Шасси снегохода

 

Изобретение относится к снегоходным транспортным средствам и позволяет повысиить эксплуатационные свойства путем снижения управляющих усилий и скручивающих нагрузок. Шасси содержит раму 1, тягово-опорные элементы 2, горизонтально установленный в трубе 3 вал 4, управляемую лыжу 5, связанную центральной частью с рамой шаровым шарниром 6. Причем на переднем конце вала закреплен поперечный рычаг 7, на заднем - втулка 8 с шарниром 9, связанная штоком 11 с пяточной частью лыжи. Рычаг 7 связан шарнирно тягами 12 тоже с центральной частью лыжи. В передней части вала закреплен приводной рычаг 10. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 в 62 в 13/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4332593/31-11 (22) 26. 11,87 (46) 07.02.90, Бюл. Р 5 (71) Красноярский политехнический институт (72) В.Г. Анопченко (53) 629 ° 11,7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1299884, кл. В 62 В 13/08, 1985. (54) ШАССИ СНЕГОХОДА (57) Изобретение относится к снегоходным транспортным средствам и позволяет повысить эксплуатационные свойства путем снижения управляющих

ЛФ„, 1541100 А 1

2 усилий и скручивающих нагрузок. maccu содержит раму 1, тягово-опорные элементы 2, горизонтально установленный в трубе 3 вал 4, управляемую лыжу 5, связанную центральной частью с рамой шаровым шарниром 6, причем на переднем конце вала закреплен поперечный рычаг 7, на заднем - втул ка 8 с шарниром 9, связанным штоком

ii с пяточной частью лыжи. Рычаг 7 связан шарнирно тягами 12 тоже с центральной частью лыжи.t S передней части вала закреплен приводной рычаг 10. 7 ил.

1541100

Изобретение относится .к снегоходным транспортным средствам.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных свойств путем снижения управляющих усилий и скручивающих нагрузок.

На фиг. 1 изображена схема шасси, общий вид; на, фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг ° 3 — то же, вид сверху; 10 на фиг. 4 — схема направляющего уст,ройства; на фиг. 5 — расчетная: схема

1 механизма управления лыжей; на фиг.б— схема поворота лыжи, вид спереди; на фиг. 7 — пример выполнения привода 15 рулевого вала.

Шасси содержит (фиг. 1) раму 1, в задней части которой установлены тягово-опорные элементы 2 (колесные, движители), а в продольной трубе 3 рамы 1 размещен поворотно рулевой вал 4, управляемую лыжу 5 боковые кромки которой выполнены расходящимися к концам по дуге постоянного радиуса К, а центральная часть связа- 25 на с рамой 1 шаровым шарниром 6. На переднем конце вала 4 закреплен горизонтально поперечный рычаг 7, а на заднем — направляющая втулка 8 связанная е валом 4 шарниром 9 с возмож- 30 ностью качания в плоскости, проходящей через приводной рычаг,0 и вал 4.

На пяточной части лыжи .5 установлен поворотно в вер"тикальной продольной ее плоскости шток 11, размещенный во втулке 8 с возможностью вращения . и осевого перемещения и образующий с последней направляющий элемент годвески (фиг. 4) пяточной части лыжи 5, а s ee центральной части концы рычага 7 посредством тяг 12 шарнирно связаны с лыжей так, чтобы шарниры 13 тяг 12 лежали на оси, перпендикулярной продольной оси лыжи и проходящей через центр шарового шарнира 6. На 45 валу 4 закреплен приводной рычаг 10, причем конструктивно привод вала 4 может быть выполнен разнообразно, например (фиг. 7) в виде рулевого колеса 14, вал которого связан (с требу- емым передаточным числом) цепной или тросовой передачей с валом 4„ Благодаря соосному размещению шарниров 6 и 13 реализована воэможность свободного поворота на угол лыжи 5 в вер-" тикальной продольной плоскости (фиг. 2) в пределах хода штока 11, что позволяет лыже копировать. профиль опорной поверхности. Криволинейные по радиусу R боковые кромки лыжи 5 изогнуты в вертикальной плоскости из условия их прилегания к опорной поверхности при боковом наклоне лыжи на угол (фиг. 6), что позволяет формировать криволинейную траекторию движения радиусом R,- = R (фиг. 3).

При этом рабочая высота h штока 11, т.е. расстояние от плоскости лыжи до оси 4 (фиг. 5), устанавливается из расчета такого бокового смещения

Y„ нижнего конца штока, которое обеспечивает поворот лыжи на угол 8,. при котором центр окружности 0 радиусом R совмещается с продолжением колесной оси (фиг. 3), образуя единый центр поворота для лыжи и колес.

В частности, при известной базе L шасси и радиусе-Й боковых кромок лыжи требуемый угол поворота лыжи в горизонтальной плоскости В=arctg(L/R), при этом боковое смещение 7щ штока (фиг. 6) Y = L зхп 8, где L — база лыжи, тогда высота штока Ь

= Y /sз.л р, Устройство работает следующим образом.

Для обеспечения прямолинейного движения рычаг 10 устанавливают вертикально (фиг. 1), при этом рычаг 7 с помощью тяг 1 2 удерживает попереч. ое сечение лыжи 5 параллельно опорной поверхности, а шток 11, удерживаемый втулкой 8 в вертикальном положении, предотвращает повороты лыжи в горизонтальной плоскости на шарнире б. В то же время воэможность осевого перемещения во втулке 8 штока

11 позволяет поворачиваться лыже 5 на угол г(фиг. 2) относительно оси, проходящей через шарниры б и 13, т,е, копировать профиль опорной поверхности. Для выполнения поворота, например, вправо рычаг 10 наклоняют вправо (но ходу движения шасси), поворачивая вал 4 и рычаг 7 по часовой стрелке, при этом тяги 12 наклоняют лыку 5 в сторону поворота, а втулка

8, вращаясь вместе с валом 4, наклоняет в эту же сторону шток 11, нижняя часть KOToporo, смещая в сторону пяточную часть лыжи, обеспечивает ее поворот относительно шарового шарнира 6. Поворот с минимальным радиусом траектории, равным кривизне R боковых кромок лыжи, реализуется наклоном рычага 10 на угол р (фиг. 6), при этом шток 11 будет удерживать

5 15411 пяточную часть лыжи также под этим углом и сместит ее в боковую сторону на У для поворота лыжи на угол бя (фиг. 3), обеспечивая единый центр поворота 0 для лыжи и колесной оси, 5 что обуславливает движение с минимальным сопротивлением. Для поворота лыжи на шарнире 6 относительно рамы по оси Z необходимо приложить (фиг.5) момент

R1 А ю где К ; — бR,„- пара результирующих касательных реакций дороги, действующих на лыжу;

А — расстояние между векторами реакций. б

Следовательно, к пяточкой части лыжи для ее поворота необходимо приложить силу Р„, которую найдем из уравнения моментов

Р„ I.„= R)y A, где L — расстояние между шаровым 25 шарниром 6 и штоком 11, откуда

A I ë s

00 6 вокруг вертикальной оси, т.е. повышая устойчивость движения.

Таким образом, в устройстве сочетаются высокая несущая способность лыжи за счет возможности удлинения в сторону задних опорных элементов, малое сопротивление движению при поворотах и новое свойство — повышенная устойчивость по условИю заноса движителей и опрокидывания шасси, так как центральная часть лыжи не смещается относительно рамы в сторону поворота. Предлагаемый механизм управления позволяет не только снизить управляющее усилие без специальных усилителей, но и повысить жесткость лыжи при действии скручнвающих скп и моментов. В частности, угол закручивания лыжи относительно продольной оси будет определяться не только жесткостью лыжи, но и вала 4, кото рый посредством рычага 7 и штока 11 обеспечивает параллельность поперечных сечении центральной и пяточкой частей лыжи. Данное обстоятельство позволяет упростить конструкцию и уменьшить материалоемкость лыжи.

Ь лх Р Ь = К „А —, тогда момент, который следует приложить к валу 4 для поворота штока 11, будет равен

1 где Ь вЂ” высота штока 11 °

Таким образом, замена традиционного вертикального рулевого вала горизонтальным валом 4 позволяет умень шить требуемое значение поворотного момента в h/L раз. При возникновении заноса движителей (т.е. бокового скольжения их под действием боковой силы Р, по фиг. 1 со стороны дороги или рамы шасси) и отсутствии управляющего воздействия со стороны рыча» га 10 рама f повернется на шарнире 6 в направлении действия P „ относительно лыжи, что приведет к повороту штока 11, а значит, к наклону и повороту лыжи в сторону заноса, существенно уменьшая вероятность вращения шасси

30Формула изобретение

Шасси снегохода, содержащее лыжу, раму, связанную с центральной частью львки валом через передаточный механизм, а с пяточной частью лыжи —, направляющим элементом, подвижным по вертикали, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств путем снижения управляющих усилий и скручива4р ющих нагрузок, лыжа центральной частью дополнительно связана с рамой шаровым шарниром, передаточный механизм выполнен шарнирно-параллелограммным, вертикальные стойки его связа4 ны с лыжей, а горизонтальное звенос рамой, вал ориентирован вдоль рамы, жестко связан одним концом с указанным горизонтальным звеном, а другим — с направляющим элементом, 50 который установлен с возможностью качания в продольной вертикальной б

ПЛОСКОСТИ, 1541100

1541100

Составитель Т. IToaosa

Техред Л.Сердюкова Корректор Э.Лончакова

Редактор С. Пекарь

Заказ 256 Тираж 442 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Шасси снегохода Шасси снегохода Шасси снегохода Шасси снегохода Шасси снегохода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к снегоходным транспортным средствам и обеспечивает улучшение амортизационных свойств

Изобретение относится к механизмам управления наземных транспортных средств и может быть исполь.зовано для рулевого управления бобслейными санями

Изобретение относится к лыжам или саням, состоящим из двух лыж или полозьев, расположенных в одну линию и снабженных рулем

Изобретение относится к саням с рулем

Изобретение относится к амфибиям с возможностью перемещения по снегу или воде, снабженным средствами управления съемными ходовыми элементами

Изобретение относится к устройствам транспортных средств с опорными элементами в виде лыж

Изобретение относится к саням или лыжам

Снегоход // 2416542
Изобретение относится к сервомотору в рулевом механизме снегохода

Снегоход // 2424150
Изобретение относится к складным одногусеничным снегоходам

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к способу перемещения снегохода. Способ перемещения снегохода заключается в обеспечении взаимодействия элементов движителя с опорной поверхностью. Движитель снегохода выполнен в виде двух лыж, причем на беговой поверхности упомянутых лыж выполняют насечки, обеспечивающие движение лыж в одну сторону. Каждая лыжа размещена с одной стороны рамы снегохода и установлена как минимум на двух Г-образных кронштейнах с каждой стороны. Каждый кронштейн выполнен с возможностью радиального вращения и установлен длинным концом на валу, на котором установлена звездочка цепной передачи. Кронштейны с каждой стороны расположены диаметрально противоположно аналогичным кронштейнам с другой стороны. Вал со звездочкой размещен на раме. Другой конец каждого кронштейна соединен с ответным местом соответствующей лыжи, которая установлена с возможностью выполнения плоскопараллельного движения в плоскости, параллельной вертикальной плоскости снегохода. Звездочки цепной передачи, размещенные на валах кронштейнов, соединены между собой цепной передачей. Передаточное отношение указанной передачи выбирают равным единице. Вал вращения одного из кронштейнов соединен с ведущей звездочкой цепной передачи. При езде приводится во вращение основная звезда, предпочтительно, при помощи цепной передачи и обеспечивается последовательное поочередное взаимодействие беговой поверхности каждой лыжи с опорной поверхностью для перемещения снегохода, покрытой снегом, путем ввода упомянутой лыжи в снег, преимущественно, параллельно опорной поверхности, осевого перемещения указанной лыжи в снегу относительно снегохода и вывода лыжи из снега. При этом езда снегохода накатом обеспечивается путем выведения обеих лыж из соприкосновения с опорной поверхностью. Обеспечивается уменьшение габаритов и улучшение скольжения снегохода. 2 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам для движения по снегу. Транспортное средство содержит раму с опорными поверхностями, выполненными в виде рулевой лыжи и опорных лыж. На раме размещены сиденье и органы управления, механический привод транспортного средства, двигатель с цепной передачей, содержащей ведущую звездочку с педалями и ведомую звездочку, и движитель для передачи мощности от двигателя к элементам движителя, взаимодействующим с опорной поверхностью и приводящим указанное транспортное средство в движение. Движитель выполнен в виде двух лыж, каждая из которых размещена с одной стороны рамы транспортного средства и установлена, как минимум, на двух Г-образных кронштейнах с каждой стороны. Каждый кронштейн выполнен с возможностью радиального вращения и установлен длинным концом на валу, на котором установлена звездочка цепной передачи. Указанные кронштейны с каждой стороны расположены диаметрально противоположно аналогичным кронштейнам с другой стороны. Указанный вал со звездочкой размещен на раме, а другой конец каждого кронштейна взаимодействует с ответным местом соответствующей лыжи, установленной с возможностью выполнения плоскопараллельного движения в плоскости, параллельной вертикальной плоскости транспортного средства. Звездочки цепной передачи, размещенные на валах кронштейнов, соединены между собой цепной передачей. Передаточное отношение указанной передачи равно единице, при этом вал вращения одного из кронштейнов соединен с ведущей звездочкой цепной передачи. 2 ил.
Наверх