Система управления движением сочлененных тракторов

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частнос- .ти к сочлененным транспортным средствам , состоящим из двух тракторов. , Целью изобретения является повьшение эффективности в работе и надежности путем повышения удобства управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомой секции . Система управления включает в

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

b ЕИЖРАЯ! г.ЛТЕлт12 1;:.,:.1 1; ск Лг!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4290367/30-11 (22) 27.07.87 (46) 23.02.89. Бюл. Ф 7 (71) Производственное объединение

"Волгоградский тракторный завод им. Ф.Э. Дэержинского" и Научнопроизводственное объединение "Целинсельхозмеханизация". (72) Ю.С. Беленький, Н,Ф. Гридин и В,П. Шевчук (53) 629.!13-585.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У I039748, кл. В 60 К 41/02, 1983.

„„Я0„„3459963 А1

15И 4 В 62 D 59/04, В 60 К 17/10 (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ

СОЧЛЕНЕННЫХ ТРАКТОРОВ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным транспортным средствам, состоящим из двух тракторов.

Целью изобретения является повышение эффективности в работе и надежности путем повышения удобства управления и автоматического регулирбвания частоты вращения двигателя ведомой секции. Система управления включает в

1459965 себя однотипные гидроусилители 9 и 10 соответственно ведущего и ведомого тракторов. Гидроусилитель 9 содержит закрепленную на корпусе приставку со сквозным каналом 35, а гидроусилитель

10 — приставку, сквозной канал которой может перекрываться клапаном 36 с электромагнитным управлением. Вспомогательный гидронасос 11 имеет привод от двигателя ведущего трактора и нагнетает рабочую жидкость в сообщенные полости дросселя 16, автомаI тического распределителя 17 и исполнительного гидроцилиндра 18, шток которого соединен с всережимным регулятором двигателя ведомого трактоИзобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к

1 сочлененным транспортным средствам, состоящим из ведомого и ведущего тракторов .

Цель изобретения является повышение эффективности и надежности работы путем повышения удобства управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомого трактора.

На чертеже представлена гидравлическая схема устройства.

Система управления скоростным режимом сочлененного трактора состоит иэ основных гидронасосов 1 и 2, приводимых от двигателей соответственно ведущего и ведомого тракторов, баков

3 и 4, нагнетательных магистралей

5 и 6, сливных магистралей 7 и 8 и гидроусилителей 9 и 10. Система содержит также вспомогательный гидронасос 11, приводимый от двигателя ведущего трактора. Гидронасос 1! через напорную магистраль 12, двухпоэиционный распределитель 13, магистраль 14 и быстросоединяемую муфту 15 соединен с одной из полостей регулируемого гидравлического дросселя 16, автоматическим гидрораспределителем 17 и с рабочей полостью исполнительного гидроципиндра 18. Шток гидроцилинцра 18 кинематически связан с всерера. Напорная магистраль Ь гидроусилителя 10 сообщена с торцовой полостью распределителя 17. Воздействие .на педаль 33 приводит к перемещению золотника 32 и клапана 36, в результате чего выключаются муфты сцепления обоих тракторов, а возрастающее при этом давление в магистрали 23 вызывает шунтирование дросселя 16, вследствие чего шток гидроцилиндра 18 переводит двигатель ведомого трактора на режим минимальных оборотов. Воздействие на педаль подачи топлива изменяет производительность насоса II и положение штока гидроцилиндра 18; 2 з.п. ф-лы, 1 ил. жимным регулятором двигателя ведомого трактора (не показан) и находится под воздействием пружины 19 с возможностью регулировки упругой характеристики, Другие полости дросселя 16 и автоматического распределителя 17 соединены посредством магистрали 20 и быстросоединяемой муфты 21 со сливной магистралью 22. Торцовая полость автоматического гидрораспределителя

17 сообщена с нагнетательной полостью насоса 2 магистралью 23. Нагнетательная полость вспомогательного гидронасоса 11 сообщена с системой разгрузки, включающей клапаны 24 и 25, .уп равляющие полости которых магистралью 26 соединены с гидрораспределителем 13.

Гицроуслители 9 и 10 унифированы и состоят иэ корпуса, внутренняя полость которого разделена на три полости 27-29 двумя поясками полого поршня 30. Поршень 30 выполнен с двумя рядами радиальных каналов 31 которые сообщены с полостями 28 и

29 в одном из положений подпружиненного золотника 32. Последний расположен внутри полого поршня 30 и связан с педалью 33, а сам полый поршень кинематически связан с приводом муфты сцепления своего трактора !не показано) и находится под воздействием возвратной пружины 34. К корпусу гидроусилителя 9 присоединена приставка, з 145996 сквозной канал 35 которой постоянно сообщен с полостями 27 и 28. Приставка гидроусилителя 10 также содержит сквозной канал, сообщающий полости 27 и 28, и, кроме того, подпру5 жиненный клапан 36 для эапирания сквозного канала. Клапан 36 снабжен электромагнитом. Электромагнит клапана 36 электрически связан проводом 37 с бд- 1р ним иэ полюсов источника 38 напряжения, а проводом 39 через штепсельные разъемы 40 и 41 — с контактами нормально разомкнутых выключателей 42 и 43. Второй контакт выключателей 42 и 43 проводом 44 через разъемы 40 и

41 соединен с другим полюсом трактора и механически связан с педалью 33, а выключатель 42 расположен на тягово-сцепном устройстве.

Устройство работает следующим об разом.

В рабочем режиме сочлененного трактора, когда тяговые усилия входящих в него секций суммируются, тяго в 26 во-сцепное устройство подвержено воздействию растягивающих усилий и контакты выключателя 42 остаются разомкнутыми. При этом двигатели обоих тракторов работают в режиме номиналь- З0 ных оборотов, а их муфты сцепления включены, т.е. управляющее воздействие на педаль 33 отсутствует. Рабочая жидкость от гидронасоса 1 по магистрали 5 попадает в полость 29 гидро35 усилителя 9 и через радиальные каналы 31, открытую полость золотника 32, полость 28, сквозной канал 35 приставки, полость 27 и магистраль 7 в бак 3. Путь рабочей жидкости в .контуре гидроусилителя 10 ведомого трактора аналогичен описанному,поскольку обмотка электромагнита при— ставки обесточена. Рабочая жидкость от вспомогательного гидронасоса 11 по магистрали 12 подается в управляемый гидрораспределитель 13, золотник которого находится в положении А. Цалее рабочая жидкость через магистраль 14 и муфту 15 попадает в напорную область дросселя 16 и частично, проходя через него, попадает в сливную магистраль через муфту 21.. Сопротивление дросселя 16 создает давление в полости исполнительного гидроцилиндра 18, шток которого, преодолевая сопротивление пружины 19, удержива ет рычаг всережимного регулятора двигателя ведомого трактора .в положе5 4 нии номинальных оборотов. При этом номинальные обороты двигателя ведущего трактора поддерживаются водителем воздействием на педаль подачи топлива (не показано), а гидронасос 11 выпслняет функции датчика оборотов двигателя ведущего трактора.

В случае необходимости произвести остановку сочлененного трактора водитель последовательно воздействует на педаль 33 и переводит педаль подачи топлива в положение„ соответствующее минимальной частоте вращения двигателя ведущего трактора. В результате этого в гидроусилителе 9 золотник 32 перемещается влево, преодолевая сопротивление своей пружины, и перекрывает радиальные каналы 31 в полом поршне 30. Поступающая по магистрали

5 рабочая жидкость увеличивает дав— ление в полости 29, поршень 30 начинает перемещаться вслед эа золотником 32 и, воздействуя на силовой привод, выключает муфту сцепления ведущего трактора. При воздействии HB педаль 33 одновременно происходит замыкание контактов выключателя 43, в результате чего электромагнит клапана 36 оказывается под напряжением источника 38, а сам клапан 36 перемещается в полбжение, при котором происходит разобщение полостей 27 и 28 гидроусилителя 10. Поступающая от . гидронасоса 2 рабочая жидкость увеличивает давление в полостях 28 и 29, вследствие чего поршень 30 перемеща-i. ется влево и выключает муфту сцепления двигателя ведомого трактора. Одновременно возросшее давление рабочей жидкости передается по магистрали 23 в торцовую полость автоматического распределителя 17 и перемещает его золотник в положение, при котором рабочая полость исполнительного цилиндра 18 оказывается сообщенной со сливом. Шток гидроцилиндра под воздействием пружины 19 устанавливает рычаг всережимного регулятора двигателя ведомого трактора положение минимальных оборотов. После воздействия на педаль 33 водитель переключает коробку перемены передач каждого трактора в нейтральное положение и, снимая управляющее воздействие на педаль подачи топлива, устанавливает минимальные обороты двигателя ведущего трактора. После этого педаль 33 возвращается в первоначальное положе5 1459 ние, в результате чего золотник 32 гидроусилителя 9 и клапан 36 гидро" усилителя 10 под действием своих пружин занимает исходное положение, при котором восстанавливается поток

5 рабочей жидкости от насосов 1 и 2 через гидроусилители 9 и 10 в баки

3 и 4, а поршни 30 обоих гицроусилителей возвращаются в прежнее положение под воздействием пружины 34 и включают обе муфты сцепления.

При трогании сочлененного трактора с места водитель воздействием на педаль 33 выключает обе муфты сцепления, включает нужные передачи обоих тракторов и, отпуская педаль 33, воздействует на педаль подачи топлива. С увеличением частоты вращения двигателя ведущего трактора увеличивается производительность вспомогательного гидронасоса 11, следствием чего является увеличение давления в рабочей полости гидроцилиндра 18, перемещение его штока вправо и увели- 2Б чение частоты вращения двигателя ведомого трактора.

При случайном наезде ведомого трактора, например, при маневрировании, когда ведомый трактор движется под уклон, в тягово-сцепленном устройстве возникает сжимающее усилие, в результате чего расстояние между тракторами уменьшается на величину, обеспечивающую замыкание контактов выключателя 42. При замыкании конЗБ тактов выключателя 42 электромагнит клапана36 оказывается под напряжением источника 38, а сам клапан перемещается в положение, при котором происходит разобщение полостей 27 и 28 гидроусилителя 10. Поступающая от гидронасоса 2 рабочая жидкость увеличивае т давление в полос тях 28 и 29 гидроусилителя 10, вследствие

45 чего поршень 30 перемещается влево и выключает муфту сцепления двигателя ведомого трактора. Одновременно

Ф возросшее давление передается по магистрали 23 в торцовую полость авто50 матического распределителя 17 и перемещает его золотник в положение, при котором рабочая полость исполнительного цилиндра 18 оказывается сообщенной со сливом. Шток гидроцилиндра 18 под воздействием пружины

19 устанавливает рычаг всережимного регулятора двигателя ведомого трактора в положение минимальных оборотов.

965 6

После снижения скорости движения ведомого трактора водитель принимает решение по. завершению маневра трактора.

Устройство предусматривает также возможность работы сочлененного трактора в режиме пассивного ведомого трактора, когда не требуется мощность обоих двигателей, например на разворотах в конце поля, когда сельхозорудия находятся в транспортном (поднятом) положении, Пля этого водитель перемещает золотник двухпозиционного распределителя 13 в положение Б. При этом происходит разобщение магистралей 12 и 14, а магистрали 22 и 26 оказываются соединенными, Тогда давление в рабочей полости гидроцилиндра 18 падает, а рабочая жидкость вытесняется воздействием пружины,19 на шток-, который:"переводит двигатель ведомого трактора в режим минимальних оборотов. Одновременно сообщение управляющей полости клапанов 24 и 25 со сливом через магистрали 26 и 22, а также возрастание давления в маги-.. страли 12 (в первоначальный момент) приводит к открыванию клапана 24, в результате чего рабочая жидкость начинает свободно перетекать в бак через магистраль 12 и клапан 24.

Для использования тракторов в качестве самостоятельных транспортных средств достаточно разъединить гидромуфты 15 и 21 и штепсельные разъемы

40 и 41, перевести золотник распределителя в положение Б и отсоединить тягово-сцепное устройство. формула изоб ретения

1. Система управления движением сочлененных тракторов, содержащих двигатели, муфты сцепления, приводы управления которыми связаны между собой, всережимные регуляторы двигателей, приводы управления которых также связаны между собой, тяговосцепное устройство, связывающее ведущий и ведомый тракторы, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности работы и надежности путем повышения удобства управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомого трактора, она снабжена гидроусилителями приводов управления муфт сцепления, силовым гидроцилиндром

1459965

Составитель А. Барыков

Редактор С. Пекарь Техред М.Дидык Корректор С. Черни

Заказ 40!/18 Тираж 480 Подписное

ВНК1ПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 привода управления всережимного регулятора двигателя ведомого трактора, двумя основными гидронасосами, гидравлически связанными с гидроусилителями приводов управления муфт сцеп5 ления, вспомогательным гидронасосом, кинематически связанным с валом двигателя ведущего трактора, двухпози-! ционным четырехлинейным гидрораспределителем, регулируемым гидродросселем, автоматическим двухпозиционным двухлинейным гидрораспределителем с управляющей полостью, сообщенной с нагнетательной магистралью основно- 15

ro гидронасоса ведомого трактора, системой разгрузки, включающей в себя два клапана с управляющими полостями, с входами, соединенными с нагнетательной магистралью вспомогательного 2р гидронасоса, и с выходами, сообщенными со сливной магистралью, при этом первая линия двухпозиционного гидрораспределителя соединена с нагнетательной магистралью вспомогательного 25 гидронасоса ведущего трактора, вторая линия — с управляющими полостями клапанов системы разгрузки, третья с гидроцилиндром провода управления всережимным регулятором двигателя Зд ведомого трактора, четвертая линия со сливом, причем в первой позиции двухпозиционного гидрораспределителя его первая линия соединена с третьей пинией, а во второй позиции вторая

35 пиния соединена с четвертой, при этом первая линия автоматического распределителя соединена с упомянутым гидроцилиндром, а вторая — со сливной магистралью, причем в первой позиции 40 автоматического распределителя его первая и вторая линии соединены, во второй — разъединены, при этом вход регулируемого гидродросселя сообщен с первой линией автоматического гидрораспределителя, а выход — с второй.

2. Система по п. 1, о т л ич ающ а я с я тем, что каждый иэ гидроусилителей приводов управления муфт сцепления содержит корпус с размещенным в нем полым поршнем с радиальными каналами и двумя поясками, образующими в корпусе три полости управления, первая из которых сообщена с нагнетательной магистралью основного гидронасоса, вторая полость размещена. между двумя упомянутыми поясками, а третья сообщена со сливом, размещенный в поршне двухпозиционный двухлинейный гидрораспределитель, кинематически связанный с при" водом управления сцеплением, при этом первая линия упомянутого гидрораспределителя сообщена с первой полос ю управления гидроусилителя, а вторая линия — с второй, причем в первой позиции гидрораспределителя его первая и вторая линии разобщены между собой, а во второй сообщены, при этом в гидро усилителе ведущего трактора вторая и третья поло сти управления сообщены между собой, а гидроусилитель ведомого трактора снабжен электрогидравлическим двухпозиционным дв ухлинейным гидрораспр еделителем, первая линия которого сообщена с второй полостью гидроусилителя, а вторая линия — с третьей, причем в первой позиции первая и вторая линии сообщены между собой,а во второй разобщены.

3. Система по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что связь приводов управления муфт сцепления выполнена в виде электрической цепи, содержащей последовательно соединенные источник питания, выключатель, связанный с приводом управления муфты сцепления ведущего трактора, электромагнит электрогидравлического распределителя гидроусилителя привода управления муфты сцепления ведомого трактора и выключатель, размещенный на тягово-сцепном устройстве с возможностью замыкания электрической цепи при скорости ведомого трактора, большей скорости ведущего, трактора.

Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, пренмущественно для активизации ходовых систем транспортных и транспортнотехнологических машин

Автопоезд // 1399207
Изобретение относится к прицепным транспортным средствам с устройством для облегчения трогания их с места

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к тракторостроению , в частности к устройствам привода активных тракторных прицепов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям самоходных транспортных средств, в частности двухпоточным гидромеханическим передачам

Изобретение относится к транспортному машиностроениго

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидромеханическим передачам, используемым, например , D качестве вариаторов скорости в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления гидравлической трансмиссией, применяемым на транспортных машинах с бортовым поворотом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к приводам вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частнос-.ти к сочлененным транспортным средствам, состоящим из двух тракторов

Наверх