Устройство для моделирования скоростных характеристик автомобиля и двигателя

 

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к моделирующим устройствам транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности моделирования. Для этого в устройство введены блок временного запаздывания, апериодическое звено, квадратор, блоки масштабирования, группа апериодических звеньев и группа переключателей. Устройство позволяет повысить достоверность исследования систем автоматического регулирования скорости автомобиля. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4252279/24-24; 4289305/24-24 (22) 28.05.87

-(46) 23,04,89. Бюл. Ф 15 (75) В.Е.Ютт и В.П.Лаптев (53) 681.333(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1120371, кл, G 06 G 7/64, 1983 .

Авторское свидетельство СССР и 486333. кл. G 06 G 7/70, 1973. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

СКОРОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМОБИЛЯ

И ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к вычис1

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к моделирующим устройствам транспортных средств, и может быть использовано для исследований и приемосдаточных испытаний систем автоматического регулирования скорости автомобиля.

Цель изобретения — повышение точности моделирования.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства, на фиг. 2 — экспериментальные статические характеристики бензинового двигателя и момента сопротивления движению автомобиля, приведенного к двигателю, Устройство для моделирования скоростных характеристик автомобиля и двигателя (фиг. 1) содержит блок 1 задания положения дроссельной заслонки двигателя (например,. потенциометр),,блок 2 задания внешнего момента сопротивления (например, потенциометр), первое апериодическое звено 3, управляемый ограничитель 4, „.SU, 1474684 (51) 4 G 06 G 7/70 лительной технике, в частности к моделирующим устройствам транспортных средств. Цель изобретения — повышение точности моделирования. Для этого в устройство введены блок временного запаздывания, апериодическое звено, квадратор, блоки масштабирования, группа апериодических звеньев и группа переключателей.

Устройство позволяет повысить достоверность исследования систем автоматического регулирования скорости автбмобиля. 2 ил. (O

2 первый сумматор 5, второе апериодическое звено 6, блок 7 временного запаздывания, ограничитель 8, блок 9 сравнения и второй блок 10 масштабирования. В состав устройства также входят блок 11 задания оборотов халостого хода (например, потенциометр) Д » и второй сумматор 12, группа апериодических звеньев 13 и 14 (например, Д » по числу передач коробки передач ав- ф томобиля), группа блоков 15 и 16 р 1 масштабирования (по числу апериодических звеньев и группе), квадратор

"17, первый блок 18 масштабирования и группа переключателей 19. Ограничи.тели 4 и 6 объединены в блок 20 ограничения.

Выходы блоков масштабирования

1 объединены и являются выходом устройства, с которого снимается информация о скорости автомобиля. Переключатели 19 осуществляют коммутацию выходов апериодических звеньев 13 и

14 с входами блоков 15 и 16 масшта1474684 бирования, или переключатель соединяет выход апериодического звена 3 с входом сумматора 5. С выхода звена 3 снимается информация о частоте вращения коленчатого вала двигателя, Hà фиг. 2 обозначены: М» — крутящий момент двигателя, (кГм); и— частота вращения коленчатого двигателя (об /мин) ° u zî ° q» з положения 10 дроссельной заслонки (90 соответствуют полностью открытой дроссельной заслонке); и „, — частота вращения, соответствующая холостому ходу двигателя; N - момент сопротивления движению автомобиля на прямой передаче по горизонтальной дороге, приведенный к валу двигателя.

В основу работы устройства положены уравнения, которые могут быть записаны в виде

V(t)=(n „,+(W(p) q(t)F(u,n)-Z„(Z«V(t)+

+К V ()+11 (t))3 — — — - — — — К

1+W (p)W (p)

Eie

W(p) = — - ——

1+Т, р

В при Б 7 дмаксв

F(U,n)= K„n при U К Б+Б,;

1 в остальных случаях;

w (р)= — — — .

»

1+Т,.р

К „ при включенной нейтральной передаче;

К,Ч (t)+K,× (t) прн включенной i-й передаче, W » (р) = где i=0,1,2,3,4 — соответственно нейтральная, 1-я, 2-я, 3-я и 4-я передачи, Устройство работает следующим образом.

Передаточная функция W àïåðèîдического звена 3 определяется выра40

45 жением

Кз

Wg= -- ——

1+т,р

50 где К вЂ” коэффициент передачи;

Тз — постоянная времени апериодического звена 3; р — оператор дифференцирования, Она характеризует инерционные свойства двигателя на холостом ходу.

Передаточная функция W апериоди-, ческого звена 13 определяется выражением

К 1з

Ы

1+Т р

» где Т» — постоянная времени апериодического звена 13;

K» — его коэффициент передачи, Ее величина определяется собственным моментом инерции двигателя и приведенным к двигателю (например, в зависимости от выбранной передачи коробки передач) моментом инерции трансмиссии и поступательно движущихся масс автомобиля. Передаточная функция апериодического звена 14 определяется аналогичным выражением и отличается только величиной постоянной времени.

Передаточная функция W апериодического звена 6 определяется выражением

К .

1+Т,р где К вЂ” коэффициент передачи, Т вЂ” постоянная времени аперио. дического звена 6, характеризующая динамические свойства впускного тракта.двигателя, Коэффициент передачи блока 10 масштабирования равен К„, а блока 18 масштабирования — К,. Коэффициенты передачи блоков !5 и 16 масштабирования соответственно равны К,5и.

К<,. Их значения определяются соотношениями между скоростью автомобиля и частотой вращения коленчатого вала двигателя в зависимости от выбранной передачи. Передаточная функция (4„ квадратора 17 определяется а выражением W „,=К.,„V где К „,— коэффициент передачи, V — скорость автомобиля, Когда один из переключателей 19 находится в положении, при котором он осуществляет соединение. выхода апериодического звена 3 с входом сумматора 5 (что соответствует нейтральному положению коробки передач), на выходе апериодического звена 3 формируется сигнал,. соответствующий частоте и вращения коленчатого вала двигателя. В статическом режиме (сигналы на выходах. всех блоков постоянны) частота вращения при значениях сигналов на выходе блока 1 за.дания положения дроссельной заслонки

Ц и на выходе блока 2 задания внеш5 1474684 6 него момента сопротивления М,(в статическом режиме МС=М „,), лежащих в зоне I (фиг. 2) характеристик двигателя, определяется зависимостью

5 п=п +К g-К М -К . Частота вращения

6 (o c 10h коленчатого вала двигателя, соответствующая холостому ходу в предлагаемом устройстве, задается с помощью блока

11 задания оборотов холостого хода.

Как видно из фиг. 2, характеристики карбюраторного двигателя в зоне II являются существенно нелинейными, В устройстве они аппроксимируются ломаной линией, задаваемой управляемым 15 ограничителем 4 и ограничителем 8, Динамические характеристики устройства в этом случае определяются апериодическими звеньями 3 и 6 и блоком 7 временного запаздывания. При этом второе апериодическое звено 6 и блок

-7 временного запаздывания характеризуют динамические снойстна впускного тракта двигателя, а апериодическое звено 3 — момент инерции двигателя.

Включению передачи в устройстве соответствует положение одного иэ переключателей 19, при котором он осуществляет соединение выхода одного из апериодических зненьев группы, например звена 13, с входом соответствующего блока 15 масштабирования и с входом сумматора 5. Работа устройства в данном случае аналогична описанной. Дополнительной особенностью является то, что момент сопротивления движению автомобиля, приведенный к двигателю, зависит от скоростного режима движения автомобиля, Момент сопротивления движению автомобиля М „связан со скоростью движения V зависимостью М,„=М +K Ч+

+К, V, В предложенном устройстве эта зависимость реализуется с помос щью блока 2 задания внешнего момента сопротивления (который задает момент сопротивления, определяемый коэффициентом сцепления шин с дорогой, уклоном продольного профиля дороги и др,), квадратора 17 и блока 18 масштабирования.

Формула изобретения

Устройство для моделирования скоростных характеристик автомобиля и двигателя, содержащее блок задания положения дроссельной заслонки двигателя, блок задания внешнего момен-. та сопротивления, первое апериодическое звено, блок ограничения, блок сравнения, два сумматора и блок задания оборотов холостого хода, причем выход блока задания внешнего момента сопротивления соединен с первым входом первого сумматора, выход блока задания положения дроссельной заслонки двигателя подключен к первому входу второго сумматора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности моделирования, н него введены блок нременного запаздывания, второе апериодическое звено, кнадратор, первый и второй блоки масштабирования, группа апериодических звеньев, группа переключателей и группа блоков масштабирования, выходы которых подключены к входам первого блока мас.= штабиронания и кнадратора, выходы которых подключены соответственно к второму и третьему входам первого сумматора, выход которого через второй блок масштабирования подключен к первому входу блока сравнения, выход которого соединен с входом первого апериодического звена, с входами апериодических звеньев группы и с управляемым входом блока ограничения, выход которого подключен к второму входу блока сраннения, выходы апериодических звеньев группы и первого апериодического звена через соответствующие переключатели группы соединены соответственно с входами блоков масштабирования группы и четвертым входом первого сумматора, выхрд блока задания оборотов холостого хода подключен к второму входу второго сумматора, выход которого через последовательно соединенные второе апериодическое звено и блок нременного запаздывания соединен с информационным входом блока ограничения.

1474684

Составитель И.Дубинина

Редактор О.Юрковецкая Техред Л.Сердюкова Корректор Э,Лончакова

Заказ 1896/48 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для моделирования скоростных характеристик автомобиля и двигателя Устройство для моделирования скоростных характеристик автомобиля и двигателя Устройство для моделирования скоростных характеристик автомобиля и двигателя Устройство для моделирования скоростных характеристик автомобиля и двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам аналоговой вычислительной техники и предназначено для исследования пространственного обтекания летательных аппаратов

Изобретение относится к средствам аналоговой вычислительной техники и может быть использовано для решения задач аэрогидромеханики при исследовании пространственного обтекания транспортных средств, имеющих проточные каналы

Изобретение относится к аналоговой , вычислительной технике и может найти применение в тренажерах для подготовки водителей транспортных средств

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и предназначено для решения задач аэрогидромеханики

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может найти применение в тренажерах для подготовки водителей транспортных средств

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для моделирования обтекания водой элементов буксируемых океанографических систем Целью изобретения являются повышение точности и производительнгостио Устройство содержит блок 1 моделирования внешних воздействий, гибкую металлическукпетлю 2, диэлектрический каркас 3, диэлектрические шарики 4, диэлектрические планки 5,6, диэлектрические блоки 7,8, нити 9,10, грузы 11,12, 13,14, диэлектрическую планку 15, ползуны 17,18, нити 19,20, диэлектрические кольца 21,22, вертикальную рейку 23, кронштейны 24, ползуны 25, 26, карандаш 27, блок моделирования характеристик магнитного поля кабеля, металлическое кольцо, катушки индуктивности , блок регистрации, генератор переменного напряжения Изобрегение позволяет повысить точность и производительность устройства, 3 ил

Изобретение относится к аналоговой измерительной технике

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано в тренажерах транспортных средств

Изобретение относится к автоматике и касается устройств, предназначенных для контроля положения предметов (грузов), закрепленных на палубе судна

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано при управлении движением судна

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, к системам комплексного контроля веса и центровки пассажирских и транспортных самолетов классической схемы, у которых топливо расположено в крыле, а нагрузка - в фюзеляже, и может быть использовано для определения в полете текущего значения веса коммерческой нагрузки и оперативного управления аэродинамическими характеристиками: дальностью, высотой, скоростью

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может найти применение в тренажах для подготовки водителей транспортных средств

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано в тренажерах транспортных средств

Изобретение относится к вычислительной технике и моделированию и может быть использовано для решения широкого круга экстремальных транспортных задач

Изобретение относится к средствам аналоговой вычислительной техники и может быть использовано для решения задач аэрогидромеханики при исследовании обтекания транспортных средств

Изобретение относится к аналогов'ой вычислительной технике и ^ложет быть использовано при исследовании обжигания транспортных средств

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано в вычислительных устройствах тренажеров и исследовательских комплексах транспортных средств, в трансмиссии которых имеются гидротрансформаторы
Наверх