Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам управления частотнорегулируемых электроприводов, и может быть использовано для определения скольжения асинхронного двигателя. Целью изобретения является повышение точности. В устройство для определения скольжения введены блоки 19, 20 определения действительной и мнимой составляющих тока, блок 21 преобразования координат тока, два блока 22, 23 умножения, дифференцирующий блок 24, дополнительный масштабный усилитель 25 и дополнительный вычитатель 26, что обеспечивает возможность более точного определения скольжения не только в стационарных режимах, но и в переходных при изменяющемся модуле тока статора, на основе анализа электромагнитных процессов в двигателе и без применения таходатчика. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„$0„„15255

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4369616/24-07 (22) 01.02.88 (46) 30.11.89. Бюл. 44 (71) Лнепропетровский горный институт им. Артема (72) В.Л.Соседка, Л.Ф.Коломойцева, Д.И.Пружанский и В.В.Верник (53) 621 ° 313.333.072.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1063817, кл. G 01 P 3/56, 1982 °

Авторское свидетельство СССР

И 1429037, кл. О О! Р 3/56, Н 02 P 7/42, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕЛЕЛЕНИЯ

СКОЛЬЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к с 1c1емам управления частотно-регулируемых электро151) 4 С 01 P 3/56, Н 02 P 7/42

2 приводов, и может быть использовано для определения скольжения асинхронного двигателя. Цель изобретения повышение точности. В устройство для определения скольжения введены блоки

19 и 20 определения действительной и мнимой составляющих тока, блок 21 преобразования координат тока, два блока 22 и 23 умножения, дифференцирующий блок 24, дополнительный масштабный усилитель 25 и дополнительный вычитатель 26, что обеспечивает возможность более точного определения скольжения не только в стационарных режимах, но и в переходных при изменяющемся модуле тока статора на основе анализа электромагнитных процессов в двигателе и без применения таходатчика. 3 ил.

1525583

Изобретение относится к электротехнике и системам управления частотно-регулируемых электроприводов, и может быть использовано для определе5 ния скольжения асинхронного двигателя на основе анализа электромагнитных процессов.

Цель изобретения - повышение точности определения скольжения асинхронного двигателя.

На фиг.1 представлена функциональная схема устройства для определения скольжения асинхронного двигателя; на фиг ° 2 и 3 - векторная диаграмма 15 двигателя.

Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя содержит блок 1 датчиков фазных токов, блок 2 датчиков фазных напряжений, блоки 3 и 4 определения действительной и мнимой составляющих напряжения, нульорган 5, управляемый ключ 6, ..банок 7 преобразования координат напря кения с тремя входами и двумя выходами, че- 25 тыре вычитателя 8-11, два блока 12 и 13 деления, два преобразователя 14 и 15, реализующие функцию арктангенса, и три масштабных усилителя 16-18.

Два выхода блока 1 датчиков фазных 0 токов подключены к входам нуль-органа

5, соединенного выходом с управляющим входом управляемого ключа 6. Первый коммутируемый вывод ключа 6 предназначен для подачи управляющих импуль35 сов, а второй подключен к первому входу блока 7 преобразования координат напряжения, второй вход которого соединен с выходом блока 3 определения действительной составляющей напряжения, а третий вход — с выходом блока 4 определения мнимой составляющей напряжения, Входы блока 4 пофазно объединены с соответствующими входами блока 3 и подключены к первым двум 4 выходам блока 2 датчиков фазных напряжений, третий выход которого соединен с соответствующим входом блока 3 определения действительной составляющей напряжения.

Входы масштабных усилителей 16-18 объединены между собой. Первый выход блока 7 преобразования координат напряжения соединен с первым входом вы читателя 8, второй вход которого сое55 динен с выходом масштабного усилителя 16, Второй выход блока 7 преобразования координат напряжения соединен с первыми входами вычитателей 9 и 10, выходы которых подключены к первым входам блоков 12 и 13 деления соответственно. Выходы последних подключены соответственно через преобразователи 14 и 15, реагирующие Функцию арктангенса, к входам вычитателя 11, выход которого образует выход устройства.

В устройство для определения скольжения введены блоки 19 и 20 on1 ределения действительной и мнимой составляющих тока, блок 21 преобразования координат тока с тремя входами, два блока 22 и 23 умножения, дифференцирующий блок 24, четвертый масштабный усилитель 25 и пятый вычитатель 26, Входы блоков 19 и 20 пофазно объединены между собой и подключены к первым двум выходам блока 1 датчиков фазных токов, третий выход которого подключен к соответствующему входу блока 19 определения действительной составляющей тока.

Первый вход блока 21 преобразования координат тока объединен с первыMvi входами блоков 22 и 23 умножения и подключен к второму коммутируемому выводу управляемого ключа 6. Второй и третий входы блока 21 преобразования координат тока подключены соответственно к выходам блоков 19 и 20 определения действительной и мнимой составляющих тока, а выход блока 21 соединен с объединенными входами масштабных усилителей 16-18 и входом дифференцируюцего блока 24, подключенного выходом к входу масштабного усилителя 25.

Вторые входы блоков 22 и 23 умножения подключены соответственно к выходам масштабных усилителей !7 и

18, а выходы — соответственно к вторым входам вычитателей 9 и 10, Выход вычитателя 8 подключен к первому входу нычитателя 26, соединенного вторым нходом с выходом масштабного усилителя 25, а выход нычитателя 26 соединен с вторыми входами блоков 12 и 13 деления.

В блоке 7 преобразования координат напряжения из последовательности импульсов f, вырабатываемой системой управления частотно-регулируемым приводом для регулирования частотой инвертора (импульсы поступают на вход ключа), синтезируются гармонические функции и осуществляется переход измеренных составляющих !!апряжения статора во вращающуюся систему координат, действительная ось которой совпадает с вектором тока статора.

Блок 21 преобразования координат тока из той же последовательности импульсов f. синтезирует те же гармонические функции и осуществляет переход составляющих тока статора во вращающуюся систему координат.

На фиг.2 изображена векторная диаграмма асинхронного двигателя для стационарного режима, когда результирующий вектор тока совпадает с действительной осью, а на фиг.3 - та же векторная диаграмма, но для нестационарного режима.

Векторная диаграмма для стационарного режима построена на основании следующей системы уравнений:

U = IR+j

111+) -,4 +)!..

11 = П, + <ь3--4 +jcÄ1, 1

J 2 (3) Для нестационар!лого режима эти же системы уравнений ил3еют следующий вид:

<1 4

+ 1 "4 +

dt! (4) cl

U = 1 R + jc<< (<< + 1. (< 4 — — (i, ) 1 )

cIt "

1 ° « (, I.

U=IR+ jc>(— — 4,+1. 1) (— — ч, 31. I), (6)

1, clt I. - 1

I где,, 1,,I,,J. — индук о!в

Используя векторную,i,!ëãðàììó на фиг.? и систему управлен;<;! (1)-(3), мож! !о опоеделит ь скол,ж< .!!! е как величину, пропорционалы3ую углу <3 для стационар!!ого режима. 0днако в переходных режимах скольже!!»е более точно будет определяться по системе уравнений (4)-(6).

Для этого следует определить две составляюц<ие ЭДС: ЭДС вращения, определяемую составляющей 3,, и трансформаторную ЭДС, определяе!Зую составляющей c14 /clI . Решая ура вне>!!<я (5) и (6) относитель!<о этих составляющих, получим:

25583 6

d -- - - . . вЂ”â€”, сП

jc

d dI

С1

d -, <<<()ц!4, «1 Ч,) 11

L

L dt " "dI-, Iq (j .,+ )=U - 1, I, L,, dc3

11 dt 1 (12) где U„„U < — проекция вектора напряжения на координатные оси для момента времени, когда результирующий вектор тока совпадает с действительной осью.

На основании системы уравнений (9) - (12) и векторной диаграммы на фиг.3 получаем выражение для определения скольжения:

Uq, — !.! I.„I

:1=- 3 =а ГГ1 g<, dI

U -I К-1, «о <с <1л

U÷ J., I

30 (13) are t3<, dI

U -IR-L —

3, с(<Для реализации (13) необходимо: определить момент времени, когда резуль1ирующий вектор тока совпадает с действительной осью, т.е. займет положение, изображенное на векторной диаграмме; перейти в этот момент к врацающейся системе координат и для этого момента определить проекции вектора напряжения на действительную 1. g и мнимую 11 во вращающейся системе координат определить производную тока; по заранее измеренным параметрам двигателя (активному сопротивлению R индуктивности рассеяния L

35

45 падение напряжения на соответствующих сопротивлениях двигателя; подставить полученные значения напряжений в формулу (13) и определить скольжение. — (ji y+ — y )-0-IR- jJJ. I-I. —. (8)

1 о ° (1, d1

5

Для момента времени, когда результирующий вектор тока совпадает с действительной осью в выражениях (7) и (8), перейдем к проекциям на коор"

10 динатные оси.

7 1525583

Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя работает

" следующим образом.

По шинам А, В, С напряжение подается к асинхронному двигателю, фазные токи измеряются блоком 1, а фазные напряжения — блоком 2.

Сигналы с выходов блока 2 подаются в блок 3 определения действительной составляющей напряжения и в блок 4 определения мнимой составляющей напряжения.

В блоке 3 по фазным напряжениям фаз А, В и С Формируется сигнал Ud, а в блоке 4 по фазным напряжениям фаз В и С - сигнал U (проекция ре(1 эультирующего вектора тока на мнимую ось). Выходные сигналы блока 1 фаэ В и С подаются на нуль-орган 5 и блок

20 для определения мнимой составляющей тока 1. (проекции результирующего вектора тока на мнимую ось), э выходные сигналы блока 1 Фаз А, . и Г годаются на блок 19 для определения действительной составляющей тока (проекции результирующего вектора тока на действительную ось).

В момент перехода линейного тока через нуль на выходе нуль-органа

5 появляется сигнал, который на время, равное периоду или нескольким периодам, открывают ключ б и импульсы, кратные частоте управления инвертором, начинают поступать на входы блока 7 преобразования координат нап- З5 ряжения, блока 21 преобразования координат тока и блоков 22 и 23 умножения. Так как ключ 6 открывается, когда линейный ток фаз В и С проходит через нуль, осуществляется синхрони40 эация раЬоты устройства с положением вращающегося вектора тока. Для повышения точности синхронизации частота импульсов, поступающий на ключ 6, должна значительно (два-три порядка)

I превосходить частоту, подаваемую на двигатель. Так как блоки 7 и 21 преобразования координат относительно просто выполнить на Функциях Уолша, 50 то между частотой питания двигателя

1С, и частотой f, подаваемой на ключ

6, целесообразно выполнить соотношение:

f = 32 10f — 32 .10 f5

На первый вход блоков 7 и 21 подаФ

55 ется последовательность импульсов, на второй вход блока 7 подается сигнал U, а на третий вход - сигнал Uq (аналогично на второй вход блока 21 подается сигнал i „,,а на третий с вход - сигнал 1. ).

В блоках 7 и 21 осуществляется переход к вращающейся системе координат согласно преобразованиям дарка:

U =U cos2 if +11 sin2éf t;1 о ) (F4)

U =-U sin2I7Ft +U cos2ltt t ). ч Ъ

На первом выходе блока 7 преобразования координат появляется сигнал

U,à на втором - сигнал U а о

Блок 21 осуществляет переход во вращающуюся систему координат вектора тока. Так как переход осуществляется тогда, когда вектор тока совпадает с действительной осью, то блок 21 имеет один выход, т.е. i=i =I (1 модуль резул.,тирующего вектора тока).

Сигналы с выходов Ьлока 21 преобразсвания координат тока подаются на масштаЬные блоки 16-18 и дифферен рующий Ьлок 24. В первом масшт.-бнпн блоке 16 модуль тока, поступающий с выхода Ьлока 21, умнож;.,е ся на активное сопротивление R, во втором масштабном блоке 17 — на индуктивность рассеяния статора 1.„,а в третьем масштабном бпоке 18 — на переходную индуктивность статора

В дифференцирующем блоке 24 осуществляется дифференцирование модуля тока. Выходные сигналы масштабных блоков 17 и 18 подаются на один из входов блоков 22 и 23 умножсния соответственно, другие входы которых подключены к выходу ключа 6.

В блоках 22 и 23 умножения выходной сигнал масштабных усилителей 17 и 18 умножается на частоту, что позволяет на выходе блока 22 получить сигнал, пропорциональный 1,,I, а на выходе блока 23 — сигнал, г,ропорциональный 1. I. Выходной сигнал диффе1 ренцирующего блока 24 подается на масштабный блок 25, в котором умножается на 1., что позволяет получить

I 1! сигнал, пропорциональный величине

idI К

На первом выходе бгока 7 преобразования координат появляется с лгнал

U g., который подается на вычитатель о

8, на второй вход которого подается сигнал IR.

На выходе вычитателя 8 появляется сигнал (U < -IR), который подается на вычитатель 26, на второй вход которого подается сигнал 1,,д1/ас, что поз15?5583 воляет на выходе вычитателя 26 сформировать сигнал (U> -IR-L,dI/dt), который подается на вторые входы делителей 12 и 13.

На втором выходе блока 7 преобразования координат появляется сигнал

U, который подается на первые входы вычитателей 9 и 10.

На второй вход вычитателя 9 пода10 ется сигнал v L, I, что позволяет получить на выходе вычитателя сигнал (U< I.,Х), который подается на первый вход первого делителя 12.

На второй вход вычитателя 10 пода ется сигнал ц,I. I, что позволяет получить на выходе вы читателя сигнал (Б, - "1.,I), который подается íà первый вход второго делителя 13.

В первом блоке 12 деления осущест- 20 вляется деление согласно первому члену выражения (13), а во втором блоке 13 деления - согласно второму члену выражения (13).

В блоках 14 и 15 осуществляется функциональное преобразование функции арктангенса, Блок 12 позволяет определить фазовый сдвиг вектора )ю ., а блок 13 фазовый сдвиг вектора j ы g относительно вектора тока. Выходные сигналы функциональных преобразователей 14 и 15 подаются на входы вычитателя 11, который позволяет определить фазовый сдвиг вектора jhfq относительно вектоРа j«, 35

На выходе вычитателя 1 1 появляется сигнал, пропорциональный скольжению.

Таким образом, введение в устройство для определения скольжения асинхронного двигателя блоков определения

40 действительной и мнимой составляющих тока, блока преобразования координат тока, двух блоков умножения, дифференцирующего блока дополнительного масштабного усилителя и дополнительного вычитателя обеспечиваег в сравнении с известным решением возможность более точного определения скольжения не только в стационарных режимах, но и в переходных при изменяющемся модуле тока статора на основе анализа электромагнитных процессов в двигателе и без применения таходатчика.

55 формула изобретения

Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя, содержащее блок датчиков фазных токов, блок датчиков фазных напряжений, блоки определения действительной и мнимой составляющих напряжения, нуль-орган, управляемый ключ, блок преобразования координат напряжения с тремя входами и двумя выходами, четыре вычитателя, два блока деления, два преобразователя, реализующие функцию арктангенса, и три масштабных усилитеЛя, при этом первые два выхода блока датчиков фаз-, ных токов подключены к входам нульоргана, соединенного выходом с управляющим входом управляемого ключа, первый коммутируемый вывод которого предназначен для подачи управляющих импульсов, а второй подключен к первому входу блока преобразования координат напряжения, второй вход которого соединен с выходом блока определения действительной составляющей напряжения, третий вход которого соединен с выходом блока определения мнимой составляющей напряжения, входы которого пофазно объединены с соответствующими входами блока определения действительно составляющей напряжения и подключены к первым двум выходам блока датчиков. фазных напряжений, третий выход которого соединен с соответствующим входом блока определения действительной составляющей напряжения, входы масштабных усилителей объединены между собой, первый выход блока преобразования координат напряжения соединен с первым входом первого вычитателя, второй вход которого соединен с выходом первого масштабного усилителя, второй выход блока преобразования координат напряжения соединен с первыми входами второго и третьего вычитателей, выходы которых подключены к первым входам первого и второго блоков деления соответственно, выходы первого и второго блоков деления подключены соответственно через первый и второй преобразователи, реализующие функцию арктангенса, к входам четвертого вычитателя, выход которого образует выход устройства для определения скольжения асинхронного двигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, в него введены блоки определения действительной и мнимой составляющих тока, блок преобразова( ния координат тока с тремя входами, два блока умножения, дифференцирующий

Vd Pe

Составитель А.Жилин

Редактор M.ÏåòðoBà Техред М.Дидык Корректор В.Кабаций

Заказ 7216/39 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, W-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

11 15255 блок, четвертый масштабный усилитель и пятый вычитатель, при этом входы блоков определения действительной и мнимой составляющих тока пофазно объ5 единены между собой и подключены к первым двум выходам блока датчиков фазных токов, третий выход которого подключен к соответствующему входу блока определения действительной составляющей тока, первый вход блока преобразования координат тока объединен с первыми входами блоков умноже- ния и подключен к второму коммутируемому выводу управляемого ключа, второй и третий входы блока преобразования координат тока подключены соответственно к выходам блоков определения действительной и мнимой составляющих тока, а выход блока преобразова- 20

83 12 ния координат тока соединен с объединенными входами первых трех масштабных усилителей и входом дифференцирующего блока, подключенного выходом к входу четвертого масштабного усилителя, вторые входы первого и второго блоков умножения подключены соответственно к выходу второго и третьего масштабных усилителей, выходы первого и второго блоков умножения подключены соответственно к вторым входам второго и третьего вычитателей, выход первого вычитателя подключен к первому входу пятого вычитателя, соединенного вторым входом с выходом четвертого масштабного усилителя, а выход пятого вычитателя соединен с вторыми входами блоков деления.

Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения бесколлекторных тяговых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения асинхронных трехфазных двигателей в широком диапазоне

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для частотного управления асинхронными электродвигателями общепромышленного назначения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашинных системах автоматики

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электроприводами общепромышленных механизмов, в частности шахтных скребковых конвейеров, при питании электродвигателей квазисинусоидальным напряжением пониженной частоты

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тиристорных электроприводах переменного тока с частотно-токовым управлением, в которых использованы реверсивные тиристорные преобразователи с раздельным управлением выпрямительными группами

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в металлургической и машиностроительной промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в судах ледокольного типа

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования момента, скорости и положения рабочих органов производственных механизмов, для привода роботов, в станках с числовым программным управлением

Изобретение относится к электротехнике, в частности к замкнутым системам частотно-управляемого асинхронного электропривода

Изобретение относится к технике электрических измерений параметров вращения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в общепромышленных механизмах.Целью изобретения является повьппение точности и увеличение быстродействия, С этой целью устройство для определения скольжения асинхронного двигателя снабжено ключом 3, управляемым по сигналам нуль-органа 5 и генератора -импульсов 10, блоком 11 преобразования координат, детектором 6, выходом соединенным с входа.п-1 масштабных блоков 7-9, Входы детектора б к нуль-орг знй 5 подк.гЕочены к датчиклм токов ujv; Yпрзвля1оа;ий вход блока 11 соединен с выходом ключа 3, а два других упрявляюпдак входа fino- ка 11 через блоки 1., 13 выдепекия действительной и мнимой составляюя.,т5Х напряжения - с зыходаьш датчиков 2 напряжения статора асинхронного двигателя- Первый выход блока 1 подключен к первому входу вычитателя (в) а второй Еыуод - к первым входам В 15,;;5s Е- оры яходь укагяанных вычнтателгй подклю чень; к выходам масштабных блокоз 7-9, Выход В 54 соединен с первыми входами блоко : 4

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при стендовых испытаниях электропоездов железнодорожного транспорта о Цель изобретения - повышение точности измереНИИо Излучение источника высокочастотных колебаний 1, закрепленного на движущемся транспортном средстве, направляют на опорную поверхность колеса 2

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах и механизмах общепромьшшэнного назначения

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к тахометрическим преобразователям и может быть использовано для измерения частоты вращения валов двигателей

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх