Гидродинамическая муфта

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к гидродинамическим муфтам, и может быть использовано в моторно-трансмиссионных установках транспортных средств. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств и расширение эксплуатационных возможностей путем увеличения глубины регулирования передаваемого момента и повышения чувствительности к превышению нагрузок. Турбинное колесо 3 содержит основные поворотные лопатки (ПЛ) 4 и рабочие лопатки (РЛ) 5, соединенные между собой шарнирно осью 6. РЛ снабжены направляющими элементами 10, установленными в пазах 11 и 12. Ось 6 входит в паз 13 поворотной втулки 14, подпружиненной пружиной кручения 16. При номинальных нагрузках ПЛ 4 и РЛ 5 находятся в исходном положении. При возрастании нагрузки ПЛ 4 и РЛ 5, поворачивая подпружиненную поворотную втулку 14, разворачиваются и дросселируют поток. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (gp 4 F 16 D 33/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Щ

7 7 1

73 18 17 75 16 71 14 $ Q

Фыа!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯЫ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4335545/25-27 (22) 30. 11.87 (46) t 5. 08. 89. Бюл. Ф 30 (72) В.Н.Балашов, Е.Г.Самарин и Ю.Ф.Тимофеев (53) 62-578,3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 821810, кл. F 16 D 33/08, 1979.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1350399, кл, F 16 D 33/08, 1986. (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в чаСтности к гидродинамическим муфтам, и м.б использовано в моторно-трансмиссионных установках транспортных средств. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств и расширение эксплуатационных

2 возможностей путем увеличения глубины регулирования передаваемого момента и повышения чувствительности к превышению нагрузок. Турбинное колесо 3 содержит основные поворотные лопатки (ПЛ) 4 и рабочие лопатки (РЛ) 5, соединенные между собой шарнирно осью 6. РЛ 5 снабжены направляющими элементами 10, установленными в пазах 11 и 12. Ось 6 входит в паз

13 поворотной втулки 14, подпружиненной пружиной 16 кручения. При номинальных нагрузках ПЛ 4 и РЛ 5 находятся в исходном положении. При возрастании нагрузки ПЛ 4 и РЛ 5, поворачивая подпружиненную поворотную втулку 14, разворачиваются и дросселируют поток. 1 з.п. ф-лы, бил, 3 1500807

Изобререние относится к машиностроению, а именно к гидродинамическим муфтам, и предназначено для использования в моторно-трансмиссион5 ных установках транспортных средств.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств и расширение эксплуатационных . возможностей путем увеличения глубины регулирования в 10 заданном диапазоне нагрузок и повышения чувствительности гидромуфты к превышению нагрузок.

На фиг, t изображена гидромуфта, продольный разрез; на фиг. 2 — сече- 15 ние А-А на фиг. 1 исходное положение лопаток; на фиг. 3 — то же, положение поворотных лопаток при регулировании; на фиг, 4 — сечение

Б-Б на фиг, 1, исходное положение; 20 на фиг. 5 — то же, положение поворотных лопаток при регулировании; на фиг, 6 - вид В на фиг, 1, Гидромуфта содержит насосное колесо 1, кожух 2, турбинное колесо 3 25 с основными поворотными 4 и рабочими 5 лопатками, соединенными между собой шарнирно осью 6. Основные по. воротные лопатки 4 установлены на пальцах.7 и 8, размещенных в выфре- 30 зерованных пазах турбинного. колеса

3, причем пальцы 7 зафиксированы в турбинном колесе 3 кожухом 2, а

-пальцы 8 — пружинным кольцом 9. Рабочие лопатки 5 снабжены направляющими элементами 10, размещенными в выфрезерованных продольных пазах 11 и 12 турбинного колеса 3. Оси 6 шарниров входят в продольные пазы 13 поворотной втулки 14, Турбинное ко ..40 лесо 3 имеет криволинейные отверстия

15. Центральная пружина 16 кручения закреплена одним. концом на поворотной втулке 14, а другим — на втулке

17, имеющей паз 18 и 3 4бчатый венец 45

19, которым втулка 17 зацепляется с зубчатым венцом 20 турбинного колеса 3 с возможностью осевого и углового перемещения. В исходном положении подпружиненная втулка 14, кинематически связанная осями 6 шарни- ров с двумя рядами лопаток 4 и 5, упирается в выступы 21 стакана 22 с предварительным натягом, и поворотные лопатки 4 и 5 представляют собой единую лопаточную плоскость.

Гидромуфта работает следующим образом.

Момент при номинальном скольжении передается гидромуфтой при исходном положении поворотных лопаток 4 и 5 (фиг, 1-3) . При возрастании нагрузки поворачивающий момент, возникающий от давления жидкости на поворотные лопатки 4 и 5, увеличиваясь, начинает преодолевать усилие от закручивающей силы пружины 16, приложенной к оси 6 шарниров, и лопатки 4 и 5, поворачиваясь (основные поворотные лопатки 4 вокруг оси пальцев 7 и 8, а рабочие лопатки 5 вокруг оси направляющих элементов 10, скользящих в пазах 11 и 12), начинают дросселировать рабочий поток (фиг,3,5,6), Создается зазор между кромками насосного колеса 1 и входными кромками основных поворотных лопаток 4 турбинного колеса 3, а также создается околостеночный зазор между кромками рабочих лопаток 5 и внутренней.тороидальной поверхностью стенки турбинного колеса 3,. Это приводит к относительному уменьшению энергоемкости и увеличению скольжения в гидромуфте. Одновременно насосное колесо 1 подтормаживается за счет того, что на выходе из турбинного колеса поток рабочей жидкости имеет направление, задаваемое углом поворота рабочих лопаток 5 относительно оси направляющих элементов !О (фиг,б). Поток рабочей жидкости под углом направляется на лопатки насосного колеса 1. Вследствие этого насосное колесо 1 передает меньший момент турбинному колесу 3. Таким образом, в гидромуфте осуществляется ограничение передаваемого крутящего. момента, Предел регулировки наступает после поворота поворотных лопаток

4 и 5 на предельный угол, который задается длиной продольных пазов 13 и расстояниями между осью радиально расположенных пальцев 7 и 8 и осью

6 шарнира,. осью пальцев 7 и 8 и осью направляющих элементов 10; дальнейший поворот лопаток невозможен.

Регулирование степени изменения передаваемого момента производится изменением предварительного натяга пружины 16 кручения посредством изменения начального угла закручивания этой пружины следующим образом. При .помощи ключа (не показан), вставленного через подпитывающий маслоканал

23 в паз 18 втулки 17, прикладывается осевое усилие к втулке 17, и зуб5 15008 чатый венец t9 втулки 17 выводится из зацепления с зубчатым венцом 20 турбинного колеса 3, причем центральная пружина 16 кручения в этом случае работает как пружина сжатия. При

5 этом наружная цилиндрическая поверхность 24 втулки 17 скользит по внутренней цилиндрической поверхности

25 поворотной втулки 14, Поворотом втулки 17 устанавливается начальный угол закручивания пружины 16, пропорциональный начальному крутящему моменту. Затем зубчатый венец 19 втулки 17 вводится в зацепление с зубчатым венцом 20 турбинного колеса 3. формула изобретения

07 ротную втулку, кинематически связанную с поворотными лопатками, центральную пружину кручения, взаимодей- ствующую одним концом через втулку с зубчатым венцом с турбинным колесом, а другим концом — с поворотной втулкой, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств и расширения эксплуатационных возможностей, она снабжена направляющими элементами, закрепленными на рабочих лопатках и установленными в выполненных на турбинном колесе пазах, рабочие лопатки турбинного колеса установлены с возможностью поворота и шарнирно соединены с основными поворотными лопатками.

1, Гидродинамическая муфта, содер- 2О жащая насосное колесо и турбинное с рабочими лопатками, имеющее подпружиненные основные поворотные лопатки, установленные на радиально расположенных пальцах с возможностью ново- 25 рота, втулку с зубчатым венцом, пово2. Гидродинамическая муфта по п.1, отличающаяся тем, что, с целью повышения чувствительности гидромуфты к превышению нагрузки, основные поворотные лопатки выполнены с переменной по высоте шириной.

1500807 фиг5

Составитель В.Срыбник

Редактор И.Рыбченко Техред И.Верес Корректор И.Муска

Заказ 4848/32 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к гидродинамическим муфтам, и может быть использовано в силовых установках наземных транспортных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидродинамическим муфтам

Изобретение относится к гидродинамическим муфтам для нередачи момента от приводного двигателя к рабочей машине

Изобретение относится к машиностроению , а именно к пусковым предохранительным муфтам для передачи момента ограниченного значения от двигателя к рабочей машине,и может быть использовано в приводах машнн горной, металлургической, Химической, пищевой и других отраслей промышленности

Изобретение относится к гидромеханическим муфтам для передачи момента ограниченного значения от двигателя к рабочей машине

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для плавной передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в приводных устройствах вспомогательных агрегатов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя

Изобретение относится к гидродинамическим муфтам и может быть использовано в ограничительных гидродинамических муфтах приводов вспомогательных маломощных агрегатов транспортных средств, требующих автоматического ограничения вращающего момента

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидравлическим муфтам сцепления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам для передачи вращательного движения. Муфта содержит корпус (1), являющийся ведомым валом, который соединен с ведущим валом (2). В корпусе (1) последовательно и соосно расположены первая (3), вторая (4), третья (7) и четвертая (8) кулачковые полумуфты, а так же первый (5) и второй (6) стаканы с профильным сечением. В стаканах (5) и (6) имеются полости (9), заполненные рабочей жидкостью, и соосно расположен поршень 10 с двумя каналами 11. Достигается возможность передачи больших моментов сил. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх