Турбоагрегат

 

Изобретение м.б. применено для использования энергии отработавших газов двигателей внутреннего сгорания путем передачи усилия от турбины на силовой вал двигателя. Цель изобретения - повышение надежности и экономичности турбоагрегата путем уменьшения материалоемкости и габаритов , повышение долговечности и частоты вращения турбины. Передаточный механизм (ПМ) 10, выполненный в виде предельного кулисного механизма, кинематически связан с ротором 2 турбины и входным валом 3 ПМ 4. Кулисный механизм вьшолнен в виде диамет- . ральных пазов в торце вала, установленных в пазах ползунов 16 и по меньшей мере двуплечего кривошипа 11 на обращенном к ПМ 4 торце ротора. Цапфы 14 кривошипа, равноотстоящего друг от друга, размещены по окружности и шарнирно соединены с ползунами, выполненными из анти зрикционного материала . Оси 15 и 17 ротора и вала смещены друг относительно друга на величину радиуса кривошипа. При таком выполнении угол поворота ротора всегда равен двум углам поворота вала ПМ 4, который понижает частоту вращения до требуемой величины. Уменьшение частоты вращения вала снижает требования к точности изготовления его зубчатых колес . 2 з .п . ф-лы, 2 шт. Э сл

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 F 01 D 15 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4181 948/24-06 (22) 19. 01.87 (46) 15.10.88. Бюл. 11 38 (71) Научно-исследовательский конструкторскоо-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (72) В.С.Скороходов (53) 621.165(088.8) (56) Заявка ФРГ Р 2648147, кл. F 01 D 1 5/1 2, опублик . 1 977, (54) ТУРБОАГРЕГАТ (57) Изобретение м.б. применено для использования энергии отработавших газов двигателей внутреннего сгорания путем передачи усилия от турбины на силовой вал двигателя, Цель изобретения — повышение надежности и экономичности турбоагрегата путем уменьшения материалоемкости и габаритов, повышение долговечности и частоты вращения турбины. Передаточный механизм (ПМ) 10, выполненный в виде предельного кулисного механизма, кинематически связан с ротором 2 турбины и входным валом 3 ПИ 4. Кулисный механизм выполнен в виде диаметральных пазов в торце вала, установленных в пазах ползунов 16 и по меньшей мере двуплечего .кривошипа 11 на обращенном к IlN 4 торце ротора. Цапфы 14 криношипа, равноотстоящего друг от друга, размещены по окружности и шарнирно соединены с ползунами, выполненными иэ антифрикционного материала. Оси 15 и 17 ротора и вала смещены друг относительно друга на величину радиуса кривошипа. При таком выполнении угол поворота ротора с всегда равен двум углам поворота вала IIM 4, который понижает частоту вращения до требуемой величины.

Уменьшение частоты вращения вала сни- ( жает требования к точности изготовления его зубчатых колес. 2 з.п. ф-лы,2 ил, =

IaaeL

1430557

Изобретение относится к машиностроению, а именно к турбомашинам с

Механическими передачами, и может быть применено, в частности, для использования энергии отработавших газов двигателей внутреннего сгорания путем передачи усилия от турбины на силовой вал двигателя.

Цель изобретения — повышение на- 1п цежности и экономичности путем умень ения материалоемкости и габаритов, Повышение долговечности и частоты вращения турбины.

На фиг, II представлен турбоагре .ат, продольный разре-.; на фиг. 2 (разрез А-А на фиг. 1.

Турбоагрегат содержит корпус 1, В котором установлен ротор 2 турбиНы, кинематически связанный с входНым валом 3 передаточного механизма (редуктора) 4, состоящего из выходНого вала 5 и зубчатых колес 6-9, Турбоагрегат снабжен дополнительным передаточным механизмом 1 О, выпол- 25

Ненным в виде предельного кулисНого механизма, кинематически связанным с ротором 2 турбины и входным валом 3 передаточного механизма 4.

Ротор 2 снабжен . по меньшей мере 30 двуплечим кривошипом 11, а входной вал 3 — диском 12 с пазами 13, Цапфы 14 кривошипа 11 размещены по окружности на равном расстоянии .друг от друга и от продольной оси 15 ротора 2 и шарнирно соединены с

Нолзунами 16, которые установлены в диаметральных пазах 13 диска 12.

Продольные оси 15 и 17 ротора 2 и входного вала 3 смещены относительно друг друга на величину радиуса 18 кривошипа 11. Ползуны 16 выполнены из антифрикционной керамики.

Турбоагрегат работает следующим образом.

При вращении ротора 2 турбины ползуны 16, шарнирно соединенные с цапфами 14, скользят в пазах 13 диска 12, сообщая ему вращение в том . же направлении с угловой скоростью, в два раза меньшей скорости ротора 2, Таким образом, угол поворота ротора 2 всегда равен двум углам поворота входного вала 3 передаточного механизма (редуктора) 4, который понижает частоту вращения до требуемой величины.

При этом увеличивается частота вращения турбинного ротора 2 турбины при повышении надежности и долговечности дополнительного передаточного механизма 10. Уменьшение частоты вращения входного вала 3 редуктора 4 снижает требования к точности изготовления его зубчатых колес 6-9.

Формула изобретения

1 . Турбоаг регат, содержащий корпус, установленный в последнем ротор турбины кинематически связанный с входным валом передаточного механизма, состоящего из зубчатых колес и выходного вала, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и экономичности, . турбоагрегат снабжен дополнительным передаточным механизмом, выполненным в виде предельного кулисного механизма, кинематически связанным с ротором турбины и входным валом редуктора.

2. Турбоагрегат по и, l о т— л и ч а ю шийся тем, что кулисный механизм выполнен в виде диаметральных пазов в торце входного вала редуктора, установленных в пазах ползунов и по меньшей мере двуплечего кривошипа на обращенном к редуктору торце ротора, при этом цапфы кривошипа, равноотстоящие друг от друга, размещены по окружности и шарнирно соединены с ползунами, а оси ротора и входного вала смещены друг относительно друга на величину радиуса кривошипа.

3. Турбоагрегат по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что ползуны выполнены из антифрикционной керамики.

1430557

Составитель В. Гуторов

Техред Л.Сердюкова Корректор Н. Король

Редактор И. Касарда

Заказ 5314/31

Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Турбоагрегат Турбоагрегат Турбоагрегат 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетике. Устройство для приведения в действие нагрузки, содержащее многовальную газовую турбину, содержащую компрессор высокого давления и турбину высокого давления, соединенные друг с другом первым валом, компрессор низкого давления и рабочую турбину, соединенные с обеспечением передачи приводного усилия друг с другом вторым валом, проходящим коаксиально с первым валом. При этом устройство дополнительно содержит нагрузочную муфту, соединяющую рабочую турбину с нагрузкой с обеспечением передачи приводного усилия, а также содержит двухскоростной поворотный редуктор, выполненный с возможностью взаимодействия с указанной нагрузкой с обеспечением передачи приводного усилия и выхода из указанного взаимодействия для медленного вращения нагрузки или для поворота компрессора низкого давления с обеспечением передачи приводного усилия во время промывки в режиме вывода из эксплуатации. Также представлены способ промывки в режиме вывода из эксплуатации многовальной газовой турбины, а также способ медленного вращения многовальной газовой турбины и соединенной с ней нагрузки. Изобретение позволяет повысить эффективность промывки газовой турбины. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх