Двигательно-движительный комплекс судна

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции лопастных движителей. Цель изобретения - повышение маневренности судна за счет изменения величины и направления упора движителя. Оба приводных вала 1 вращаются от двигателя 16 в разные стороны. Каждая лопасть 4 колеблется вокруг двух осей: вокруг вертикальной оси элемента 7 и вокруг точки Б. Причем одна лопасть 4 на одном валу создает упор "вперед", а другая на другом валу - "назад". Для изменения упора движителя необходимо уменьшить угол эксцентриситета одного из кривошипов, для чего с помощью штока 14 двигают ползунок 13 из положения А в положение В, который подвигает стержень 11, в свою очередь потягивающий стержень 10, в результате чего изменится эксцентриситет кривошипа 2 относительно оси приводного вала 1 вплоть до 0° /положение В/. В этом случае лопасть неподвижна и занимает положение по потоку. Независимо меняя эксцентриситет каждого кривошипа, можно добиться требуемого направления движения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК 511 4 В 63 Н 1 04 3 04

ВСЕСОВ

Ц1 :ЛН . 1

E„".,Б;,. .! О

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 3

4:ь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4137924/27-11 (22) 21.10.86 (46) 23.04.89. Бюл. № 15 (75) В. И. Борушнов (53) 629.12:532.582.5.037.17 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1421612, кл. В 63 Н 1/04, В 63 Н 1/08, 30. 09.86. (54) ДВИГАТЕЛЪНО-ДВИЖИТЕЛЪНЫЙ

КОМПЛЕКС СУДНА (57) Изобретение относится к судостроению и касается конструкции лопастных движителей. Цель изобретения — повышение маневренности судна за счет изменения величины и направления упора движителя.

Оба приводных вала 1 вращаются от двигателя 16 в разные стороны. Каждая лоÄÄSUÄÄ 1474025 А 1 пасть 4 колеблется вокруг двух осей: вокруг вертикальной оси элемента 7 и вокруг точки

Б. Причем одна лопасть 4 на одном валу создает упор «Вперед», а другая на другом валу — «назад». Для изменения упора движителя необходимо уменьшить угол эксцентриситета одного из кривошипов, для чего с помощью штока 14 двигают ползунок

13 из положения А в положение В, который подвигает стержень 11, в свою очередь подтягивающий стержень 10, в результате чего изменяется эксцентриситет кривошипа

2 относительно оси приводного вала 1 вплоть до 0 (положение В) . В этом случае лопасть неподвижна и занимает положение по потоку. Независимо меняя эксцентриситет каждого кривошипа, можно добиться требуемого направления движения. 2 ил.

1474025

Формула изобретения

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции лопастных движителей.

Цель изобретения — повышение маневренности судна за счет изменения величины и направления упора движителя.

На фиг. I изображен предлагаемый комплекс, вид сзади; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Комплекс судна содержит приводной вал

1, конец которого с помощью шарнира соединен с одним концом кривошипа 2, на котором установлена с возможностью вращения втулка 3 с лопастью 4, выполненной в виде жесткого крыла. Втулка 3 снабжена двумя консолями 5 с соосными сквозными отверстиями, в которых шарнирно закреплены пальцы 6 вилкообразного элемента 7, а свободный палец 8 элемента

7 поворотно установлен в отверстии кронштейна 9 корпуса судна. Кривошип 2 с помощью шарнира соединен с одним концом стержня 10, который своим другим концом также с помощью шарнира соединен с одним концом второго стержня 11, причем другой конец стержня 11 закреплен с возможностью врашения в подшипнике 12 ползунка 13, имеющего возможность перемещения вдоль оси приводного вала 1 с помошbe силового элемента, например штока

14 гидроцилиндра. Приводной вал 1 с помощью зубчатой шестерни 15 соединен с двигателем 16. Параллельно первому приводному валу 1 установлен симметрично такой же приводной вал 1, кинематически связанный с первым с помощью шестерни 15.

Для уравновешивания центробежных сил кривошипа 2 последний и стержень 10 снабжены уравновешивающими массами 17.

Комплекс работает следующим образом.

Оба приводных вала 1 вращаются от двигателя 16 в разные стороны, так как они связаны зубчатыми шестернями 15, кривошип 2 совершает круговое движение вокруг оси вращения приводного вала 1 вместе с втулкой 3. Лопасть 4 колеблется вокруг осей: вокруг вертикальной оси элемента 7 и вокруг точки Б, где пересекаются оси приводного вала 1, кривошипа

2 и оси пальцев 6 элемента 7, и в результате взаимодействия со средой одна лопасть

4 на одном валу создает упор «вперед», а другая лопасть 4 на другом валу создает упор «назад». Если первоначально установить угол эксцентриситета двух кривошипов одинаковым, то и сила упора на двух лопастях будет равна и направлена в противоположные стороны. Судно может стоять на месте при работающем двигателе. Для изменения упора движителя необходимо с помощью штока 14 гидроцилиндра уменьшить угол эксцентриситета одного из кривошипов, для чего необходимо подвинуть ползунок 13 из положения А в положение В. В этом случае ползунок 13 потянет за собой стержень 11, который в свою очередь потянет стержень 10„ в результате чего изменяеТся эксцентриситет кривошипа 2 относительно вала 1 вплоть до 0 (положение В) . В этом случае оси кривошипа 2 и оси стержней 10 и 11 совпадают с продолжением оси приводного вала

1, кривошип 2 свободно вращается во втулке

3, не оказывая влияния на последнюю, а следовательно, лопасть 4 устанавливается неподвижно ребром к направлению движения и не создает упора, тогда как вторая лопасть, положение которой остается без изменения (положение А) создает упор в свою сторону, например «вперед». Судно в этом случае двигается вперед. Если указанную операцию с изменением эксцентриситета кривошипа 2 произвести на другом валу 1, а первую оставить без изменения, то судно получает упор «назад» и двигается назад.

Если одновременно изменять эксцентриситет кривошипов на первом и втором приводных валах, можно получить желаемую скорость движения в ту или иную сторону при неизменных режиме и направлении вращения вала основного двигателя.

Двигательно-движительный комплекс судна, содержащий приводной вал, лопасть, жестко скрепленную с втулкой, установленной с возможностью вращения на кривошипе приводного вала и снабженной двумя консолями со сквозными соосными отверстиями, в которых шарнирно установлены пальцы вилкообразного элемента, поворотно установленного на кронштейне, смонтированном на корпусе судна, а лопасть выполнена в виде жесткого крыла симметричного профиля, плоскость которой перпендикулярна оси кривошипа вала, отлинаюи1ийся тем, что, с целью повышения маневренности судна путем изменения величины и направления упора движителя, он снабжен механизмом регулирования, включающим в себя силовой привод с ползуном и тяги, шарнирно связанные между собой, с одним концом кривошипа и ползуном, при этом другой конец кривошипа шарнирно закреплен на приводном валу.

1474025

Составитель А. Петрушин

Редактор И. Горная Техред И. Верее Корректор М. Пожо

Заказ 1826/16 Тираж 374 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10!

Двигательно-движительный комплекс судна Двигательно-движительный комплекс судна Двигательно-движительный комплекс судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению ,в частности, к гребным винтам регулируемого шага, устанавливаемым на судах, и позволяет повысить точность определения ресурса гребного винта

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции судовых движителей

Изобретение относится к водному транспорту, касается движителей, может быть использовано для мелкосидящих судов и позволяет повысить эффективность реверса движителя

Изобретение относится к водному транспорту, касается движителей, может быть использовано для мелкосидящих судов и позволяет повысить эффективность реверса движителя

Изобретение относится к механике и может быть использовано для перемещения транспортных средств в жидких средах посредством плавниковых движителей

Изобретение относится к судостроению , а именно к лопастным движителям

Изобретение относится к судостроению , а именно к лопастным движителям

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым движителям, и касается конструкции устройства для изменения величины и направления тяги судового гребного винта

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым феррогидродинамическим движителям перистальтического типа

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым феррогидродинамическим движителям перистальтического типа

Изобретение относится к судостроению н предназначено для тихоходных судов с малой осадкой
Наверх