Система автоматической очистки стекла транспортного средства

 

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам стеклоочистки транспортных средств. Цель изобретения - повышение безопасности движения и улучшение условий работы водителя. Система автоматической очистки стекла транспортного средства содержит электродвигатель очистителя 1 и электродвигатель насоса омывателя 2, реле времени 3, переключатель рода работы 4, электромагнитный клапан 5 омывателя. Новым в устройстве является датчик загрязненности стекла 6, генератор импульсов 7, схема совпадения 8, два электронных ключа 10,9, триггер 12, соединенные между собой. Датчик загрязненности содержит N оптоэлектронных пар, соединенных и размещенных по периметру зоны очистки с внутренней стороны стекла определенным образом по отношению к стеклу. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Бд 4 В 60 S 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4399167/31-11 (22) 28.03.88 (46) 23.11.89. Вюл. Р 43 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) А.Д.Николаев, О.А.Суркова и Т.Н..синцова (53) 629.113.011,673 (088.8) (56) Патент США У 4339698, кл. Н 02 Р 1/04, 1982. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ

СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам стеклоочистки транспортных средств. Цель изобретения — повышение безопасности движения и улучше„„SU„„1 2 3 А1

2 ние условий работы водителя ° Система автоматической очистки стекла транспортного средства содержит электродвигатель очистителя 1 и электродвигатель насоса омывателя 2, реле 3 времени, переключатель 4 рода работы, электромагнитный клапан 5 омывателя.

Новым в устройстве является датчик

6 загрязненности стекла, генератор 7 импульсов, схема 8 совпадения, два электронных ключа 9 и 10, триггер 12, соединенные между собой. Датчик загрязненности содержит п-оптоэлектронных пар, соединенных и размещенных по периметру зоны очистки с внутренней стороны стекла определенным абра- Я зом по отношению к стеклу. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

1523433

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам очистки стекол транспортных средств.

Цель изобретения - повышение безопасности движения и улучшение условий работы водителя.

На фиг. 1 показана структурная схема устройства управления стеклоочистителем; на фиг. 2 — временные диаграммы его работы в автоматическом режиме; на фиг. 3 — расположение светоизлучателя и фотоприемника относительно стекла; на фиг. 4 — располо- 15 жение оптоэлектронных пар в зоне очистки стекла; на фиг. 5 — принципиальная схема конкретного датчика загрязненности стекла.

Устройство управления стеклоочис- 20 тителем (фиг.1) содержит электродвигатель 1 привода щеток, электродвигатель 2 насоса омывателя, реле 3 времени, переключатель 4 рода работы, электромагнитный клапан 5 омывателя, 25 датчик 6 загрязненности стекла, генератор 7 импульсов, схему 8 совпадения, электронные ключи 9 и 10, выключатель

11, триггер 12. Один полюс:переключателя 4 рода работы, соединен с обмоткой электродвигателя 1 привода щеток, а два других — с реле 3 времени и с положительной клеммой источника питания (не показано), к этой же клемме подключены реле 3 времени и, электродвигатель i привода щеток, соединенные с "массой", реле 3 времени соединено с обмотками электродвигателя 2 и электромагнитного клапана 5 омывателя, выходы датчика 6 40 и генератора 7 импульсов соединены со входами схемы 8 совпадения, выход схемы 8 совпадения соединен со входами первого ключа 9 и первым входом триггера 12, второй вход триггера 12 соединен с выходом датчика 6, выход . триггера 12 соединен со входом второго ключа 10, выход первого ключа

9 соединен с реле 6 времени,. выход второго ключа 10 соединен с обмоткой электродвигателя 1 привода щеток, один полюс выключателя 11 соединен с положительной клеммой источника питания, другой полюс с датчиком 6, генератором 7.

Датчик загрязненности стекла состоит из и оптоэлектронных пар, кото" рые расположены с внутренней стороны стекла 13 и состоят из светоиэлучателя i4 и фотоприемника 15 (фиг.3).

Конкретный датчик 6 состоит из четырех оптопар, расположенных по периметру зоны очистки стекла 13 (фиг.4).

Светоизлучатели 14 соединены между собой параллельно, а фотоприемники 15 последовательно, светоизлучатели подключены к источнику напряжения (фиг.5).

Устройство работает следующим образом.

При отключенном выключателе 11 устройство управления стеклоочистителем работает в ручном .режиме. В положении I переключателя рода работ

4 включается реле 3 времени и напряжение от него подается к электродвигателю 2 насоса омывателя и к клапану 5 омывателя, клапан 5 срабатывает, и жидкость от насоса подает° ся к стеклу. Реле 3 времени создает выдержку времени на отключение двигателя 2 стеклоомывателя. После срабатывания реле 3 переключатель 4 рода работ может быть отключен, дальнейшее питание двигателя 2 происходит через контакты реле 3. В положении

II переключателя рода работ 4 напряжение от него подается к электродвигателю 1 стеклоочистителя. Электродвигатель 1 прекращает работу при отключении переключателя 4, когда щетка установится в крайнее правое положение.

При включенном выключателе II устройство управления стеклоочистителем работает в автоматическом режиме.

При загрязнении стекла происходит срабатывание датчика 6 загрязнности стекла, Сигнал с выхода датчика 6 поступает на первый вход схемы 8 совпадения. На второй вход схемы 8 совпадения поступает сигнал от генератора

7 импульсов. При наличии сигналов с, датчика 6 и генератора 7 появляется сигнал на выходе схемы 8 совпадения, который поступает на вход ключа 9.

Ключ 9 открывается, сигнал с выхода ключа 9 поступает на вход реле 3 времени, включается реле 3 и напряжение от него подается к электродвигателю 2 насоса омывателя и к клапану 5 омывателя, клапан 5 срабатывает и жидкость от насоса подается к стеклу.

Кроме того, сигнал с датчика 6 поступает на первый вход триггера 12, сигнал со схемы 8 совпадения на второй

152343

его вход. Сигнал с выхода триггера

12 поступает на вход ключа 10. С приходом первого импульса.со схемы 8 совпадения триггер 12 открывает ключ

10, и напряжение подается к электродвигателю 1 привода щеток стеклоочистителя. Стеклоочиститель начинает работать.

Послй определенной выдержки време- 10 ни реле 3 отключает электродвигатель

2 насоса омывателя и клапан омывателя. Если за один период работы генератора 7 очистки стекла не закончилась, со схемы 8 совпадения через 15 интервал, заданный генератором 7, поступает следующий импульс, повторяется цикл работы стеклоомывателя.

Стеклоочиститель продолжает работать до тех пор, пока не произойдет очист- 20 ка стекла, в связи с чем сигнал с датчика 6 прекратится, триггер 12 опрокинется, электродвигатель 1 прекратит работу.

Работу устройства поясняют времен- 25 ные диаграммы (фиг.2) напряжений на выходах датчика 6 загрязненности, генератора 7 импульсов, схемы 8 совпадения, ключа 9, триггера 12, реле 8 времени, ключа 10 соответственно. 30

Таким ббразом, устройство обеспечивает автоматическое включение и отключение системы омыва и стеклоочистки при загрязнении стекла.

Датчик работает следующим образом.

Световой поток 16, падающий на стекло от светоизлучателя 14, преломившись на первой границе раздела сред воздух-стекло, преломляется на второй границе раздела стекло-воздух, 40 часть светового потока, отразившись от второй границы раздела сред стекло-воздух, вновь преломляется на границе раздела стекло-воздух, преломляемый световой поток 17 попадает в фотоприемник 15. При загрязнении стекла часть светового потока поглощается на границе раздела 18 стекло-воздух, световой поток 16 уменьшается, изменяя световой ток датчика, что харак- 50 теризует степень загрязненности стекла.

6 формула изобретения

1. Система автоматической очистки стекла транспортного средства, содержащая электродвигатель привода щеток, электродвигатель и электромагнитный клапан омывателя, реле времени, переключатель рода работы, один полюс которого соединен с обмоткой электродвигателя привода щеток, а два других — соответственно с реле времени и с положительной клеммой источника питания, к которой также подключены реле времени и электродвигатель привода щеток, соединенные с "массой", а реле времени соединено с обмотками электродвигателя и электромагнитного клапана омывателя, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения безопасности движения и улучшения условий работы водителя, она снабжена датчиком загрязненности стекла, генератором импульсов, двумя электронными ключами, триггером и выключателем, при этом выходы датчика загрязненности стекла и генератора импульсов соединены с входами схемы совпадения, выход которой соединен с входом первого электронного ключа и первым входом триггера, второй вход которого соединен с выходом датчика загрязненности стекла, выход триггера соединен с входом второго электронного ключа, выход которого соединен с обмоткой электродвигателя привода щеток, один полюс- выключателя соединен с положительной клеммой источника питания, а другой — с датчиком загрязненности стекла и генератором импульсов.

2 ° Система по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что датчик загрязненности стекла выполнен в виде оптоэлектронных пар, в которых светоизлучатель и фотоприемник расположены по .одну сторону от поверхности стекла, а сами оптоэлектронные пары размещены по периметру зоны очистки с внутренней стороны стекла, при этом в каждой паре фотоприемник расположен на пути преломленного светового потока..

1523433

Составитель А.Лапйнский

Техред Л,Сердюкова

Корректор С.Черни

Редактор Г.Волкова

Заказ 6994/19 Тирам 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Система автоматической очистки стекла транспортного средства Система автоматической очистки стекла транспортного средства Система автоматической очистки стекла транспортного средства Система автоматической очистки стекла транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к электроприводам постоянного тока и может быть использовано для автоматического реверса электропривода

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к механизмам стеклои фароочистителей транспортных средств

Изобретение относится к изготовлению резино-технических изделий, в частности к механизмам для соеди т нения путей вулканизационного котла с рельсами цеха при его ,загрузке

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к оборудованию и устройствам для повьш1ения проходимости транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к транспортным средствам,предназначенным для движения в тяжелых дорожных условиях, а также по грунтам с низкой несущей способностью

Изобретение относится к конструкции щетки стеклоочистителя транспортного средства

Изобретение относится к оборудованию для очистки колесных пар Подвижного состава

Изобретение относится к конструкции стеклоочистителей и может быть использовано на транспорте для очистки ветровых стекол всех видов транспортных средств

Изобретение относится к конструкции стеклоочистителя транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для очистки ветровых стекол транспортных средств

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а именно к плавающим бронированным машинам легкой категории по массе - ремонтно-эвакуационным машинам, машинам технической помощи и тягачам, снабженным тяговой лебедкой с выдачей троса в сторону кормы, и может быть использовано для буксирования поврежденных и неисправных машин на воде

Изобретение относится к области очистки сложных внутренних поверхностей железнодорожных вагонов типа "хоппер" от остатков перевозимых минеральных удобрений и (или) апатитового концентрата и может быть использовано в химической промышленности и на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к средствам для чистки и может быть использовано в транспортных средствах с двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей
Наверх