Узел соединения ступицы гребного винта с валом
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования соединений гребных винтов с валами. Цель изобретения повышение надежности соединения ступицы гребного винта с валом. Сущность: участок ступицы в носовой части с торца выполнен с расточкой, а узел снабжен распорной втулкой, установленной по напряженной посадке в этой расточке и на конуса гребного вала между большим его основанием и носовым окончанием шпоночного паза на этом конусе. Сопрягаемые поверхности распорной втулки и ступицы выполнены в форме усеченного конуса. Распорная втулка выполнена из носовой и кормовой частей, сопряженных друг с другом торцовыми поверхностями. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 B 63 Н 1/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ
ПРИ П(НТ СССР
1 (21) 4003398/27-11 (22) 30.12.85 (46) 30.05.89. Бюл, У 20 (71) Ленинградский институт водного транспорта (72) Н.С.Высокородов (53) 629.1.037.4(088.8) (56) Соединение конических судовых валопроводов. Типы, конструкции, размеры. ГОСТ 8838-81. (54)(57) 1.УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ СТУПИЦЫ
ГРЕБНОГО ВИНТА С ВАЛОМ, имеющим облицовку, содержащий участок ступицы гребного винта, установленной на усеченном конусе гребного вала со шпонкой, расположенной в шпоночном пазу кормовой части этого конуса, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности соединения ступицы гребного винта с валом, участок ступицы в носовой части с торца выполнен с расточкой, а узел снабжен распорной втулкой, установленной по напряженной посадке в этой расточке и на конусе
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования соединений гребных винтов с валами.
Цель изобретения — повышение надежности соединения ступицы гребного винта с валом.
На фиг. 1, 2 и 3 изображены варианты соединения ступицы гребного винта с валом.
Ступица 1 гребного винта соединена с конусом гребного вала 2 шпонкой 3. В носовом торце ступицы 1 выполнена расточка, в которой уста2 гребного вала между большим его основанием и носовым окончанием шпоночного паза на этом конусе.
2. Узел по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что сопрягаемые поверхности распорной втулки и ступицы выполнены в форме усеченного конуса, при этом торцовая сопрягаемая поверхность в расточке ступицы выполнена рифленой, а распорная втулка в носовой части выполнена с хвос- товиком, выступающим за торцовую поверхность ступицы и по напряженной посадке соединенным с облицовкой вала.
3. Узел по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что распорная втулка выполнена из носовой и кормовой частей, сопряженных друг с другом торцовыми поверхностями, при этом внутренняя коническая поверхность кормовой части распорной втулки выполнена со шпоночным пазом и установлена на конусе гибкого вала с гарантированным зазором. навливается распорная втулка 4. При модернизации целесообразно распорную втулку выполнять из двух частей: носовой 4 и кормовой 5. Кормовая часть
5 втулки своей наружной ступенчатой поверхностью соединяется со ступицей
1 по напряженной посадке, а ее внутренняя конусная поверхность имеет шпоночный паз и образует зазор S c конусной поверхностью вала, Сопрягаемые поверхности носовой распорной втулки 4 и ступицы 1 могут быть цилиндрическими (фиг. 1) и коническими
1482853
15 (фиг. 2,3). На фиг. 3 изображен вариант конструкции с удлиненной носовой распорной втулкой 4, при этом внутренняя коническая поверхность носового торца втулки соединена по напряженной посадке с облицовкой 6 вала 2. Отверстие 7 служит для подачи масла при контроле герметичности.
Такое решение обеспечивает повышение несущей способности соединения, увеличение жесткости вала 2, так как, его расчетным размером становится не D, à D и отпадает необходимость в сложном и ненадежном гидроуплотнении 8.
При действии кратковременных ударных нагрузок, превышающих расчетные, взаимное вращейие ступицы 1 относительно вала 2 исключается за счет включения в работу шпонки 3.
Однако при заклинивании гребного винта во льдах ступица может повернуться относительно носовой 4 и кор мовой 5 частей втулки (фиг. 1), исключив более серьезные повреждения валовой линии (своеобразное слабое звено).
Демонтаж ступицы 1 осуществляется при помощи гидрораснора подачи масла к кольцевым канавкам 9 н 10 по каналам 11 и 12.
Варьируя величиной осевого перемещения и монтажным зазором втулка— ступица, а также увеличением коэффициента трения на торце эа счет его гофрирования, можно получить практически любые; значения момента трения на сопрягаемых поверхностях, 1482853
Техред M. Ходанич Корректор А.Обручар
Редактор M. Келемеш
Заказ 2749/16 Тираж 373 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101