Фрикционный узел
Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным муфтам-тормозам с полной остановкой ведомого вала при включении муфты. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем обеспечения независимого торможения ведущих и ведомых элементов. Муфта-тормоз содержит ведущий конусный диск (Д) 1, подвижный в осевом направлении, промежуточный ведомый Д 4 и тормозной конусный Д 5, подвижный в осевом направлении. Тормоз объединен с механизмом включения муфты сцепления, состоящей из Д 1 и 4, и содержит тормозные колодки 10 с фрикционными поверхностями (П) 11 и 12 и антифрикционной П 13. Наружная цилиндрическая П 16 и торцовая П 17 диска 4, а также торцовая П 18 диска 1 и конусная П 19 диска 5 выполнены фрикционными. Конусная П 20 диска 1 выполнена антифрикционной. Зазор "а" между П 13 и 20 меньше зазора "б" между Р 11 и 19. Гарантированный зазор "в" обеспечивает работу конусных поверхностей 11 и 13 колодки 10 в последовательном порядке: сначала П 13 соприкасается с П 20 и разъединяет Д 1 и 4, затем П 11 соприкасается с П 19 и тормозит ведомый вал 7. При контакте П 12 с П 16 тормозной момент значительно возрастает и останавливает вал 7. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 (504 F 1Ь 0 67 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
2 (54) ФРИКЦИОННЫИ УЗЕЛ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4031956/29-27 (22) 03.03.86 (46) 23.11.89. Бюп. Р 43 (75) Ф.Н.Моцаков и В.И,Тарасов (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 894250, кл. Р 1Ь D 49/00, 1979 ° (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным муфтам-тормозам с полной остановкой ведомого вала при включении муфты. Цель изобретения — улучшение эксплуатаци1523778 онных качеств путем обеспечения независимого торможения ведущих и ведомых элементов. Муфта-тормоз содержит ведущий конусный диск (Д) 1, подвижный в осевом направлении, промежуточный ведомый Д 4 и тормозной конусный
Д 5, подвижный в осевом направлении.
Тормоз объединен с механизмом включения муфты сцепления, состоящей из Д 1 и 4, и содержит тормозные колодки 10 с фрикционными поверхностями (П) 11 и 12 и антифрикционной П 13. Наружная цилиндрическая П 16 и торцовая П 17 диска 4, а также торцовая П 18 диска
1 и конусная П 19 диска 5 выполнены фрикционными. Конусная П 20 диска 1 выполнена антифрикционной. Зазор а между П 13 и 20 меньше зазора б между П 11 и 19. Гарантированный зазор в обеспечивает рабоry конусных поверхностей 11 и 13 колодки 10 в последовательном порядке: сначала П 13 соприкасается с П 20 и разъединяет Д 1 и 4, затем П 11 соприкасается с П 19 и тормозит ведомый вал 7. При контакте
П 12 с П 16 тормозной момент значительно возрастает и останавливает вал
7. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным муфтамтормозам с полной остановкой ведомого вала при включении муфты.
Цель изобретения — улучшение экс- 25 плуатационных качеств путем обеспечения независимого торможения ведущих и ведомых элементов.
На фиг. 1 изображен фрикционный узел, на фиг. 2 — разрез А А на фиг.1;30 на фиг. 3 — фрикционный узел в выключенном состоянии.
Фрикционный узел содержит ведущую часть, состоящую из ведущего конусного диска 1, имеющего возможность перемещаться в осевом направлении на втулке 2, которая крепится на валу 3, ведомую часть состоящую из промежуР точного ведомого 4 и тормозного конусного 5 дисков. Тормозной диск 5 имеет возможность перемещаться в осевом направлении на втулке 6, ведомый диск 4 и втулка 6 крепятся на ведомом валу.7, при этом диски 1 и 5 прижимаются к ведомому диску 4 пружинами
8 и 9. Тормоз объединен с механизмом включения муфты сцепления, состоящей иэ дисков 1 и 4, и состоит из двух
- тормозных колодок 10, имеющих поверхности 11 и 12, выполненные из фрикционного материала, и поверхность 13, выполненную из антифрикционного материала (не показано) или снабженную телами качения, например, роликами . (не показаны). Тормозные колодки 10 одним концом шарнирно крепятся к корпусу 14, а вторым концом к механизму
15 управления и не имеют осевого смещения. Наружная цилиндрическая поверхность 16 диска 4, его торцовая поверхность 17, контактирующая с ней торцовая поверхность 18 диска 1 и конусная поверхность 1I9 диска 5 выполнены фрикционными . Конусная поверхность 20 диска 1 выполнена антифрикционной.
Зазор а между поверхностями 13 и
20 меньше зазора 3 между поверхностями 11 и I9
Гарантированный зазор в, образованный внутренней цилиндрической поверхностью 12 тормозной колодки 10 и поверхностью 16 ведомого диска 4, необходим для того, чтобы по мере износа конусных поверхностей 11 и 13 тормозной колодки 10 устранить ее проскальзывание относительно диска 5.
Гарантированный зазор в обеспечивает работу конусных поверхностей 11 и
13 колодки 10 в последовательном порядке, который не нарушается по мере износа.
Фрикционный узел работает следующим образом.
Крутящий момент от ведущего вала 3 через втулку 2 и диск 1 передается через ведомый диск 4 на ведомый вал 7.
При выключении муфты механизм 15 управления сдвигает тормозные колодки
10 одна навстречу другой, первона.— чально поверхность 13 колодки 10 соприкасается с поверхностью 20 ведущего диска 1, не препятствуя его вращению, и, преодолевая сопротивление пружины 8, разъединяет ведущий 1 и ведомый 4 диски. Затем поверхностью
11 колодки 10 соприкасается с поверхностью 19 тормозного диска 5. Начинается торможение ведомого вала ?.
5 152377
При дальнейшем перемещении торможение усиливается за счет усилия пружины 9 при смещении дисков 4 и 5, при контакте поверхности 12 с поверхностью 16 диска 4 тормозной момент возрастает еще. больше и резко уменьшает скорость вращения вала 7, полностью останавливая его.
Формула изобретения
Фрикционный узел, содержащий барабан в виде двух подпружиненных навстречу один другому и установленных с возможностью осевого перемещения конусных дисков, один из которых связан в окружном направлении с валом и выполнен с фрикционной конусной поверхностью и в виде расположенного 20 между конусными дисками и связанного с валом в окружном направлении промежуточного диска с наружной цилиндрической фрикционной поверхностью, образующей с конусными поверхностями 25 дисков трапецеидальную канавку, а также связанную с механизмом управления тормозную колодку с конусной и внут8 6 ренней цилиндрической фрикционными поверхностями и с дополнительной конусной поверхностью, которые расположены с воэможностью последовательного взаимодействия с конусными поверхностями дисков и с цилиндрической поверхностью промежуточного диска, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения срока службы и улучшения эксплуатационных качеств путем обеспечения независимого торможения ведущих и ведомых элементов, он снабжен ведущим валом, второй конусный диск связан с ведущим валом в окружном направлении, вал, связанный с вторым конусным и промежуточньак дисками, выполнен с элементами для соединения с ведомыми частями, торцовая поверхность второго диска, поверхность промежуточного диска выполнены фрикционными, а дополнительная конусная поверхность колодки и конусная поверхность второго диска выполнены антифрикционными и расположеяы с рабочим зазором, меньшим рабочего зазора между конусными фрикционными поверхностями.
1523778
Составитель И.Лукина
Редактор Е.Папп . Техред Л.Сердюкова
Корр ек г ор А. Обр уч ар
Заказ 7022/36 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. й/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



