Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет снизить затраты энергии на привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания за счет установки необходимого диапазона срабатывания. Привод содержит фрикционную муфту, ведомый диск 1 которой прикреплен к вентилятору 2, а ведущий подвижно установлен на валу 4 двигателя и связан через упорный элемент 5 с силовым цилиндром 6, и датчик температуры, выполненный в виде емкости 7, заполненной легкокипящей жидкостью. При повышении температуры двигателя легкокипящая жидкость в емкости 7 закипает, давление ее паров возрастает, и при некотором значении открывается обратный клапан 11 и пары из емкости 7 по каналу 9 подвода жидкости поступают в силовой цилиндр 6. Последний через упорный элемент 5 перемещает ведущий диск 3 фрикционной муфты и прижимает его к ведомому диску 1, включая вентилятор 2. При охлаждении двигателя давление в емкости 7 снижается, и при определенном значении открывается обратный клапан 12 и пары легкокипящей жидкости поступают в емкость 7, а пружина 14 разжимает диски 1 и 3, выключая вентилятор 2. Дроссель 13 обеспечивает плавное включение вентилятора. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (111

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЬМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ П1НТ СССР (21) 4383455/25-06 (22} 25.02.88 (46) 23.11.89. Бюл. V" 43 (71) Университет дружбы народов им.Патриса Лумумбы (72) И.A.Áàðñêèé и Г.В.Орлова (53} 621.43-714 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Н 989113, кл. Г 01 P 7/08, 1981. (54) ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕИЫ ОХ-, ЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет снизить затраты энергии на привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания за счет установки необходимого диапазона срабатывания.

Привод содержит фрикционную муфту, ведомьпr диск 1 которой прикреплен к вентилятору 2, а ведущий подвижно установлен на валу 4 двигателя и связан через упорный элемент S с силовым

I (51) 4 Р 01 Р 7/08 5/04

2 цилиндром б, и датчик температуры, выполненный в виде емкости 7, заполненной легкокипящей жидкостью. При повьппении температуры двигателя легкокипящая жидкость в емкости 7 закипает, давление ее паров возрастает, и при некотором значении открывается обратный клапан 11 и пары из емкости

7 по каналу 9 подвода жидкости поступают в силовой цилиндр б. Последний через упорный элемент 5 перемещает ведущий диск 3 фрикционной муфты и прижимает его к ведомому диску 1, включая вентилятор 2. При охлаждении двигателя давление в емкости 7 снижается, и при определенном значении открывается обратный клапан 12, и пары легкокипящей жидкости потупают в емкость 7, а пружина 14 разжимает диски 1 и 3, выключая вентилятор 2.

Дроссель 13 обеспечивает плавное включение вентилятора. 1 ил.

1523694

Изобретение относится к машиностроению, B. пменно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — снижение зат5 рат энергии на привод вентилятора.

На чертеже представлена схема привода вентилятора системы охлаждес пия двигателя внутреннего сгорания.

Пршзод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит фрикционную муфту, ведомый диск 1 которой прикреплен к крыльчатке вент? >lгора 2„ а ведущий диск

3 установлен на валу 4 двигателя (не показан) с возможностью осевого перемещения и связан через упорный элемент 5 с силовым цилиндром 6, выполненным в виде кольцевого сильфона, и датчик температуры, выполненный в ниде емкости 7, заполненной легкокипящей жидкостью и помещенной в рубашку 8 охлаждения двигателя. емкость

7 сообщена с силовым цилиндром 6 при помощи канала 9 подвода паров легкокипящей жидкости и посредством канала 10 отвода паров легкокипящей жидкости из силового цилиндра 6 в емкость 7. В местах подключения каналов 9 и 10 к емкости 7 размец1ены соответственно первый и второй обратные клапаны 11 и 12, а в канале 9 подвода паров дополнительно размещен дроссель I3. Между дисками 1 и 3 установлена отжимающая пружина 14.

Привод работает следующим образом.

При повышении температуры охлажда" ющей жидкости жидкость в емкости 7 закипает. Давление паров легкокипящей жидкости в емкости 7 возрастает и при

40 достижении некоторого значения, определяемого усилием прижатия обратного клапана i1 открывает его, и пары жидкости по каналу 9 поступают в силовой цилиндр 6, который через упорный элемент 5 перемещает ведущий диск 3 фрикционной муфты вдоль оси чала 4 и прижимает к ведомому диску

1. Вентилятор 2 начинает вращаться.

При этом дроссель 13 обеспечивает плавное включение вентилятора 2, а предварительная затяжка клапана 11 позволяет включать муфту только при определенном давлении паров легкокипящей жидкости, ис ключ ая при —: том проскальзывание между дисками 1 и

3 муфты.

При понижении температуры охлаждающей жидкости давление паров легкокипящей жидкости в емкости 7 снижается, и при достижении некоторого значения, определяемого силой прижатия обратного клапана 12, последний открывается, и пары легкокипящей жидкости поступают из силового цилиндра 6, сжимаемого пружиной 14, по каналу 10 отвода в емкость 7, Вентилятбр 2 отключается только при определенном давлении паров легкокипящей жидкости, соответствующем определенному тепловому состоянию двигателя.

Выполнение датчика температуры в виде емкости раздельно с силовым. цилиндром позволяет установить его в любом удобном месте рубашки двигателя независимо от места расположения вентилятора, что упрощает конструкцию привода в целом.

Ф ормула и з обретения

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий фрикционную муфту, ведомый,циск которой прикреплен к крыльчатке вентилятора, а ведущий установлен на валу с возможностью осевого перемещения и связан через упорный элемент с силовым цилиндром, и датчик температуры, выполненный в виде емкости, заполненной легкокипящей жидкостью, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью снижения затрат энергии на привод вентилятора, емкость сообщена с силовым цилиндром при помощи канала подвода паров легкокипящей жидкости, снабженного первым обратным клапаном и дросселем, и посредством канала отвода паров жидкости из силового цилиндра в емкость, снабженного вторым обратным клапаном, причем оба обратных клапана размещены в местах подключения каналов к емкости, а силовой цилиндр выполнен в виде кольцевого сильфона.

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для принудительного воздушного охлаждения блоков пуско-тормозных резисторов (БПТР) электровоза с коллекторными тяговыми электродвигателями (ТЭД), работающими от высоковольтной контактной сети постоянного тока с напряжением 3000 В
Наверх