Устройство для диагностики фар транспортных средств

 

Изобретение относится к светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности и производительности диагностирования, и увеличение эксплуатационных возможностей. Устройство содержит смонтированную на штативе 1 оптическую камеру 2, включающую два объектива 4 и 5, две светоделительные пластины 8 и 9, расположенные под прямым углом друг к другу два фотоприемника, экран 14 с контрольной разметкой, размещенные в фокальных плоскостях объективов 4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин 8 и 9. Фотоприемники подключены к измерительному блоку 15, а экран 14 выполнен из матированного полупрозрачного материала, по обеим сторонам экрана 15 нанесена контрольная разметка. Экран параллелен оптическим осям 10 и 11 объективов 4 и 5. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

SU„„15414 (51) 5 G Ol И 1/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Е ." Ь 1.: C i-,-.A

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ WHT СССР (21) 4433686/24-07 (22) 10.05.88 (46) 07.02 ° 90. Бюл. У 5 (71) Научно-производственное объединение по автоэлектронике и автотракторному электрооборудованию

"Автоэлектроника" и Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (72) Л.Г,Новаковский, И.А.Буймистр и А.И.Резник (53) 681.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1Ф 1008637, кл. G 01 К И /Об, 1982.

2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФАР

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ,(57) Изобретение относится к свето. технике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств. Цель изобретения — повышение точности и производительности диагностирования, и увеличение эксплуатационных возможностей. Устройство сбдержит-смонтированную на штативе 1 оптическую камеру 2, вклю чающую два объектива 4 и 5, две светоделительные пластины 8 и 9, расположенные под прямым углом друг к другу два фотоприемника, экран 14 с контрольной разметкой, размещенные в фокальных плоскостях объективов

4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин 8 и 9. Фотоприемники подключены к измерительному бло154 489

Ку 15, а экран 14 выполнен кз матированного полупрозрачного материала, по обеим сторонам экрана 15 нанесена контрольная разметка. Экран параллелен оптическим осям 1О и 11 объективов 4 и 5. 1 з.п, ф-лы, 5 ил °

Изобретение относится к транспортной светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств.

Целью изобретения является повышение точности и производительности диагностирования и увеличение эксплуатационных возможностей.

На фиг.l показано устройство, используемое на тупиковом диагностическом посту автотранспортного предприятия, общий вид; на фиг.2 — оптико-механическая схема устройства; на фиг.3 — то же, вариант выполне25 ния, на фиг.4 — оптическая камера, сечение вертикально-проецирующей плоскостью; на фиг.5 — прибор, используемый на проходном посту автомобильного конвейера, общий вид.

Устройство содержит штатив 1 перемещения оптической камеры 2, смонтированной на нем с возможностью вертикального перемещения в вертикальной плоскости и поворота вокруг вертикальной оси 3 совместно со штативом 1.

Оптическая камера 2 содержит два объектива 4 и 5, размещенные в корпусе 6 на разном расстоянии от

40 оск 7, две преломляющие светоделительные пластины 8 и 9, установленные в ходе лучей за объективами 4 и 5 под углом 45 к оптическим осям 10 и 11 ф объективов 4 и 5, под углом 90 одна к другой, фотоприемники 12 и 13 и экран 14 размещенные в фокальных плоскостях объективов 4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин

8 и 9 соответственно. При этом фотоприемники 12 и 13 подключены к изме50 рительному блоку 15, а экран 14 вы" полнен из матированного полупрозрачного материала и установлен параллельно оптическим осям 10 и 11 объективов 4 и 5. На обеих сторонах экрана нанесена контрольная разметка, Кроме того, устройство содержит систему 16 ориентации, размещенную в зависимости от исполнения либо на штативе 1 (фиг,l), либо на оптической камере 2.

Для обеспечения универсальности устройства, т.е. обеспечения возможности проведения диагностики фар

17, расположенных на различных расстояниях по ширине транспортного средства, оптическая камера 2 (фиг ° 3 и 4) может быть выполнена слецующим образом, Объективы 4 и 5 с фотоприемниками 12 и 13 смонтированы.на плите

18, снабженной пазамк 19-21, в которых установлены шпильки 22 и 23 и штифт 24, размещенные в промежуточной плите 25, а ллита 25, в свою очередь, монтируется ка основании

26 корпуса. Плита 25 также имеет пазы 27 и 28, расположенные перпендикулярно пазам !9 и 20, через которые тоже проходят шпильки 22 и 23, замкнутые по концам гайками. !!!ткфты

24, установленные в пазах 21, служат опорой для установки преломляющих светоделительных пластин 8 и 9.

Устройство работает следующим образом.

С помощью системы 6 ориентации ориентируют оптическую камеру 2 относительно транспортного средства, для чего проворачивают штатив 1 вокруг оси 3 и фиксируют в положении, при котором оптические оси !О и ll объективов 4 и 5 параллельны направлению движения транспортного средства, т,е,. его оси симметрии. Затем перемещают оптическую камеру 2 на штативе до положения, при котором центры объективов 4 и 5 находятся напротив центров рассеивателей фар

17. Включают фары 17 транспортного средства в режим ближнего света, при этом световые пучки от обекх фар 17 фокусируются объективами 4 и

5 к частично преломляются светоделительными пластинами 8 и 9 в направлении матированного полупрозрачного экрана 14, на котором оператор

541489 6 зано на фиг.5. В этом случае штатив

5 1 можит одновременно наблюдать следь! светотеневых границ от обоих пучков фар 17 и в случае необходимости отрегулировать положение фар 17 как относительно контрольной разметки, нанесенной на обеих сторонах экрана

14 так и относительно друг друга, поскольку изображения следов световых пучков накладываются друг на друга .

Другая часть светового пучка от фар 17, про!!!едп!ая через светоделительные пластины, фокусируется в другиХ фокальных плоскостях объективов 4 и 5, где установлены фотоприемники 12 и !3, значения освещенности на которых фиксируются также одновременно на измерительном блоке

15. При диагностике режима дальнего света операции контроля освещенности повторя!от без проведения ориентации прибора.

В случае, когда расстояние между фарами 17 транспортного средства изменяется (изменение модели транспортного средства, изготавливаемого на конвейере автозавода), производится перенастройка оптической камеры 2. Для этого (фиг.3) промежуточные плиты 25 перемещают в пазах

27 и 28 в направлении, перпендикулярном оси 7 и положению экрана 14, до совпадения центров объективов 4 и 5 с центрами рассеивателей фар 17 так, чтобы расстояния f< и f для правой и левой частей оптической .камеры были равны. Затеи г:литы 18, на которых смонтированы объективы

4 и 5 -и фотоприемники 12 и 13, перемещают относительно шпилек 22 и 23, установленных в пазах 19 и 20 плиты

18 параллельно оси 7 на величину

S, равную à — f.I, где F — фокусное расстояние объективов 4 и 5; f! расстояние между осью объектива 4 и осью 7, после чего положение плит

18 и 25 фиксируют крепежными элементами шпилек 22 и 23, При этом штифты 24, на которых. смонтированы светоделительные пластины 8 и 9, остаются в первоначальном положении. После этих операций оптическая камера 2 подготовлена к проведению регулирования и диагностирования фар.

При организации работ на проходном посту автомобильного конвейера штатив и система 16 ориентации могут быть выполнены, например, как покамонтируется на элементах качения рельсовых направляющих, выполняющих,, помимо обеспечения перемещения опти че ской камер-! 2 с траектории движения транспортного средства, H функцию элемента системы 16 ориентации, основную роль которой выполняют свобод!%1е или приводные цилиндрические ролики мощностного или тормозного стенда, встроенного в технологическую цепь конвейера. Поскольку рельсовые направляющие установлены

15 параллельно образующим роликов ьраУ щенне которых обеспечивает строго перпендикулярное относительное положение ведал!!их колес транспортного средства, "",o ц по-..oæånèe оптичес к!;х

2О осей объективов 4 и 5 ввиду их перпендикулярности рельсовым направляющим параллельно оси с!!м!!етрии транспортного средства, Поэтому операция ориентации в данном ".лучае сводится лишь к относительной уста-. новке центров фар 17 и цен-ров объек"тивов 4 и 5 оптической камеры 2, Ф о р и у л а и з о б р е т е н и я

1. Устройство для диагностики фар транс!!ортных средcòâ, содержащее оптическую камеру, установленную с возможностью горизонталь! ого, верти= кального и углов го пере -.:: щения, включающую объектив, светоделительную шастину, экран с контрольной

35 разметкой, установленный в фокальной плоскости объектива, и фотоприемник, размещскнь!й в одной из фокальных глоскостей объектива и подключенный к измерительному блоку, о т л и— ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности H производительности диагностирования, оптическая камера снабжена дополнительным объективом, дополнительной светоделитель45 ной пластиной и дополнительным фотоприемником, при этом оптическая ось указанного дополнительного объектива параллельна оптической оси основного объектива, указанная дополнительная светоделительная пластина установлена перпендикулярно основной светоделительной пластине, дополнительный фотоэлемент расположен в одной из фокальных плоскостей дополнительного объектива, а укаэанный экран с контрольной разметкой выполнен из матированного полупрозрачного материала и установлен между оптическим осями

1541489

10 основного и дополнительного объективов параллельно указанным оптическим осям, причем оптические длины от каждоro из объективов до укаэанного экрана с контрольной разметкой равны фокусным расстояниям соответствующих объективов.

2 . Устройство по и ° 1, о т л и— а ю щ е е с я тем, что, с целью

22

27

19

24 увеличения эксплуатационных возможностей, основной и дополнительный объективы установлены с воэможностью перемещения в параллельном и перпендикулярном к их оптическим осям направлениях, а основная и дополнительная светоделительные пластины— в направлении, перпендикулярном оптическим осям объективов.

1541489

78 12

28

27

Составитель И.Анисимов

Редактор В.Петраш Техред М.Дидык Корректор М, Кучерявая

Заказ 275 Тираж 436 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для диагностики фар транспортных средств Устройство для диагностики фар транспортных средств Устройство для диагностики фар транспортных средств Устройство для диагностики фар транспортных средств Устройство для диагностики фар транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностике технического состояния транспортных средств, а именно к устройствам диагностики головных фар

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а именко к способам и устройствам, предназначенным для диагностики и регулирования фар транспортных средств

Изобретение относится к области, светотехники, а именно к способам диагностики световых приборов транспортных средств, и позволяет увеличить глубину диагностики .автомобильных световых приборов, так как позволяет определять падение напряжения в цепи светового прибора без проведения его измерения

Изобретение относится к автомобильной светотехнике и может быть использовано для контроля, регулировки и диагностики фар транспортных средств

Изобретение относится к области светотехники, а именно к устройствам для диагностирования светосигнальных приборов транспортных средств, и позволяет повысить достоверность диагностирования

Изобретение относится к области автомобильной светотехники и позволяет упростить конструкцию устройства для контроля фар транспортных средств

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а именно к методам и устройствам контроля и диагностики фар транспортных средств

Изобретение относится к области светотехники, в частности к контролю светотехнических характеристик световых приборов в процессе их эксплуатации и настройке, например, после соответствующих видов ремонта транспортного средства

Изобретение относится к области диагностики технического состояния транспортных средств и может быть использовано в автохозяйствах и на станциях технического обслуживания автомобилей для контроля и коррекции световых потоков фар
Наверх