Отопительное устройство транспортного средства

 

Изобретение относится к автотракторной промышленности , в частности, к устройствам отопления обитаемых помещений транспортных средств, и позволяет повысить комфортность. Устройство содержит глушитель-нагреватель, входящий в контур циркуляции промежуточного теплоносителя с теплообменниками 1 и 2 кабины и кузова, снабженный побудителем циркуляции. Новым является использование двух насосов 4 и 5, параллельно включенных с использованием трехходового режимного клапана 6, причем насос 4 с механическим приводом от двигателя, а насос 5 с электроприводом, работающим при остановке двигателя и подводе тепла от автономной горелки. Глушитель-нагреватель сообщен с емкостью для циркуляции теплоносителя без нагрева, разделительной и конденсаторной камерами, сообщающимися посредством двухпозиционных клапанов, управляющих потоком жидкости в зависимости от тепловой нагрузки. Стенка нагревательной камеры выполнена с покрытием из двойной стенки, автоматически снижающей теплопередачу переводом нагревателя в режим пленочного кипения. 3 з.п.ф.-лы, 11 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1505803 (51) 4 В 60 H 1/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4368817/25-11 (22) 28.01.88 (46) 07.09.89. Вюл. У 33 (71) Горьковский автомобильный завод (72) Л.С. Самохвалов (53) 629.113.06:628.81(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1118571, кл. В 60 Н 1/18, 1982. (54) ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотракторной промышпенности, в частности к устройствам отопления обитаемых помещений транспортных средств, и позволяет повысить комфортность.

Устройство содержит глушитель-нагреватель, входящий в контур циркуляции промежуточного теплоносителя с теплообменниками 1 и 2 кабины и кузова, снабженный побудителем циркуляции.

Новым является использование двух насосов 4 и 5, параллельно включенных с использованием трехходового режимного клапана 6, причем насос 4 с механическим приводом от двигателя, а насос 5 с электроприводом, работающим при остановке двигателя и подводе тепла от автономной горелки.

Глушитель-нагреватель сообщен с емкостью для циркуляции теплоносителя без нагрева, разделительной и конденсаторной камерами, сообщающимися посредством двухпоэиционных клапанов, управляющих потоком жидкости в эависимости от тепловой нагрузки. Стенка нагревательной камеры выполнена с по- с крытием из двойной стенки, автомати9 чески снижающей теплопередачу переводом нагревателя в режим пленочного кипения. 3 s.ï. ëû, t 1 ил.

803

35

55

3 1505

Изобретение относится к автотракторной промышленности, в частности к устройствам отопления обитаемых помещений транспортных средств.

Цель изобретения — повышение комфортности.

На фиг. 1 показана схема трубопроводов системы отопления; на фиг.2 монтажная схема системы отопления; на фиг. 3 — теплообменник, продольное сечение," на фиг. 4 — сечение

А-/. на фи.. 3; на фн,, — сече».: —.

Е-Ь »а сн:г. 3; на фиг. : — вил В фиг, >, H- i фиг . 7 — cI," II. HII : Г -Г « =: фиг, 3; на фиг. 8 — вид Д на фы .3 на фиг. 9 — сечение Е-Е на фиг.8; на фиг. 10 — схема движения теплоносителя в теплообменнике; на фиг.11 автономная горелка, общий вид.

Отопительное устройство состоит из входящих в контур циркуляции промежутс.чного теплоносителя теплообменника 1 кабины, теплообменника 2 кузова, теплообменника 3 на выхлопных газах, насоса 4 с приводом от двигателя внутреннего сгорания, электрического насоса 5, режимного клапана 6, трубопровода 7 и, кроме того, иэ бачка с топливом 8, воэдухоэаборной трубы 9, тяги 10 управления теплового режима, двух сливных краников

11, клапанов разъема 12, позволяющих снимать отопительное устройство, не сливая жидкость из всей системы. Теплообменник на выхлопных газах включает в себя глушитель-нагреватель 13, корпус-конденсатор 14, автономную горелку 15, Глушитель-нагреватель включает в себя два цилиндра: внутренний 16, наружный 17, два резонатора 18, две крышки 19, а также две вьптускных 20 и одну впускную 21 трубы.

Внутри корпуса конденсатора находится полость 22 для жидкости, которая состоит из трех сообщающихся между собой емкостей. Нагревательная емкость 23 находится внутри глуши теля †нагревате 13 и служит для разогрева циркулирующей внутри «ее жидкости, снабжена турбулиэатором 24, установленным по наружному контуру емкости 23. Стенка со стороны жидкости имеет покрытие из сетки. Средняя емкость 25 выполняет роль разделителя двух фаэ жидкости. В верхней части ее находятся два клапана 26, а в нижней — выходное отверстие 27 для слива горячей жидкости. Емкость 28 выполнена в виде цилиндрического канала 29 для прохода жидкости в нагревательную емкость 23, снабжена разделителем 30 потоков, в центре которого размещена камера 31 сгорания.

Разделитель потоков состоит из двух улиток 32 и 33, направляющих поток жидкости либо в емкость 34, либо в канал 29.

Клапанная коробка 35 предназначена для распределенич потоков жидкос И I УКаЭЭННЫМ еМКОСтЯМ. "; НЕй Находятся четыре клапана 36 принудительного управ I ния от руки F.1дит JIH при помо ци тяги 10. Дежурный клапан

37 предназначен для пропуска жидкос ти при закрытых клапанах в камеру нагрева. Он работает в автоматическэг режиме от «азрежения, создаваемого в нагревательной емкости 23 при выбросе пара в полость 38 через два клапана 26.

Клапаны связаны между собой IIQIIBp но параллельно через тягу 39, что обеспечивает принудительное закрытие одной пары клапанов и одновременное открытие другой пары.

Верхняя крышка 40 выполняет роль ( камеры расширения пара, частично конденсируя пар, направляет пароводяную смесь по отверстиям 41 в камеру 42 конденсации, дальше конденсированный пар сливается в среднюю часть нижней крышки 43„

Режимный клапан 6 представляет из себя заслонку, помещенную в корпус, которая поочередно в зависимо.-ти от давления, создаваемого одним из насосов, перекрывает один из трубопроводов, тем самым препятствует рециркуляции жидкости по параллельному трубопроводу.

В конденсаторе 14 установлены атмосферный клапан 44, трубка 45, соединяющая теплообменник с атмосферой, трубка 46 возврата конденсата в сливную ветвь.Автономная горелка состоит иэ центробежной форсунки 47, наг| етающего для горения воздуха вентилятора .48, электродвигателя 49, свечи 50 накаливания, камеры 31 сгорания дренажной трубки 51 для слива топлива, патрубка 52 для забора воздуха, жаровой трубы 53.

Муфта свободного хода выполнена в виде шайбы 54 с зубом, пластины 55

5 15 с ответным зубом, рычага 56 управления (фиг. 6).<

Выхлопные газы, омывая по трем каналам 57 вттутренттийт цилиндр 16 глушителя-нагревателя, разогревают стенки емкости 23 и передают тепло теплоносителю. При работе горелки 15 горячий газ из камеры 31 сгорания ( направляется по жаровой трубе 53 во внутреннюю трубу емкости 23 и лередает тепло тому же тепттоттосителю.

При совместной работе двух источников тепла нагревательная емкость греется с двух сторон, воспринимая тепло по двум цилиндрическим поверхностям, Отопительное устройство с использованием тепла отработавших газотт работает на жидкости (воде, антифризе, тосоле). Теплоноситель поступает в патрубок 58 и, следовательно, в нижнюю крьпику 59, далее в зависимости от положения клапанов 36 либо в "боль шой круг" — нагревательный, либо малый (летний) круг движения жидкости, "Большой круг" двтитсения — нагревательный теплоносителя включает в себя патрубок 58, клапанную коробку 35, разделитель 30 потоков жидкости, канал 29, нагревательную емкость

23, выходное отверстие 27, клапанную коробку 35, сливной патрубок 60. Для разделения потоков нижняя крьиика имеет две перегородки 61.

"Малый круг" движения теплоносителя включает в себя патрубок 58, находящийся в нижней крьштке 59, клапанную коробку 35, разделитель 30 потоков, окно разделителя 62, емкость 34, клапанную коробку 35, выходной клапан 36, нижнюю крышку 59, сливной патрубок 60.

Нагретая жидкость поступает в емкость 25, где в зависимости от температуры теплоносителя происходит разделение на пар и жидкость. Пар поднимается в верхнюю часть, попадая в полость 38. Жидкость опускается и удаляется через отверстие 27 разрежения в клапанную коробку. Далее нагретый теплоноситель поступает в теплообменники обитаемых помещений.

Так работает система при температурах окружающего воздуха -50-60 С.

Работы системы в летний период характеризуются установкой клапанов в положение "Лето, что соответству() 58() 3

55

ЗС

40 ет циркуляции тт:тттткоеттт s

КруГу Обрати< S»

Так, например, на случай мгновенного расширения теплоносителя в с"мкоети 3 предусмотрено автоматттческое 3, т рт <.ттс двух клапанов, что предохра.<я. т радиаторы отопителей и труботтротте;ттт от разрушительного гидроудара. !нергия гидроудара через теттлоноситель направляется в камеру конденсзцт.и, гасится пружиной 63 клапанов и воздушнои емкостью самого конденсатора.

Температурный режим в теплообменнике зависит от взаимного положенття клапанов 36. Чем болыие поступает жидкости в нагревательную емкость, тем больтие тепла снимается с нагревательного элемента. формула изобретения

1. Отопительное устройство транспортного средства, содержащее теплообменник на выхлопHHx газах, вт тто<тающттй в себя глушитель-нагреватель с нагревательной камерой и газовой полостью, а также контур циркуляции промежуточного теплоносителя с насосом, привод которого связан с двигателем внутреннего сгорания, и тепл;,— обменниками кабины и кузова, соединенными трубопроводами, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повьпиения комфортности, контур циркуляции промежуточного теплоносителя снабжен вторым насосом с электроприводом и режимным клапаном, соединенным с обоими насосами и глушителем-нагревателем, а теплообменник на выхлопных газах — корпусом-конденсатором и автономной горелкой, при этом внутренняя полость корпуса конденсатора разделена на три сообщающиеся между собой емкости — нагревательную, снабженную турбулизатором, емкость фазового разделения промежуточного теплоносителя и емкость, в которой размещен разделитель потоков, и снабжена клапанной коробкой для распределения потоков промежуточного теплоносителя по емкостям.

1 5058

2 ° Устройство по п. 1, о т л ичающееся я тем, что клала нная коробка снабжена двухпозиционными клапанами по меньше"

У и мере один из которых является впускным и по меньшей мере один — выпускным.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что стен03 8 ьной камepbl co CTopoHbl промежчто moro теплоносителя снабже

1 ны покрытием иэ двойной сет ки.

4 ° Устройство по пп. 1 2 3 и отличаю е щ е с я тем, что автономная горелка сообщен о щена с газовой поло ст олостью глушителя-нагревателя. иг. 2

1505803

1505803

ВиЮВ о 56 й

Г. /

Составитель М. Голосов

Редактор Л. Зайцева Техред М.Дидык КорректорО. Кравцова

Заказ 5382/18 Тирал(528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Укгород, ул. Гагарина, 101

Отопительное устройство транспортного средства Отопительное устройство транспортного средства Отопительное устройство транспортного средства Отопительное устройство транспортного средства Отопительное устройство транспортного средства Отопительное устройство транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных машин , в частности, к системам вентиляции кабин зерноуборочных комбайнов, и позволяет улучшить условия труда в кабине путем повышения скорости воздуха в зоне механизатора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам обогрева и вентиляции, и позволяет повысить экономичность и взрывопожаробезопасность

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для обогрева двигателей внутреннего сгорания и системам отопления кабин транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для обогрева кузовов транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания и позволяет повысить эффективность и безопаснЪсть

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для обогрева кабин и кузовов транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к большегрузным карьерным автосамосвалам, имеющим подогрев стенок грузовой платформы отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, предназначено для отопления, вентиляции и кондиционирования кабин транспортных средств и может быть использовано в кабинах грузовых автомобилей, тракторов, самоходных комбайнов, дорожно-строительных машин и т.д

Изобретение относится к воздухоподогревателю для обогрева кабин автотранспортных средств и для оттаивания ветровых стекол автомобилей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к большегрузным карьерным автосамосвалам, имеющим систему подогрева стенок грузовой платформы (кузова) отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам для создания искусственного микроклимата и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам для обогрева транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано для обогрева кузовов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к отопителям кабин транспортных средств, и позволяет повысить эффективность обогрева кабины при неработающем двигателе или при работающем на малых оборотах

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к большегрузным карьерным автосамосвалам, имеющим систему подогрева стенок платформы отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания
Наверх