Движитель транспортного средства

 

Изобретение относится к гидрои аэромеханики, а именно к водным и воздушным судам с роторными движителями. Цель изобретения - повышение эффективности регулирования тяги движителя. Движитель транспортного средства содержит ротор 1 и поворотную пластину 2, которые установлены на корпусе 3 транспортного средства и связаны с устройствами своего вращения. Движитель снабжен механизмом регулирования расстояния между осями вращения ротора 1 и поворотной пластины 2. Роторы 1 при своем вращении в сплошной среде за счет вязкости увлекают за собой среду и создают в ней вихри, взаимодействующие с близрасположенной пластиной, в результате чего каждая пара ротор-пластина порождает течение, близкое к течению вокруг свободной роторной пары в среде. При генерации вихрей роторами последние при поступательном перемещении вихрей увлекаются в такое же движение сплошной средой. Изменение скорости движения осуществляется либо изменением скорости вращения роторов, либо изменением расстояния между осями вращения ротора и пластины, либо совокупностью этих действий. Изменение направления движения достигается поворотом пластины вокруг ее оси. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (51) 5 В 63 Н 1/04, 9/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П.(НТ СССР

1 (21) 4286395/27-11 (22) 17.07.87 (46) 07.01.90. Бюл. Г 1 (75) С,А.Недоруб и Н.Н.Остроухов (53) 629.12:532;582.5.035.2.002.54 (088.8) (56) Патент Великобритании

М 2102755, кл. В 63 Н 9/02, 1983. (54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к гидрои аэромеханике, а именно к водным и воздушным судам с роторными движителями. Цель изобретения — повышение эффективности регулирования тяги движителя. Движитель транспортного средства содержит- ротор 1 и поворотную пластину 2, которые установлены на корпусе 3 транспортного средства и связаны с устройствами своего вращения. Движитель снабжен механизмом регулирования расстояния между осями

2 вращения ротора 1 и поворотной пластины 2. Роторы 1 при своем вращении в сплошной среде за счет вязкости увлекают за собой среду и создают в ней вихри, взаимодействующие с близрасположенной пластиной, в результате чего каждая пара ротор-пластина порождает течение, близкое к течению вокруг свободной роторной пары в среде. При генерации вихрей роторами последние при поступательном перемещении вихрей увлекаются в такое же движение сплошной средой. Изменение скорости движения осуществляется либо изменением скорости вращения роторов, либо изменением расстояния между осями вращения ротора и пластины, либо совокупностью этих действий. Изменение направления движения достигается поворотом пластины вокруг ее оси. 1 з.n,ô-лы, 5 ил.

1533948

Изобретение относится к гидро- и аэромеханике, а именно к водным или воздушным транспортным средствам и роторными движителями.

Цель изобретения - повышение эффективности регулирования тяги движителя.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема установки движителя на транспортном средстве с несимметричным расположением роторов; на фиг. 2 - то же, вид с кормы; на

Фиг.3 и 4 - то же, с повернутыми для маневрирования пластинами; на фиг. 5 -15 то же„ с симметричным расположением роторов.

Движитель транспортногс средства содержит ротор 1 и поворотную пластину 2,.которые установлены на корпусе

3 транспортного средства и связаны с устройствами осевого вращения с возможностью регулирования скорости и направления вращения ротора. Движитель содержит механизм регулирования 25 расстояния между осями вращения ротора 1 и поворотной пластины 2.

Пластина 2 установлена параллельно оси вращения ближайшего ротора и имеет высоту, не меньшую высоты ротора. Длина пластины должна быть много больше диаметра ротора. На практике вполне достаточно, если эта длина пластины составляет три диаметра .ротора. Толщина пластины долж- З5 на быть минимальной и выбирается из условий обеспечения прочности и жесткости, Чем меньше толщина пластины„ тем меньшее сопротивг|ение оказывает на движение средства. Макси- 40 мальные нагрузки на пластину не превосходят величины скоростного напора сплошной среды в зоне завихренного движения, создаваемой роторами. Поэтому транспортное средство работо- 45 способно, если толщина обеспечивает механическую прочность пластины при давлении, равном скоростному напору, Роторы 1 и пластины 2 установлены попарно, причем их оси вращения расположены в плоскости, перпеНдикулярной продольной оси корпуса 3 транспортного средства, Взаимное расположение пар ротор-пластина может быть нескольких типов. Нарпример, пары расположены в шахматном порядке относительно продольной оси корпуса (фиг.1). Кроме того, возможно объединение двух пластин соседних пар в одну (фиг.5), т.е. установка между каждой парой роторов орной пластины.

Во избежание возникновения тормозящей силы вследствие наложения взаимодействий ротор-ротор и роторпластина на каждой линии, соединяющей оси ротороз и пластин, роторы и пластины расположены поочередно.

Движитель транспортного средства снабжен механизмом регулирования расстояния между осями вращения ротора и поворотной пластины. Перемещаемым объектом является, как правило, пластина 2, что обусловлено упрощением кинематической цепи вращения ротора.

Оси пластин установлены а направляющих, ориентированных в направлении, перпендикулярном продольной оси корпуса 3, и имеют собственный привод, например электродвигатель, который через червячную передачу перемещает пластину 2. Этот же механизм обеспечивает поворот пластины при маневрировании. Поворот также осуществляется посредством известных устройств от привода, например через зубчатые колеса. Механизм обеспечивает поворот о пластины на +90 относительно плоскости, в которой расположены оси вращения ротора и поворотной пластины 2, Механизм обеспечивает изменение расстояния между осями вращения ротора и поворотной пластины от 0 до, по крайней мере, удвоенного радиуса ротора. Чем больше диапазон изменения расстояния между ротором и пластиной, тем больше диапазон регуг ирования скорости перемещения средства без иэменения режима вращения роторов °

Роторы 1 при своем вращении в сплошной среде (воде, воздухе) за счет вязкости увлекают за собой среду и, таким образом, создают в ней вихри. Каждый иэ вихрей взаимодействует с близрасположенной пластиной, в результате чего каждая пара ротор-пластина порождает течение, близкое к течению вокруг свободной роторной пары в среде.

При генерации вихрей роторами последние при поступательном перемещении вихрей увлекают в такое же движение сплошной средой. В случае пары ротор-пластина среда увлекает эа собой лишь один ротор, а на пластину действует крутящий момент. Роторы, будучи соединенными с корпусом, перемещают асе транспортное средство.

153

Поскольку роторы расположены асимметрично, они создают вращающий момент, действующий на корпус, В ïåðвом приближении этот момент уравновешивается крутящим моментом, действующим на пластину. В результате транспортное средство перемещается в направлении, параллельном плоскости пластины.

Изменение скорости движения осуществляется либо изменением скорости вращения роторов, либо изменением расстояния между осями вращений ротора и пластины, либо совокупностью этих действий.

Изменение направления движения (тяги) достигается поворотом пластины вокруг ее оси. Оба вида маневрирования могут осуществляться без использования рулей.

Изменением скорости вращения роторов изменяют скорость движения транспортного средства в широком диапазоне значений.

Особенностью средства, обладающей большой практической значимостью, является его способность разворота (вращения) на месте. соответствующим подбором положения поворотных пластин и направления вращения роторов можно обеспечить создание пары сил, разворачивающей средство

3948

6 без придания ему поступательной ско-! рости, например, по часовой стрелке (фиг.4).

Формула изобретения

1. Движитель транспортного средства, содержащий установленные на

10 корпусе транспортного средства ротор и поворотную пластину, оси вращения которых параллельны друг другу, и устройство регулирования скорости и направления вращения ротора, о т л ич а ю шийся,тем, что, с целью повышения эффективности регулирования тяги движителя, он снабжен механизмом регулирования расстояния между осями вращения ротора и поворот20 ной пластины, причем эти оси вращения расположены в одной плоскости, перпендикулярной продольной оси корпуса транспортного средства.

2. Движитель по и.1, о т л и ч а25 ю шийся тем, что он снабжен установленным на корпусе транспортного средства дополнительным ротором, ось вращения которого параллельна вышеупомянутым осям вращения

30 ротора и пластины и расположена в одной плоскости с ними, причем роторы расположены по разные стороны пластины.

1533948

Ц3ц,р, Д

Составитель Е.Кудрявцева

Редактор M.Üëàíàð Техред Л.Сердюкова

Корректор Т.Палий

Заказ 17 Тираж 355 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул.Гагарина, 191

Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ветродвижителям и водяным роторным движителям для водного и воздушного транспорта

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования роторных ветродвижителей, использующих эффект Магнуса или парусный режим

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым ветродвижителям, и может быть использовано в гидро-и ветроэнергетике

Изобретение относится к судостроению и ветроэнергетике ,в частности, к конструированию роторных тяговых и управляющих устройств, использующих эффект Магнуса

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым движителям, работающим с использованием эффекта Магнуса

Изобретение относится к судостроению , а именно к судовым роторрым двигателям, использующим для движения судна ветровую энергию

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым аэродинамическим движителям

Изобретение относится к судо- ,строению, в частности к способам (управления тягой судового роторного ветродвижителя

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым движителям, использующим энергию ветра

Изобретение относится к судостроению, и именно к лопастным движителям с осью вращения, расположенной под прямым углом к направлению движения водного транспортного средства

Изобретение относится к судостроению, и именно к лопастным движителям с осью вращения, расположенной под прямым углом к направлению движения водного транспортного средства

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям с колеблющимся рабочим органом в виде крыла малого удлинения

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым волновым движителям, и позволяет упростить конструкцию и повысить КПД движителя

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования соединений гребных винтов с валами

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям с колебательным рабочим органом, выполненным в виде плавника

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции лопастных движителей

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции судовых движителей

Изобретение относится к водному транспорту, касается движителей, может быть использовано для мелкосидящих судов и позволяет повысить эффективность реверса движителя

Изобретение относится к водному транспорту, касается движителей, может быть использовано для мелкосидящих судов и позволяет повысить эффективность реверса движителя
Наверх