружения подшипников установлена охватывающая колесо 25 зазором 4 полуобечайка 5, соединенная с корпусом. При вращении колеса при обтекании лопаток потоком воздуха возникает аэродинамическая подъемная сила, ко- З0 горая подсчитывается по формулам (фиг. 2), где ot, -; С вЂ” безразмерный коэффициент подъемнои силы; V"; Q-сила лобового сопротивления; С» = коэффициент силы лобового сопротивления: R C Sl — - или R С„S Ч, 2 "% V4 где q $ - скоростной напор; - безразмерный коэффициент; С - коэффициент аэродинаR мической силы крыла (лопатки) . 45 Эта сила может быть или равна secy ротора или меньше. В первом случае подшипники разгружаются полностью.- Во втором случае разгружаются на величину подъемной силы, что уменьшает износ подши ников. Подъемная сила в разгружателе направлена только вверх вследствие того, что колесо установлено н полуобечайке 5. Без -полуобечайки 5 силы, действующие на нал, будут уравновешиваться, при этом подшипники не будут разгружены. В нижней части колеса скорость потока воздуха на вогнутой поверхности лопаток будет больше, чем скорость на выпуклой поверхности. Там где скорость больше, давление понижено и, наоборот ° Поэтому с двух сторон действуют на лопатку неравные силы, их результирующая направлена перпендикулярно центру диска и является подъемной силой, разгружающей подmHrt HH KH ° Формула .и зо брет ения Комбинированная опора вала, содержащая корпус с установленными в нем подшипниками, цапфу нала и раэгружающее устройство, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повьппения надежности, она снабжена соединенной с корпусом полуобечайкой, разгружающее устройство выполнено в виде колеса иэ двух дисков, соединенных между собой равномерно расположенными на периферии профильными лопатками, при этом упомянутая полуобечайка смонти" рована в зоне нагружения с возможностью охвата с зазором колеса нагружающего устройства ° 1 428857 1428857 Заказ 5105/33 Тираж 757 Подпис ное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 Редактор. А. Ворович ° > Составитель Т. Хр омова Техред И. Дидык Корректор Э. Лончакова