Тормозной привод с автоматической регулировкой

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных приводах автотранспорта с автоматической регулировкой. Цель - повышение надежности работы и ком пактности конструкции путем обеспечения устойчивого относительного позиционирования корпуса, поршня и собачки. Для этого тормозной привод с автоматической регулировкой барабанно-колодочного тормоза содержит поршни (П) 4, перемещающиеся посредством клина и роликов; П 4 могут посредством гаек и винтов перемещаться отдельно от колодок. Привод с автоматической регулировкой имеет винт, гайку, связанное с ней зубчатое колесо (ЗК) 13 и собачку 14. Собачка l4 установлена с возможностью взаимодействия с поршнем посредством оси 15. СвободгЛш конец собачки 14 имеет криволинейную часть 16 с формой, соответствующей форме зубьев ЗК 13. Первая пружина 19 прижимает часть 16 к зубьям ЗК 13 и расположена под головкой 17 оси 15, имеющей выступ для ограничения осевого перемещения гайки и кулачок с головкой 17. Головка 17 размещена с возможностью перемещения в продольной канавке 22 корпуса i 2 и с контактом с ее стенками. Вторая пружина 25 поджимает криволинейную часть 16 к упору в виде стержня 24 или к корпусу 2. При отключении привода ось 15, перемещаясь вниз вместе с поршнем, вызывает поворот части 16 против часовой стрелки. ЗК 13 поворачивается на определенное число зубьев. Гайка вращается, заставляя винт выдвигаться для удлинения . 5 3.П.ф-лы, 17 ил. (О СО С

союз соВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (192 (112 (512 4 F 16 D 65/40.

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТY

8)

tS

77

/У фи?. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР по делАм изОБРетений и ОткРытий (21) 3746301/25-27 (22) 30,05.84 (31) 8308975 (32) 31.05.83 (33) FR (46) 15.11.88. Вюл, № 42 (71) Сосьете Аноним Д.В.А, (FR) (72) Жан-Жак Карре и Пьер Прессако (Г2) (53) 62-592 (088.8) (56) Патент Франции № 1447464, кл. F 16 D,1964. (54) ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД С АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКОЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных приводах автотранспорта с автоматической регулировкой. Цель— повышение надежности работы и компактности конструкции путем обеспечения,стойчивого относительного позиционирования корпуса, поршня и собачки. Для этого тормозной привод с автоматической регулировкой барабанно-колодочного тормоза содержит поршни (П) 4, перемещающиеся посредством клина и роликов. П 4 могут посредством гаек и винтов перемещаться отдельно от колодок. Привод с автоматической регулировкой имеет винт, гайку, связанное с ней зубчатое колесо (ЗК) 13 и собачку 14 ° Собачка 14 установлена с возможностью взаимодействия с поршнем посредством оси 15.

СвободнЪгй конец собачки 14 имеет криволинейную часть 16 с формой, соответствующей форме зубьев ЗК 13. Первая пружина 19 прижимает часть 16 к зубьям ЗК 13 и расположена под головкой 17 оси 15, имеющей выступ для ограничения осевого перемещения гайки и кулачок с головкой 17. Головка

17 размещена с возможностью перемещения в продольной канавке 22 корпуса

2 и с контактом с ее стенками. Вторая пружина 25 поджимает криволинейную часть 16 к упору в виде стержня

24 или к корпусу 2. При отключении привода ось 15, перемещаясь вниз вместе с поршнем, вызывает поворот части 16 против часовой стрелки. ЗК

13 поворачивается на определенное число зубьев. Гайка вращается, заставляя винт выдвигаться для удпинения. 5 з.п.ф-лы, 17 ил. фи/4

1438625

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных приводах автотранспорта.

Целью изобретения является повыше5 ние надежности работы и компактности конструкции путем обеспечения устойчивого относительного позиционирования корпуса, поршня и собачки.

На фиг, 1 изображен тормозной 1О привод, используемый для регулировки тормозного барабана, частичный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг.1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг.4- вид В на фиг. 2; на 15 ! фиг. 5 — тормозной привод, вариант; на фиг, 6 — вид Г на фиг. 5; на фиг. 7 — разрез Д-Д на фиг. 6; на фиг.8 — вид E на фиг. 6; на фиг. 9 вид А на фиг. 1, вариант; на фиг, 10 — 20 разрез Ж-Ж на фиг. 9; на фиг. 11 вид И на фиг. 9; на фиг. 12 — вид А на фиг. 1, вариант; на фиг. 13 разрез К-К на фиг. 12; на фиг. 14 вид Л на фиг. 12; на фиг. 15 — виц 25

А на фиг. 1, вариант; на фиг. 16— разрез М-И на фиг. 15 на фиг. 17 вид Н на фиг. 15.

Тормозной привод с автоматической регулировкой барабанно-колодочного 30 тормоза (фиг. 1) имеет тормозные колодки (не изображены), установленные с возможностью перемещения от клина 1. Корпус 2 привода имеет отверстия 3, в которых установлены управляющие поршни 4, способные перемещаться в противоположные стороны с помощью клина. 1 и роликов 5, действующих на наклонные днища 6 поршней 4, когда клин 1 перемещается в направле- 40 нии стрелки 7 (фиг. 1). Поршни 4 могут с помощью гаек 8 и винтов 9 перемещаться отдельно от колодок барабанного тормоза (не показаны). Обычно торец 10 винта 9 имеет стопорный узел 11, который предохраняет винт 9 от вращения относительно колодки (не изображена) во время работы тормоза., в результате чего винт 9 имеет возможность ввинчиваться и вывинчиваться при вращении вручную. Таким же образом, на торце отверстия 3 установлена защитная крышка 12, расположенная между корпусом 2 и винтом 9, чтобы защитить внутренний объем при55 вода.

Кроме того, тормозной привод содержит устройство для автоматической регулировки (фиг. 1-4), имеющее винт

9 и гайку 8, зубчатое колесо 13, связанное с гайкой 8, и собачку 14, установленную с возможностью взаимодействия в осевом направлении с управляющим поршнем 4 посредством оси 15, шарнирно связанной с одним из концов собачки 14. Ось 15 жестко закреплена на поршне 4.

Другой свободный конец собачки 14 имеет криволинейную часть (кулачок)

16, имеющую форму зубьев колеса 13.

Часть 16 прижимается упруго к зубьям колеса 13 с помощью первой пружины 19, расположенной под головкой 17 оси

15 и действующей радиально на собачку 14.

Согласно фиг. 3 ссь 15 iìååò кулачок 18, позволяющий собачке перемещаться отiloc! Iòå:iüíî кулака 18 lipoтив действия пружины 19. Кроме того, ось 15 имеет выступ 20, проходящий в прорезь 21 в виде кольцевой канавки в гайке 8, чтобы ограничить осевое перемещение гайки 8 относительно поршня 4. Головка 17 оси 15 установлена г продольной канавке 22 корпуса 2. Диаметр головки 17 таков, что поршень 4 и ось 15 цепиком устанавливаются ii;= окружности относительно корпуса 2 и могут перемещаться аксиальнс один отнссительпо другого по канавке 22.

Собачка 14 имеет наклонный участок

23, расположенный на боковой грани собачки 14 и упруго взаимодействующий с образующим неподвижное сое-динение с корпусом 2 стержнем 24 с. помощью второй пружины 25, которая намотана вокруг гайки 8. Один конец второй пружины 25 крепится к поршню 4, а другой прижимает собачку 14 к стержню 24..Наклонный участок 23 своим продолжением к свободному второму концу собачки 14 образует криволинейную часть 16.

Зубчатое колесо 13 связано с гайкой 8 с помощью пружины 26, что обеспечивает небольшое относительное вращение между зубчатым колесом 13 и гайкой 8. Это дает возможность предотвратить повреждение криволинейной части 16 или зубьев колеса 13 если усилие, вызванное при перемещении гайки 8, слишком значительно.

Согласно фиг. 5 — 8 тормозной привод регулируется гидравлически и имеет камеру 27, соединенную с источником давления (не изображен). В каме14386 ре расположены раздельно перемещающиеся два поршня 28 и 29. Вторая пружина 30 утоплена в продольной канавке 31 так, что криволинейная

5 часть 32 собачки 33 прижата влево (фиг. 6) наклонным участком 34 к неподвижной части 35 корпуса 36. Пружина 30 удерживается головкой 37 оси

38. Направление зубьев собачки 33 противоположно направлению зубьев собачки 14.

Тормозной привод (фиг. 9 — 11) содержит собачку 39, упирающуюся в стержень 40 с помощью второй пружины

41, охватывающей гайку 42. Пружина 41 имеет криволинейный конец 43, выполняющий функции первой пружины и при— жимающей криволинейную часть 44 собачки 39 радиально к зубу колеса 45 с>а с двумя наклонными поверхностями (фиг. 11). Гайка 46 (фиг. 10) упирается в дно поршня 47 через втулку 48„ которая способствует вращению гайки

46 относительно поршня 47. Гайка 46 25 сопрягается с винтом 49, Тормозной привод (фиг. 12 — 14) содержит собачку 50, взаимодействующую са стороны ее криволинейной части 51 свободного конца с зубчатым чд кольцом 52, которое взаимодействует с зубьями зубчатого колеса 53, при этом их зубья расположены один напротив других по всей окружности и прижаты одни к другим посредством первой пружины 54, расположенной между поршнем 55 и кольцом 52. Один конец

56 пружины 54 выполнен криволинейным и прижимает наклонный участок 57 упруго к неподвижной части 58. Пружи- 4О на 54 подвержена также торсионному скручиванию. Регулировка зазора осуществляется также гайкой 59.

Согласно варианту фиг. 15 — 17 тормозной привод содержит собачку 60 45 с расширяющимся относительно ее наклонным участком 61 в направлении к ее свободному концу с криволинейной частью 62. Гайка 63 установлена с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом 64 посредством пружины

65. В приводе стержень 66 объединен с корпусом 67, что предотвращает снятие поршня 68 благодаря головке 69 аси 70. Стержень 66 выполнен в виде винта, ввинченного в корпус 67. Во всех описанных вариантах собачки .14, 33, 39, 50 и 60 накопятся частично в направляк>и,нх нр дальных канавках 22, 25

31, 71, 72, 73, выполненных в корпусе 2, 36, 74, 75, 67. Следовательно,.они соответствующим образом защишены, а благодаря выполнению их в виде плоских пластин обеспечивается надежное срабатывание.

Тормозной привод (фиг. 1-4) работает следующим образом.

Когда привод приводится в действие, на клин 1 оказывается давление в направлении стрелки 7 (фиг. 1).

При этом клин 1 проходит между двумя роликами 5, которые с одной стороны накатываются на клин 1, а с другой стороны — на днища 6 поршней 4. Благодаря их наклону поршни 4 отходят о,.>>пн ат другого и прижимают колодки (не изображены).

Перемещеш:е поршня 4, например, влево (фиг. 1) приводит в действие устройства для автоматической регулировки. Перемещение аси 15 вверх (фиг. 2) вызывает перемещение вверх собачки 14 и зубчатого колеса 13. При этом собачка 14 вращается по часовой стрелке. Если осевого перемещения поршня 4 достаточно, часть 16 собачки 14 проходит по зубу колеса 13 и пружина 19 позволяет части 16 оставаться прижатой к фланцу зуба колеса 13, а затеи перескакивать к другому ега зубу.

При отключении привода клин 1 проходит в противоположном направлении ! относительно стрелки 7, поршни 4 ! сближаются пад действием возвратной . пружины для колодок (не изображены).

Это перемещение поршня 4 вниз (фиг.2) и оси 15 вызывает поворот части 16 собачки 14 против часовой стрелки.

При этом зубчатое колесо 13 поворачивается на определенное число зубьев, приводя ва вращение гайку 8, которая заставляет винт 9 продвигаться для удлинения.

Если осевого хода поршней 4 недостаточна, чтобы сообщить собачке 14 перемещение, необходимое для прохождения зуба, собачка 14 возвратится обратно в первоначальное положение без регулировки. Если осевое усилие на винт 9 таково, что трение между ним и гайкой 8 не позволит ей повернуться, зубчатое колесо 13 повернется относительно корпуса 2 и относительно гайки 8 тоже на такую. угловую величину одного зуба, которая соответствует эластичной деформации пру5 14386 жины 26, которая заставляет гайку 8 повернуться, когда излишнее усилие сообщается на винт 9. Голонка 17 оси 15 обеспечивает направление порш5 ню 4 и собачке 14, таким образом определяя относительное положение наклонного участка 23 и стержня 24.

Радиальное перемещение части 16 необходимо для того, чтобы перешаг- )p нуть через зуб колеса 13, что определено формой кулачка 18 (фиг. 3). устройство для автоматической регулировки может легко удаляться без разборки вместе с поршнем 4 с 15 помощью простого его выдвижения, лишь подняв защитную кромку 12.

При работе тормозного привода по фиг. 5 — 8 после увеличения давления в камере 27 поршни 28 и 29 выдвига- 2р ются, перемещаясь раздельно один от другого. При этом ось 38 (фиг. 6) перемещается вверх, криволинейная часть 32 собачки 33 вращается против часовой стрелки и перескакивает на 25 один эуб.

Тормозной привод по фиг. 9 — 11 работает аналогичным образом„ эа исключением того, что благодаря одной и той же пружине 41 часть 44 собач- 30 ки 39 упирается радиально в зубчатое колесо 45 и при этом обеспечивается поворот собачки 39 на определенное число зубьев колеса 45, если вращательное усилие гайки 42 относительно, винта 49 превышает определенное значение, зависящее от угла наклона зубьев колеса 45 и радиального усилия, действующего на загнутый конец 43 пружины 41 ° Благодаря этому пропадает необходимость вставлять пружину 26 согласно основному варианту приводя по фиг ° 1в

1.Тормозной привод с автоматической ., регулировкой, содержащий гайку и винт, соединенное с гайкой зубчатое колесо и установленную с возможностью взаимодействия с управляющим поршнем в осевом направлении собачку, один из

40 концов которой шарнирно связан с осью, а свободный конец установлен с возможностью поворота и взаимодействия посредством первой пружины с зубчатым колесолг, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы и компактности конструкции путем обеспечения относительной фиксации в окружном направлении корпуса, поршня и собачки, собачка подпружинена к корпусу и выполHeHà с наклонным участком, контактирующим с корпусом, ось установлена на поршне, а ее свободный конец выполнен в виде кулачка с головкой, раэ55

Тормозной привод по фиг, 12 — 14 работает аналогично, эа исключением того, что для перескакивания на один эуб собачка 50 приводит во вращение зубчатое кольцо 52, которое под действием пружины 54 может смещаться под углом относительно зубчатого колеса 53, т.е. собачка 50 работает вместе с зубчатым кольцом 52 ° Когда тормоз растормаживается, наклонный участок 57 приводит в действие зубчатое кольцо 51 и колесо 53, которое заставляет гайку 59 повернуться, что обеспечивает регулировку тормо за.

25 6

Работа тормозного привода по фиг. 15 — 17 отличается от предыдущих вариантов тем, что автоматическое регулирующее устройство срабатывает, как только приводится в действие тормоз благодаря расширяющемуся наклонному участку 61. При этом могут возникнуть два случая: либо вращающее усилие гайки 63 мало и она приводится в действие от зубчатого колеса 64, либо вращающее усилие гайки 63 слишком велико и пружина 65 обеспечивает относительное перемещение между гайкой 63 и зубчатым колесом 64. Регулировка происходит, когда вращающее усилие гайки 63 становится меньше, чем усилие пружины 65.

Когда тормоз растормаживается, в том случае, если гайка 63 поворачивается и осевой ход поршня 68 достаточен, криволинейная часть 62 собачки 60 перескакивает через зуб и возможна новая регулировка как только тормоз будет приведен в заторможенное состояние.

Пятый вариант тормозного привода по сравнению с предшествующим обеспечивает большее управляющее усилие для выполнения регулировки.

Формула и э о б р е т е н н я мещенной с возможностью перемещения в выполненной в корпусе продольной канавке и с контактом с ее стенками.

2.. Привод по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что конец оси, проти1438625 воположной головке, расположен в выполненной в гайке кольцевой канавке.

3. Привод по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что первая пружина расположена в канавке и установлена на оси с подпружиниванием собачки в радиальном направлении.

4. Привод по пп. 1 — 3, о т л и— ч а ю шийся тем, что он снабжен второй пружиной, выполненной в виде плоской пружины криволинейной формы, установленной одним концом на оси в предварительно напряженном состоянии между головкой оси и поршнем, а другим концом взаимодействующей с промежуточным участком собачки в направлении контакта ее наклонного участка с упором.

5. Привод по и. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что первая пружина установлена с контактом с торцом поршня в предварительно напряженном состоянии в окружном и радиальном направлениях и выполнена с криволинейным концом, контактирующим со свобод"

5 ным концом собачки в радиальном направлении в сторону зубчатого колеса и в направлении контакта ее наклонного участка с упором.

6. Привод по пп. 1 — 5, о т л и— ч а ю шийся тем, что он снабжен упором, жестко связанным с корпусом и зубчатым кольцом, соединенным упpyro и соосно с зубчатым колесоМ, первая пружина выполнена в виде винтовой пружины кручения и сжатия, один ее конец соединен с управляющим поршнем, а другой конец установлен с контактом в осевом направлении с зубчатым кольцом и выполнен с криволиней2О ным участком, контактирующим в окружном и радиальном направлениях со свободным концом собачки, а собачка установлена с контактом с зубчатым кольцом.

Жд/

РидЕ 1

У/

1438625

1438625 у Ю бО

Редактор M. Келемеш

Корректор И. Муска

Заказ 5975/59 Тираж 784 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

fl

Фие. 16

17 бР

Составитель И. Лукина

Техред М, Ходанич

Тормозной привод с автоматической регулировкой Тормозной привод с автоматической регулировкой Тормозной привод с автоматической регулировкой Тормозной привод с автоматической регулировкой Тормозной привод с автоматической регулировкой Тормозной привод с автоматической регулировкой Тормозной привод с автоматической регулировкой Тормозной привод с автоматической регулировкой Тормозной привод с автоматической регулировкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в тормозных системах самоходных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным механизмам дисковых тормозов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для автоматической регулировки тормоза транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крунногабаритных транспортных средствах, например тягачах и прицепах
Наверх