Способ создания несущей способности в смазочном слое тяжелонагруженного подпятника

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах реверсивного типа для восприятия больших осевых усилий, в частности в опорах гидрогенераторов. Цель изобретения - повышение надежности работы подпятника в конструкциях реверсивного типа. Способ создания несущей способности в смазочном слое реализуется в тяжелонагруженном подпятнике с самоустанавливающимися сегментами. На рабочей поверхности сегментов выполнены по меньшей мере два несущих кармана, расположенных с эксцентриситетом относительно опорного элемента со стороны входной и выходной кромок. К несущему карману со стороны выходной кромки подают смазку под давлением меньшим давления смазки, подаваемой к несущему карману со стороны входной кромки независимо от направления вращения ротора. Приведена формула для определения соотношения между указанными давлениями. Способ позволяет исключить возникновение неустойчивых режимов работы подпятников, работающих в условиях повышенных осевых нагрузок. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

09г <ггг (5i ) 5 F 16 С 17/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 43835 74/25-2 7

1 (22) 28.01.88 (46) 07.02.90. Бюл. Р 5 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" им. В.И.Ленина (72) О.М.Жимолохов, П.Г.Урасов, В.Я.Прокопович и В.Ф.Пустоветов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Сухар В.М. Исследование нестационарних режимов работы, разработка конструктивных решений и рекомендации по проектированию тяжелонагруженных подпятников гидрогенераторов. Автореф. дис. Л., 1984. (54) СПОСОБ СОЗДАНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ В СМАЗОЧНОМ СЛОЕ ТЯЖЕЛОНАГРЛЖННОГО ПОДПЯТНИКА (5?) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах реверсивного типа для восприяИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах реверсивного типа для восприятия больших осевых усилий, в частяостив опорах гидрогенераторов. Цель изобретения — повышение надежности работы подпятника в конструкциях реверсивного типа.

На фиг.1 схематично показано устройство для реализации способа, общий вид; на фиг.2 — эпюра гидростатического давления в слое смазки.

2 тия больших осевых усилий, в частности в опорах гидрогенераторов, Цель изобретения — повьппение надежности работы подпятника в конструкциях реверсивного типа. Способ создания несущей способности в смазочном слое реализуется в тяжелонагруженном подпятнике с самоустанавливающимися сегментами. На рабочей поверхности сегментов выполнены по меньшей мере два несущих кармана, расположенных с эксцентриситетом относительно элемента со стороны входной и выходной кромок. К несущему. карману со стороны выходной кромки подают смазку под давлением, меньшим давления смазки, подаваемой к несущему карману со стороны входной кромки, независимо от направления вращения ротора. Приведена формула для определения соот-. ношения между указанными давлениями.

Способ позволяет исключить возникновение неустойчивых режимов работы подпятников, работающих в условиях повышенных осевых нагрузок. 2 ил.

Тяжелонагруженный подпятник (фиг.1) для реализации указанного способа содержит самоустанавливающиеся сегменты i, нарабочейг поверхности которых выполнены по меньшей мере два несущих кармана 2, расположенных с эксцентриситетом относительно опорного элемента 3 со стороны входной и выходной кромок. Для исключения аномальных режимов при пуске и повышения недежности работы подпятника с минимально возможной толщиной смазочной

1541443 пленки несущие карманы 2 выполнены с эксцентриситетом, равным 7% относительно опорного элемента Э.. Подпятник содержит также трубопроводы

4-6 подвода смазки под давлением

5 от источника (не показан), редукционный клапан 7, распределительный клапан 8 и обратные клапаны 9, связанные между собой и с несущими карманами 2 посредством трубопроводов

4-6.

Устройство, реализующее способ, работает следующим образом.

Смазка от источника по трубопро15 воду 6 подается под давлением Р к распределительному клапану 8, а часть смазки, проходящей через клапан 7, подается к распределительному клапану 8 под давлением Р . При этом выполяется следующее соотношение: где Q — расход смазки при условии выполнения одного несущего кармана со стороны входной кромки;

h — минимально допустимая толщина смазочного слоя;

1 — расстояние между центрами несущих карманов со стороны входной и выходной кромок;

P — вязкость смазки; к, - линейный размер в окружном направлении несущих карманов.

При указанном направлении окружной скорости V (фиг.1) упорного гребня распределительный клапан находится в положении, при котором через

40 обратные клапаны 9 по трубопроводу

4 смазка подводится к несущим карманам 2 со стороны входной кромки (в данном случае расположенные с левой стороны) под давлением Р, а к несу- 45 щим карманам со стороны выходной кромки (с правой стороны) — под давлением Pg . При этом вид эпюры гидростатичеекого давления в слое смазки (фиг.2) приближается к виду эпюры 50 гидростати .еского давления в слое смазки для сегмента с одним несущим карманом, выполненным с эксцентриситетом относительно опорного элемента со стороны входной кромки..При 55 изменении направления вращения распределительный клапан 8 переключается в такое положение, при котором к негде Р давление смазки, подаваемой к несущему карману со стороны входной кромки; давление смазки, подаваемой к несущему карману со стороны выходной кромки; вязкость смазки; расход смазки при условии выполнения одного несущего кармана со стороны входной кромки; минимально допустимая толщина слоя смазки; расстояние между центрами несущих карманов; линейный размер несущего кармана в окружном направлении. сущему карману 2 со стороны вновь образованной входной кромки подается смазка под давлением Р, а к несущему карману 2 со стороны вновь образованной выходной кромки — под давлением Р . При этом эпюра гидростатического давления в слое смазки принимает вид, который получается из эпюры (фиг.2) путем зеркального отражения относительно вертикальной плоскости, проходящей через опорный элемент 3.

Изобретение позволяет исключить возникновение неустойчивых режимов работы подпятников, повысив тем самым надежность их работы. формула изобретения

Способ создания несущей способнос-.

1 ти в смазочном слое тяжелонагруженного подпятника с самоустанавливающимися сегментами, на рабочей поверхности которых выполнены по меньшей мере два несущих кармана, расположенных с эксцентриситетом относительно опорного элемента со стороны вход-, ной и выходной кромок, заключающийся в том, что к несущим карманам подают смазку под давлением, о т .л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности работы в конструкциях реверсивного типа, к несущему карману со стороны выходной кромки подают смазку под меньшим давлением по отношению к давлению смазки, подаваемой к несущему карману со стороны входной кромки на величину, определяемую из соотношения

P Р 1п(-) ба 1.

1541443

Составитель Е.Иванов

Редактор А.Мотыль Техред Л.Сердюкова Корректор Т Малец

Заказ 273 Тираж 535 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ создания несущей способности в смазочном слое тяжелонагруженного подпятника Способ создания несущей способности в смазочном слое тяжелонагруженного подпятника Способ создания несущей способности в смазочном слое тяжелонагруженного подпятника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбомашин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных компрессорах, турбинах, насосах

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в опорах высоконагруженных узлов машин и механизмов, например в турбонасосных агрегатах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в йпорных узлах паровых турбин и центробежных компрессоров

Изобретение относится к машиностроению , в частности к упорным подшипникам скольжения, и может быть использовано в химической

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях подшипниковых узлов гидроагрегатов, насосов, турбин, валопроводов кораблей и т.д

Изобретение относится к турбомашиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к упорным подшипникам, в частности к системам для равномерного распределения нагрузки между упорными колодками упорных подшипников

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к спеченным антифрикционным изделиям на основе железа, и может быть использовано при изготовлении гидродинамических упорных подшипников скольжения, в частности осевых опор насосов и электродвигателей погружных центробежных и винтовых насосных агрегатов для добычи нефти

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к турбиностроению, и предназначено для использования в качестве самоустанавливающихся упорных подшипников роторов турбин, работающих при высокой частоте вращения (n 3000 об/мин) и высокой удельной нагрузке (q 20 кгс/см2)

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к конструкциям упорных подшипников турбомашин и центробежных насосов, и может быть использовано на турбомеханизмах различных типов в качестве упорного подшипника или в качестве защитного упора для ротора, предохраняющего его от недопустимого осевого сдвига как в расчетных, так и в нерасчетных режимах

Подпятник // 1612682
Изобретение относится к тепло- и гидроэнергетике и может быть использовано при изготовлении подшипников, воспринимающих осевые усилия, в быстроходных машинах

Изобретение быть использовано при проектировании элементов стендового оборудования, предназначаемого для позиционирования гироприборов в процессе их точностных испытаний. Технический результат - повышение стабильности положения при позиционировании гироприборов, технологично, ремонтопригодно, при этом подшипник имеет минимизированный зазор, обеспечивающий минимальное смещение в осевом и радиальном направлении от выбранного положения. В опорно-упорном подшипнике скольжения использована образованная семействами прямолинейных образующих поверхность однополостного гиперболоида в качестве контактной поверхности опорно-упорного подшипника скольжения. Поверхность однополостного гиперболоида используется как при изготовлении поверхности неподвижной цапфы корпуса подшипника, так и при изготовлении контактной поверхности охватывающего цапфу, выполненного разъемным и составленного из двух примыкающих друг к другу минимальными диаметрами пластин частей вкладыша поворотной платформы, между которыми помещена для регулировки зазора фольга. В пластинах вкладыша поворотной платформы выполнены три серии сквозных отверстий, где в первую серию отверстий установлены без зазора штифты, ориентирующие при сборке единым образом друг относительно друга части разъемного вкладыша, во вторую серию сквозных отверстий установлены и соединены друг с другом болты с гайками и шайбами, крепящие пластины вкладыша, в третьей серии сквозных отверстий размещены болты с гайками и шайбами для крепления плиты с полезным грузом, при этом в обеих частях вкладыша с внешних сторон второй и третьей серии отверстий выполнены углубления, в которых размещены утопленные в них головки болтов и гайки с шайбами. 4 ил.

Изобретение относится к подшипникам, в частности к конструкциям двунаправленных упорных подшипников с самоустанавливающимися сегментами. Двунаправленный упорный подшипник со смещенной осью наклона опорных сегментов (12) содержит несущий кольцеобразный элемент (16), на котором имеется группа продольных выступов (20), направленных так, чтобы продольная ось каждого выступа проходила через центральную ось несущего элемента (16), при этом каждый из выступов (20) жестко прикреплен к несущему элементу (16). Группа сегментов (12) находится в скользящем контакте с продольными выступами (20), при этом сегменты (12) могут перемещаться между первым и вторым угловыми положениями. Опорные сегменты (12) автоматически наклоняются в первом направлении со смещенной осью наклона, когда они находятся в первом угловом положении, и во втором направлении со смещенной осью наклона, когда они находятся во втором угловом положении. Опорные сегменты (12) наклонены со смещением оси в соотношении приблизительно 60% на 40%, при этом ведущая сторона опорных сегментов составляет 60% как в первом угловом положении сегментов, так и во втором их угловом положении. Также имеется сепаратор (14) для удержания опорных сегментов (12) во взаимодействии с выступами (20) с возможностью скольжения относительно них. Технический результат: создание двунаправленного упорного подшипника с оптимизированной несущей поверхностью, имеющего повышенную несущую способность, конструкция которого позволяет использовать его как при вращении в направлениях как вперед, так и назад и изменять направление вращения данного устройства на обратное с поддержанием оптимальной несущей способности. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх