Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для регулирования теплового состояния двигателя внутреннего сгорания, преимущественно тепловозного дизель-генератора. Целью изобретения является повышение эффективности регулирования температуры охлаждающей жидкости. Температура жидкости в первом и втором контурах циркуляции измеряется при помощи первого и второго датчиков 1 и 2 температуры, выходы которых подключены к входам первого и второго дополнительных элементов 3 и 4 сравнения, вторые входы которых подключены к выходам задающих блоков 5 и 6. В зависимости от сравнения реальных значений температуры жидкости в каждом контуре и необходимости вырабатывается сигнал, который поступает в элементы 7 и 8 с зоной нечувствительности и системой 9 управления приводом 10 вентилятора. К выходам элементов 7 и 8 подключены входы элемента ИЛИ 11, связанного своим выходом со входом таймера 12, входы устройств 13 и 14 памяти, входы элементов 15 и 16 сравнения и входы сумматоров 17 и 18, вторые входы которых подключены к выходам первого и второго дополнительных устройств 19 и 20 памяти. Входы последних соединены с выходом одного из элементов 15 и 16 сравнения и выходом таймера 12. Выходы сумматоров 17 и 18 подключены к входам блока 21 выделения максимального сигнала, подключенного через интегратор 22 к регулятору мощности тягового генератора. При незначительных колебаниях температуры регулирование производится посредством изменения частоты вращения вентилятора, а при значительных, что может быть связано с нарушением работы элементов системы охлаждения, регулирование осуществляют путем снижения мощности тягового генератора. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2!) 4335429/25-06 (22) 01.12.87 (46) 07.08.89. Бюл. № 29 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад.

В. Н. Образцова (72) В. В. Стрекопытов, П. К. Балычев, А. В. Грищенко и В. В. Грачев (53) 625.282.843.62! 436-7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1393915, кл. F Ol P 7/14, 1986. (54) РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮШЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДВУХКОНТУРНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для регулирования теплового состояния двигателя внутреннего сгорания, преимущественно тепловозного дизель-генератора.

Целью изобретения является повышение эффективности регулирования температуры охлаждающей жидкости. Температура жидкости в первом и втором контурах циркуляции измеряется при помощи первого и второго датчиков 1 и 2 температуры, выходы которых подключены к входам первого и второго дополнительных элементов 3 и 4

„„SU„„1498930 А 1!

51! 4 F Ol P 7 14, G 05 D 23 00

2 сравнения, вторые входы которых подключены к выходам задающих блоков 5 и 6. В зависимости от сравнения реальных значений температуры жидкости в каждом контуре и необходимости вырабатывается сигнал, который поступает в элементы 7 и 8 с зоной нечувствительности и системой 9 управления приводом 10 вентилятора. К выходам элементов 7 и 8 подключены входы элемента ИЛИ

11, связанного своим выходом с входом таймера 12, входы устройств 13 и 14 памяти, входы элементов 15 и 16 сравнения и входы сумматоров 17 и 18, вторые входы которых подключены к выходам первого и второго дополнительных устройств 19 и 20 памяти.

Входы последних соединены с выходом одного из элементов 15 и 16 сравнения и выходом таймера !2. Выходы сумматоров 17 и 18 подключены к входам блока 21 выделения максимального сигнала, подключенного через интегратор 22 к регулятору мощности тягового генератора. При незначительных колебаниях температуры регулирование производится посредством изменения частоты вращения вентилятора, а при значительных, что может быть связано с нарушением работы элементов системы охлаждения, регулирование осуществляют путем снижения мощности тягового генератора. 1 ил.

1498930

5 !

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для регулирования теплового режима двигателя внутреннего сгорания, преиму, щественно тепловозного дизель-генератора.

Цель изобретения — повышение эффективности регулирования температуры охлаждающей жидкости путем стабилизации теплового режима.

На чертеже представлена функциональная схема регулятора температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения.

Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания содержит первый 1 и второй 2. датчики температуры охлаждающей жидкости, установленные, соответственно, в первом и втором контурах циркуляции и подключенные своими выходами к входам первого 3 и второго 4 дополнительных элементов сравнения, вторые входы которых соединены с выходами задающих блоков 5 и 6, а выходы — - с входами элементов 7 и 8 с зоной нечувствительности и входами системы 9 управления приводом 10 вентилятора. К выходам элементов 7 и 8 с зоной нечувствительности подключены входы элемента ИЛИ 11, связанного своим выходом с входом таймера 12, входы устройств 13 и 14 памяти, входы элементов 15 и 16 сравнения и входы сумматоров 17 и 18. Вторые входы последних подключены к выходам первого 19 и второго 20 дополнительных устройств памяти, входы каждого из которы соединены с выходом одного из элементов 15 и 16 сравнения и с выходом таймера 12, который подключен к вторым входам устройств 13 и 14 памяти. Выходы последних соединены с вторыми входами элементов 15 и 16 сравнения. Выходы сумматоров 17 и 18 подключены к входам блока 21 выделения максимального сигнала, выход которого через интегратор 22 соединен с входом регулятора 23 моц ности тягового генератора.

Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

Фактическая температура охлаждающей жидкости в первом и втором контурах циркуляции, определяемая с помощью датчиков 1 и 2 температуры, в первом 3 и втором 4 дополнительных элементах сравнения сравнивается с заданной температурой, величина которой задается с помощью задающих блоков 5 и 6. Если температура жидкости в каком-либо из контуров цирку-. ляции превышает заданную, на выходе соответствук>щего дополнительного элемента 3, 4 сравнения формируется электрический сигнал соответствующей полярности, который приводит в действие привод 10 вентилятора через систему 9 управления приводом 10.

При достаточной величине коэффициента!

55 усиления данного статического контура регулирования возникшее превышение температуры жидкости в каком-либо из контуров циркуляции ликвидируется со статической ошибкой регулирования, не превышающей величины зоны нечув твительности элементов 7 и 8, которая выбирается в пределах допуска на изменение температуры охлаждающей жидкости в соответствующем контуре циркуляции.

При недостаточной теплоотводящей способности системы охлаждения (например, вследствие загрязнения секций радиатора шахты холодильника) или повышенных тепловых нагрузках двигателя температура охлаждающей жидкости продолжает увеличиваться и после достижения вентилятором максимальной частоты вращения, в результате чего на выходе соответствующего элемента 7 или 8 с зоной нечувствительности появляется электрический сигнал, поступающий на входы элемента 15 или 16 сравнения, на входы сумматора 17 или 18, на входы устройства 13 или )4 памяти, а также на входы элемента ИЛИ 11, включающего таймер 12. Последний вырабатывает импульсы на запоминание текущих значений входных координат устройств 13 и 14 памяти, а также дополнительных устройств 19 и 20 памяти.

При этом форма импульсов должна обеспечить возможность разделения во времени процессов записи в устройства 13 и 14 памяти и в дополнительные устройства 19 и 20 памяти. Причем в первую очередь производится запись текущих значений выходных сигналов элементов 15 и 16 сравнения в устройства 19 и 20 памяти, а затем — выходных сигналов элементов 7 и 8 с зоной нечувствительности в устройства 13 и 14 памяти. В результате на выходе дополнительных устройств 19 и 20 памяти формируется электрический сигнал, пропорциональный среднему значению первой производной от температуры охлаждающей жидкости в соответствующем контуре циркуляции по времени за промежуток времени, равный периоду следования импульсов таймера !2. В каждом сумматоре 17 и 18 этот сигнал суммируется с выходным сигналом соответствующего элемента 7 или 8 с зоной нечувствительности. Максимальный из результатов суммирования, выделяемый в блоке 21 выделения максимального сигнала, поступает на вход интегратора 22, который обеспечивает непрерывное уменьшение мощности тягового Iенератора, причем постоянная времени интегратора 22 и период следования импульсов таймера 12 выбираются при настройке регулятора, исходя из необходимости обеспечения наилучших статических и динамических показателей регулирования. Процесс уменьшения мощности тягового генератора продолжается до тех пор, пока сигнал на выходе элемента 7 или 8 с зоной нечув1498930

Формула изобретения

Составитель Л. Черный

Редактор Н. Бобкова Техред И. Верес Корректор Т. Палий

3a каз 4532/27 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 ствительности не станет равным нулю, т. е. температура охлаждающей жидкости в соответствующем контуре циркуляции не уменьшится до заданной (с учетом допуска).

Если максимальная из температур охлаждающих жидкостей в контурах циркуляции станет меньше нижнего предела ее изменения, сигнал на выходе соответствующего элемента 7 или 8 с зоной нечувствительности изменит знак, что приведет к повышению мощности тягового генератора описанным порядком.

Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения, содержащий первый датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в первом контуре, второй датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный во втором контуре, первый и второй элементы с зоной нечувствительности, выходы которых подключены к входам элемента ИЛИ, соответственно к первому и второму элементам сравнения и к первым входам первого и второго устройств памяти, таймер, вход которого подключен к выходу элемента ИЛИ, а выход — к вторым входам первого и второго устройств памяти, блок выделения максимального сигнала, снабженный двумя входами и подключенный через интегратор к регулятору мощности тягового генератора и систему управления приводом вентилятора, снабженную двумя входами и подключенную выходом к управляемому приводу вентилятора, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности регулирования температуры охлаждающей жидкости путем стабилизации теплового режима, он снабжен первым и вторым задающими блоками, первым и вторым дополнительными устройствами памяти, выполненными по меньшей мере с двумя входами и одним выходом, первым и вторым дополнительными элементами сравнения, выполненными по меньшей мере с двумя входами и одним выходом и первым и вторым сумматорами, имеющими по меньшей мере два входа и один выход, причем первый дополнительный элемент сравнения подключен одним входом к первому датчику температуры, вторым — к первому задающему блоку, а выходом — к первому входу системы управления приводом вентилятора и

15 входу первого элемента с зоной нечувствительности, выход которого дополнительно подключен к первому входу первого сумматора, второй дополнительный элемент сравнения подключен одним входом к второму дат20 чику температуры, другим — к второму задающему блоку, а выходом — к второму входу системы управления приводом вентилятора и входу второго элемента с зоной нечувствительности, выход которого дополнительно подключен к первому входу вто25 рого сумматора, первое дополнительное устройство памяти подключено одним входом к выходу первого элемента сравнения, другим входом — к таймеру, а выходом— к второму входу первого сумматора, выход которого подключен к первому входу блока выделения максимального сигнала, второе дополнительное устройство памяти подкл1очено одним входом к выходу второго элемента сравнения, другим входом — к таймеру, а выходом — к второму входу второго сумматора, выход которого подключен к второму входу блока выделения максимального сигнала.

Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к терморегулированию и может быть использовано при создании термостатов

Изобретение относится к автоматизации газотурбинных установок

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для поддержания температуры с внешним источником излучения в замкнутых объемах, и может быть использовано для биологических, биохимических и других исследований, в технике связи, приборостроении, космической технике

Изобретение относится к области автоматического управления

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для регулирования температуры

Изобретение относится к области автоматического регулирования неэлектрических величин, обеспечивает отслеживание требуемых температур нескольких объектов регулирования и повышение точности регулирования температур объектов, находящихся в сходных условиях

Изобретение относится к метеорологии, физике облаков, может быть использовано для изучения фазовых переходов и различных микропроцессов в физике, биологии, медицине

Изобретение относится к автоматизации технологических процессов и может быть использовано преимущественно для автоматического регулирования температуры в ферментере

Термостат // 1483434
Изобретение относится к системам регулирования, в частности, температуры с помощью термочувствительных элементов и может быть использовано при создании термостатирующих приборов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения и прогрева двигателей
Наверх