Коробка скоростей

 

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - расширение диапазона скоростей. Устройство содержит ведущие 11-15 и ведомые 4 зубчатые колеса. Ведомые зубчатые колеса 4 закреплены на ведомом валу 3, а ведущие зубчатые колеса 11-15 закреплены на втулках 6-10 соответственно, установленных концентрично на ведущем валу 2, торцовые поверхности которых ответны торцовым поверхностям 19 центрального элемента 5, жестко установленного на ведущем валу 2. В теле центрального элемента 5 выполнены радиальные отверстия 16, в которых расположены шарики 17, взаимодействующие с осеподвижной втулкой 18, установленной с радиальным зазором по отношению к центральному элементу 5. Переключение скоростей происходит при перемещении осеподвижной втулки 18 до совпадения ее суженного участка с одним из радиальных отверстий 16 с шариками 17 на центральном элементе 5. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИ)(СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4422 А i (19) (11) 4 F16нз06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

12 12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4322005/25-28 (22) 26.10.87 (46) 30.08.89. Бюл. № 32 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт нефтепромысловой геофизики (72) Т. Г. Габдуллин, В. В. Александров, В. Ш. Валитов и 3. М. Заляев (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 693078, кл. F 16 H 3/06, 1976. (54) КОРОБКА СКОРОСТЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — расширение диапазона скоростей. Устройство содержит ведущие 11 — 15 и ведомые 4 зубчатые колеса. Ведомые зубчатые колеса 4 закреплены на ведомом валу 3, а ведущие зуб2 чатые колеса 1 — 15 — на втулках 6 — 10 соответственно, установленных концентрично на ведущем валу 2, торцовые поверхности которых ответны торцовым поверхностям 19 центрального элемента 5, жестко установленного на ведущем валу 2. В теле центрального элемента 5 выполнены радиальные отверстия 16, в которых расположены шарики 17, взаимодействующие с осеподвижной втулкой 18, установленной с радиальным зазором по отношению к центральному элементу 5. Переключение скоростей происходит при перемещении осеподвижной втулки 18 до совпадения ее суженного участка с одним из радиальных отверстий

16 с шариками 17 на центральном элементе 5. 2 ил.

1504422

Формула изобретения

30

3

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в механизмах переключения скоростей промыслово-геофизического оборудования.

Цель изобретения — расширение диапазона скоростей вращения ведомого вала путем усовершенствования конструкции механизма фиксации.

На фиг. 1 изображена коробка скоростей, разрез; на фиг. 2 — разрез Л- — А на фиг. 1.

Коробка скоростей содержит корпус 1, в котором расположены ведущий 2 и ведомый 3 валы. На ведомом валу 3 закреплены ведомые зубчатые колеса 4.

На ведущем валу 2 закреплен центральный элемент 5 шарикового механизма фиксации зубчатых колес и концентрично расположены втулки 6 — 10 с возможностью вращения одна относительно другой. На втулках 6 в 10 закреплены ведущие зубчатые ко- 20 леса 11 — 15 для взаимодействия напрямую или посредством дополнительной пневматической связи с ведомыми зубчатыми колесами 4. В теле центрального элемента 5 выполнены радиальные отверстия 16, в которых расположены шарики 17, предназначенные для взаимодействия с центральным элементом 5 с одной стороны и осеподвижной втулкой 18 механизма фиксации, установленнОй с радиальным зазором в по отношению к центральному элементу 5 с другой стороны. Торцовые поверхности 19 центрального элемента 5 выполнены в форме конусов. Торцовые поверхности 20 втулок

6 — 10 ответны торцовым поверхностям 19 центрального элемента 5 и на них выполнены пазы 21 для шариков 17. Глубина пазов 21 на торцовых поверхностях 20 втулок 6 — 10 выбрана из условия

Ь<6(д/2, где b — радиальный зазор между осеподвнжной втулкой 18 и центральным элементом 5;

h — глубина пазов 21 на торцовых поверхностях 20 втулок 6 — 1О;

d/2 — радиус шариков 17.

Коробка скоростей работает следующим образом. 45

В положении осеподви жной втулки 18 изображенном на фиг. 1, вращение от ведущего вала 2 к ведомому валу 3 передается через центральный элемент 5, шарики

l 7, втулку 7, ведущее 12 и ведомое 4 колеса.

При перемещении осеподвижной втулки

18, например, влево до совпадения ее суженного участка с очередным радиальным отверстием 16 с шариками 17 в зацепление с центральным элементом 5 входмт втулка 8. В этом случае вращение от ведущего вала 2 передается ведомому валу

3 через центральный элемент 5, шарики 17, втулку 8, ведущее колесо 13, кинематически связанное с ведущими колесами 12, и ведомое колесо 4.

Переключение на другие скорости происходит аналогично описанному.

Коробка скоростей, содержащая корпус с расположенными в нем ведущим и ведомым валами, ведущими и ведомыми зубчатыми колесами для взаимодействия между собой и шариковый механизм фиксации зубчатых колес, выполненный в виде центрального элемента, размещенной на нем с радиальным зазором осеподвижной втулки и шариков для взаимодействия с ними, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона скоростей, центральный элемент закреплен на ведущем валу, его торцовые поверхности выполнены в форме конусов с обращенными друг к другу вершинами, а в теле центрального элемента выполнены радиальные отверстия для расположения в них шариков, а коробка скоростей снабжена втулками, расположенными концентрично на ведущем валу с возможностью поворота одна относительно другой, торцовые поверхности которых ответны торцовым поверхностям центрального элемента и на них выполнены пазы для шариков, ведомые зубчатые колеса закреплены на ведомом валу, ведущие — на втулках, а глубина пазов на торцовых поверхностях втулок выбрана из условия

Ь(й(д/2, где b — радиальный зазор между осеподвижной втулкой и центральным элементом;

h — глубина пазов на торцовых поверхностях втулок;

d/2 — радиус шариков.

1504422

Соста вител ь Н. Хл юпин

Редактор М. Келечеш Техред И. Верес Корректор T. Палий

Заказ 5233/37 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Коробка скоростей Коробка скоростей Коробка скоростей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроени5о

Редуктор // 896285

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах, содержащих силовые и кинематические червячные передачи

Привод // 1610140
Изобретение относится к области машиностроения, точнее к приводам для вращения больших инерционных масс, например антенн РЛС

Изобретение относится к машиностроению , к переключаемым косозубым зубчатым передачам

Изобретение относится к передаточным механизмам, применяемым качестве подъемно-транспортного оборудования, подъемных механизмов, кранов, электрических тельферов, ручных талей, лебедок, приводов трубопроводных в задвижек, оснастки металлообрабатывающих станков, делительных головок, колков для настройки струнных музыкальных инструментов и т.д

Изобретение относится к машиностроению

Наверх