Устройство для выключения муфты сцепления

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для управления муфтами сцепления различных транспортных средств. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции за счет обеспечения фиксированного положения промежуточного элемента одновременно относительно обоймы, плоской пластины (ПП) и тяг. Цель достигается выполнением в обойме 1 и плоской пластине 3 соосных отверстий 6 и 7, расположенных по окружности. В соосных отверстиях 6 и 7 размещены соединительные элементы в виде тяг 5. Между обоймой 1 и плоской пластиной 3 размещен промежуточный элемент 8, обладающий пластическими или упругими свойствами. В обойме 1 запрессован подпятник 2. При выключении муфты сцепления устройство с помощью осей ПП 3 перемещается в сторону муфты сцепления. При контакте подпятника 2 с пятой муфты сцепления промежуточный элемент 8 деформируется и сохраняет соосное с муфтой сцепления положение до приложения внешних сил, меняющих ранее установившееся положение. 18 з.п. ф-лы, 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1523772 (51) 4 F 16 D 23/14 о

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3977713/25-27 (22) 19, 11.85 (46) 23.11.89. Бюл. К 43 (75) О.Т.Снегарь, В.К. Замчевский и С.В.Ракша (53) 621.825.9(088.8) (56) Патент Великобритании

Р 2076100, кл. F 16 D 23/14, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫКЛОЧЕНИЯ МУФТЫ

СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для управления муфтами сцепления различных транспортных средств. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции за счет обеспечения фиксированного положения промежуточного элемента одновременно относительно обоймы, плоской пласти2 ны (ПП) и тяг. Цель достигается выполнением в обойме 1 и плоской пластине 3 соосных отверстий 6 и 7, расположеннык по окружности. В соосных отверстиях 6 и 7 размещены соединительные элементы в виде тяг 5. Между обоймой 1 и плоской пластиной 3 размещен промежуточный элемент 8, обладаю" щий пластическими или упругими свойствами. В обойме 1 запрессован подпят) ник 2. При выключении муфты сцепления устройство с помощью осей IK 3 перемещается в сторону муфты сцепления.

При контакте подпятника 2 с пятой муфты сцепления промежуточный элемент 8 деформируется и сохраняет соосное c . c муфтой сцепления положение до припо 9 жения внешних снл, меняющих ранее установившееся положение. 18 s.ï. ф-лы, 10 ил.

1523772

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для управления муфтами сцепления различных транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности и упрощения конструкции за счет обеспечения фиксированного положения промежуточного элемента одновременно относительно трех деталей: обоймы, тяг и плоской пластины.

На фиг. 1 изображено устройство для выключения муфты сцепления, поперечный разрез; на фиг. 2 — промежуточный элемент в виде кольца, изготовленного из витков мягкой металлической IIp QBoJIoKH н а фиг о 3 плоская пластина; на фиг. ч — сечение А-A на фиг. 3; на фиг. 5 — обойма, поперечное сечение; на фиг. 6 — часть устрой-20 ства для выключения муфты сцепления, на которой показано соединение обоймы с плоской пластиной при помощи тяги и промежуточного элемента, на фиг.7 вариант выполнения устройства, рабо- 25 чее положение; на фиг. 8 — вариант выполнения устройства с промежуточным элементом в виде винтовой цилиндрической пружины и плоской палстины с направляющей втулкой и осевым выступом; на фиг. 9 — вариант выполнения устройства с промежуточным элементом, выполненным и виде винтовых пружин,. и нажимным элементом в виде подшипника качения; на фиг. 10 — вариант выполнения устройства, р бочее положение.

Устройство содержк. обойму 1, в которую запрессован нажимной элемент, выполненный в виде подпятника 2 из антифрикционного материала. Подпятник 2 контактирует с муфтой сцеплеHHH (не показана).

Плоская пластина 3 выполнена в виде плоского кольца (фиг. 3)„ наружный диаметр которого равен наружному диаметру обоймы 1 и расположена с торцовой стороны обоймы 1. На плоской пластине 3 закреплены соосно две оси

4, которыми она кинематически связана с вилкой выключения сцепления (не показана).

Обойма I соединена с плоской пластиной 3 с помощью соединительных элементов, выполненных в виде тяг 5 с головками. Каждая тяга 5 закреплена

55 шарнирно с возможностью осевого, радиального и углового перемещения в двух соосных отверстиях 6 и 7 соответственно обоймы 1 и плоской пластины 3, охватывающих тяги 5 с зазором (фиг. 6).

Каждое отверстие 6 и 7 в обойме 1 и плоской пастине 3 выполнено в виде усеченного конуса, причем вершины пары соосных отверстий направлены навстречу друг другу или в противоположные стороны. Тяг 5 должно быть не менее трех. Обойма 1 соединена с пластиной 3 с возможностью осевого, радиального и углового перемещения вместе с закрепленным в ней подпятником 2.

Иежду торцов обоймы 1 и плоской пластиной 3-помещен промежуточный элемент, выполненный в виде кольца 8.

Кольцо 8 может быть выполнено из уложенных в несколько рядов по окружности между торцом обоймы 1 и плоской пластиной 3 нитей из металла, в частности из мягкой металлической проволоки (фиг. 2). Нити кольца 8 могут быть выполнены из синтетического материала, например лавсана, капрона, полистироловых нитей, фторопластов и других пластических масс.

Кольцо 8 установлено таким образом, что крайние ряды нитей находятся в контакте с торцом обоймы 1, плоской пластиной 3 и стержнями 5 (фиг. 1 и

6). Ряды нитей могут быть закреплены одним концом в торце обоймы 1, а вторым — в торце плоской пластины 3 (не показано). Для удержания нитевидного материала в определенной форме и удобства сборки кольцо 8 покрывают эластичной тонкой пленкой, не препятствующей взаимному перемещению рядов нитей, Ряды нитей кольца 8 размещены с возможностью взаимного перемещения под действием внешних сил и изменения конфигурации кольца 8. Измененная конфигурация его может сохраняться длительное время за счет сил трения между витками и сил остаточной деформации, пока внешние силы не нарушат это состояние.

Кольцо 8 в варианте выполнения (фиг. 7) выполнено с отверстиями 9, тяги 5 расположены в отверстиях и контактируют с внутренними рядами нитей. Плоская пластина 3 снабжена направляющей втулкой 10, ось которой совмещена с осью отверстия плоской пластины 3, а внутренний диаметр направляющей втулки 10 равен диаметру с отверстия плоской пластины 3.

5 152377

По внешнему периметру плоской пластины 3 выполнен осевой выступ 11, направленный в с горону обоймы 1.

В варианте выполнения устройства

5 обойма 1 соединена с плоской пластиной 3 двумя рядами тяг 5, расположенЙых в соосных отверстиях, выполненных по концентричным окружностям (не показано) со смещением одного ряда относительно другого не менее чем на .половину радиуса отверстия.

Промежуточный элемент 8 в этом случае расположен между двумя рядами тяг 5 и находится в контакте с ними внешними и внугренними поверхностями, а боковыми поверхностями находится в контакте с обоймой 1 и плоской пластиной 3 (не показано).

В варианте выполнения устройства 20 обойма 1 соединена с плоской пластиной 3 соединительными элементами, каждый из которых выполнен из пучка гибких нитей из металлической проволоки или синтетических нитей, закрепленных 25 одним концом в торце обоймы 1, а вторым — в торце плоской пластины 3 (не показано).

Промежуточный элемент 8 может бьггь выполнен в виде набора отдельных колец3О из металла или синтетического материала. Кольца уложены рядами между обоймой 1 и плоской пластиной 3, причем каждый ряд состоит из колец одного . размера и находится в контакте край ними рядами с обоймой 1, плоской пластиной 3 и тягами 5 (не показано) °

В варианте выполнения устройства промежуточный элемент 8 выполнен в виде монолитного кольца из синтетичес-4О кого материала, обладающего пластическими или упругими свойствами, причем его боковые поверхности находятся в контакте с торцом обоймы 1 и плоской пластиной 3, а внешние и внутрей- 45 ние поверхности находятся в контакте со стержнями 5 (не показано).

На фиг, 8 изображен вариант выполнения устройства, особенностью котороrо является ro, что промежуточный элемент 8 выполнен в виде спиральной пружины 12, установленной между тор" цом обоймы 1 и плоской пластиной 3 и находящейся в контакте своими торцовы55 ми поверхностями с поверхностями обоймы 1 и плоской пластины 3, а внутренняя или внешняя поверхности витков находятся в контакте с тягами 5. г 6

В варианте выполнения устройства (фиг. 9) нажимной элемент выполнен в виде подшипника качения, наружное кольцо 13 которого закреплено в обойме 1, а внугренее кольцо 14 находится в контакте с муфтой сцепления. Промежуточный элемент 8 выполнен из нескольких винтовых пружин 15, каждая из которых установлена на тяге 5 между обоймой 1 и плоской пластиной 3 и находится с ними в контакте своими торцовыми поверхностями.

В варианте выполнения устройства (фиг. 10) нажимной элемент выполнен в виде подшипника качения. Наружное кольцо 13 его запрессовано в обойме

1, а внутреннее кольцо 14 находится в контакте с муфтой сцепления.

Устройство работает следующим образом.

Под действием приложенной внешней силы к вилке выключения (не показана) она при помощи осей 4 перемещает устройство в осевом направлении в сторону муфты сцепления.

При контакте торца подпятника 2 с пятой муфты сцепления (не показаны) . она начинает скользить по подпятнику

2. 3а счет трения между ними и несоосности осей на подпятнике 2 возникает момент, который перемещает его вместе с обоймой 1 в соосное с муфтой сцепления положение (фиг. 7). При перемещении обоймы 1 тяги 5 занимают на", клонное положение, обеспечивая соосное положение подпятника 2 по отношению муфты сцепления. При перемещении обоймы 1 тяги 5 воздействуют на ряды нитей кольца 8 и перемещают их в радиальном направлении один относительно другого, изменяя конфигурацию кольца 8.

При дальнейшем осевом перемещении устройства подпятник 2 и обойма

1, встречая сопротивление муфты сцепления, начинают перемещаться в сторону плоской пластины 3, сжимая при этом между собой витки нитей кольца

8 и уплотняя их. Когда витки нитей кольца 8 достаточно уплотнятся, подпятник 2 и обойма 1 займут соосное положение в отношении муфты сцепления. При дальнейшем перемещении, устройства происходит плавное выключение сцепления.

При отводе устройства от муфты сцепления происходит ее включение.

При возвращении в исходное положение

1523772 ббойма 1 и подпятник 2 остаются в соосном с муфтой сцепления. положении к удерживаются в таком положении за счет сил сцепления между витками ни5 тей кольца 8 и сил остаточной деформации этих нитей. Такое состояние обоймы 1 и подпятника 2 сохраняется до тех пор, пока внешние силы не нарушат это состояние. 10

В варианте выполнения промежуточного элемента в виде спиральной пружи. ны (фиг. 8) устройство работает следующим образом.

При контакте торца подпятника 2 с муфтой сцепления возникает момент, ко торый перемещает обойму 1 с подпятником 2 в соосное с муфтой сцепления положение. Тяги 5 занимают угловое положение. При дальнейшем перемещении устройства подпятник 2 с обоймой 1 сжимают спиральную пружину 12 и перемещаются в угловое положение, соответствующее угловому положению муфты сцепления. Происходит выключение муф- 25 ты.

При отводе устройства под действием усилия пружины 12 обойма 1 с подпятником 2 занимают соосное положение с плоской пластиной 3. При после- 30 дующих выключениях муфты сцепления циклы повторяются.

В варианте выполнения устройство, имеющее в качестве нажимного элемента подшипник качения (фиг. 9 и 10), работает аналогичным образом. Отличие состоит только в том, то в контакт с муфтой сцепления входит внутреннее кольцо 14 подшипника. Из-за несоосности осей муфты сцепления и устройства 40 на внутреннем кольце 14 подшипника возникает момент, который перемещает подшипник качения вместе с обоймой 1 в соосное с муфтой сцепления положение. 45

Формула изобретения

1. Устройство для выключения муфты сцепления„ содержащее подшипник выключения муфты сцепления с обоймой, кинематически связанной с вилкой выключения и установленный с возможностью контакта с муфтой сцепления, плоскую пластину с центральным отверстием, расположенную с торцовой стороны обоймы и связанную с вилкой выключения, промежуточный элемент в виде кольца с изменявмой формой, контактирующий с обоймой, и соединительные элементы, связанные с плоской пластиной и контактирующие с промежуточным элементом о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения надежности и упрощения конструкции, в обойме и плоской пластине по окружности выполнены соосные отверстия, соединительные элементы выполнены в виде тяг,шарнирно связанных с обоймой и плоской пласти- ной H установленных в соосных отверстиях, а промежуточный элемент размещен между торцами обоймы и плоской пластины.

2. Устройство по пп. 1 и 2, о т— ли ч ающе е с я тем, что каждая тяга выполнена в виде стержня с головками, установленного в соосных отверстиях с зазором.

3» Устроиство пО пп» 1 и 2, О т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждое соосное Отверстие выполнено в виде усеченного конуса, причем вершины конусов каждой пары соосных отверстий направлены навстречу одна другой °

4» Устроис1 во пО пп» 1 и 2 О т л и ч а ю m е е с я тем, что каждое соосное Отверстие выполнено в виде усеченного конуса, причем вершины конусов каждой пары соосных отверстий направлены в противоположные стороны. » с»рои 1БО пО пп» 1 и 2, О т л и ч а ю щ е е с я тем, что обойма соединена с.плоской пластиной не менее чем тремя тягами-;.. б. Устройство по пп. 1 и 2, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что тяги расположены в два ряда на концентричных окружностях со смещением одного ряда относительно другого не менее нем на половину радиуса отверстия.

7. Устройство по п. б, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что кольцо расположено между двумя рядами тяг с контактом с ними своими боковыми внутренними и внешними поверхностями, 8. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждая тяга выполнена в виде пучка гибких нитей, закрепленного одним концом в торце обоймы, а вторым концом в торце плоской пластины.

9 . УстрОЙствО IIo II, 1, о т JI H ч а ю щ е е с я тем, что кольцо выполнено в виде расположенных в несколько рядов по окружности гибких нитей.

1523772

4-4

Фие. 5

Фиг 7

10. Устройство по пп. 8 и 9, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что гибкие нити выполнены из металла.

11.. Устройство по пп. 8 и 9 о т5 личающееся тем, чтогибкие нити выполнены из синтетического материала.

12, Устройство по и. 9, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в кольце . 10 выполнены отверстия, а тяги расположены в отверстиях в контакте с внутренними рядами нитей.

13. Устройство по пп. 1 и 2, о т— л и ч а. ю щ е е с я тем, что кольцо 15 выполнено составным из кольцевых элементов, расположенных в несколько рядов между обоймой и плоской пластиной, причем кольцевые элементы выполнены с одинаковым диаметром. 20

14. Устройство по пп. 1 и 3, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что кольцо выполнено из металла.

15. Устройство по пп. 1 и 2, î гл и ч а ю щ е е с я тем, что кольцо выполнено со плошным сечением.

16. Устройство по пп. 12.и 14, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что кольцо выполнено из синтетического материала.

17. Устройство по п ° 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что промежуточный элемент выполнен в виде спиральной пружины.

18. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что промежуточный элемент выполнен в виде спиральных винтовых пружин, каждая из которых установлена на тягах.

19. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что плоская . пластина выполнена в виде кольца с наружным диаметром. равным наружному диаметру обоймы, и с двумя соосными осями, шарнирно соединеннымй с вилкой выключения сцепления.

lз23772

2 3

Составитель И.Лукина

Редактор Е.Папп Техред Л.Сердокова Корр е к r ор М. Шар ощи

Заказ 7022/36 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", т . Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к узлам включения механизма сцепления транспортных средств и к способу их сборки

Изобретение относится к машиностроению , в частности к автомобилестроению, и может быть использовано для управления механизмами машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств выключения сцепления транспортных средств

Сцепление // 2127379
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сцеплению транспортных средств

Изобретение относится к фрикционным муфтам автомобилей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств включения сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств выключения сцепления транспортных средств

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приводам эскалаторов

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в шасси военных гусеничных машин, снабженных противопожарным оборудованием

Изобретение относится к подшипнику выключения сцепления в контакте с тарельчатой пружиной

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств
Наверх