Система управления движением сочлененных тракторов

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности работы путем повышения удобства управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомой секции в зависимости от положения сельхозорудия. Система включает в себя гидроусилители 9 и 10. Гидроусилитель 9 содержит приставку с каналом 35, а гидроусилитель 10-приставку, канал которой может перекрываться клапаном 36 с электромагнитом. Вспомогательный насос 11 приводится от двигателя ведущей секции и нагнетает масло в полости дросселя 16 автоматического распределителя 17 и гидроцилиндра 18, шток которого соединен с всережимным регулятором двигателя ведомой секции. Управляющая полость распределителя 17 через трехпозиционный кран 45 соединена с нагнетательными полостями либо гидроусилителя 10, либо гидроцилиндра 47. Подъем сельхозорудий в транспортное положение сопровождается повышением давления в магистрали 46, в результате чего распределитель 17 соединяет рабочую полость гидроцилиндра 18 со сливом, а пружина 19 переводит двигатель ведомой секции в режим минимальных оборотов. Аналогичное воздействие вызывает повышенное давление в магистрали 23 при выключении муфты сцепления ведомой секции. В обоих случаях воздействие на педаль подачи топлива изменяет производительность

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ иоя секции.я!.

Веду« ая секция

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫ7ИЯМ

ПРИ tHHT СССР (61) 1459965 (21) 4421566/25-11 (22) 04.05.88 (46) 28.02.90. Бюл, Р 8 (71) Производственное объединение

"Волгоградский тракторный завод им. ф.Э.Дзержинского" и Научно-производственное объединение "Целинсель- хозмеханизация" (72) Ю.С.Беленький, Н.Ф. Гридин и В ° П.Шевчук (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР . и 1459965, кл. В 60 К 17/00, 1988. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ

СОЧЛЕНЕННЫХ ТРАКТОРОВ

Пщй- сцепим. й

„;SU„„ 46334 А 2 (51) 5 В 62 и 59/04, В 60 К 41/02

157) Изобретение относится к транс портному машиностроению. Цель изобретения — повышение эффективности работы путем повышения удобства управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведо1 мой секции в зависимости от положения сельхозорудия. Система включает в себя гидроусилители 9 и 1О. Гидроусилитель 9 содержит приставку с каналом 35, а гидроусилитель 10приставку, канал которой может перекрываться клапаном 36 с электромагнитом. Вспомогательный насос 11 приводится от двигателя ведущей секции и нагнетает масло в полости дросселя

16 автоматического распределителя

3 1546334 4

17 и гидроцилиндра 18, шток которого соединен с всережимным регулятором двигателя ведомой секции. управляющая полость распределителя 17 через трехпозиционный кран 45 соединена с нагнетательными полостями либо гидроусилителя 10, либо гидроцилиндра

47. Подъем сельхозорудий в транспортное положение сопровождается повышением давления в магистрали 46, в ре эультате чего распределитель 17 соеИзобретение относится к транспортНому машиностроению, в частности к =истемам управления движения сочлеБ енных сельскохозяйственных трактоов.

Целью изобретения является повышение эФфективности работы путем повышения удобства управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомой секции в зависимости от положения сельхоаору4ия

На чертеже изображена электрогидравлическая схема системы управления ! движением сочлененных тракторов.

Сочлененный трактор состоит из ведущей и ведомой секций, связанных между собой с помощью тягово-сцепного устройства. Секции представляют собой однотипные гусеничные тракторы, имеющие кабины и посты управления, Тягово-сцепное устройство обладает заданным числом степеней свободы и содержит телескопическое устройство,,обеспечивающее возможность уменьшения расстояния между секциями при возникновении сжимающих усилий. Сочлененный трактор управляется одним водителем, который расположен на рабочем месте ведущей (передней) секции (не показано).

Система управления движением сочлененных тракторов состоит из основных гидронасосов 1 и 2,приведенных от двигателей соответственно ведущей и ведомой секций, баков 3 и 4, нагнетательных магистралей 5 и 6, сливных магистралей 7 и 8 и гидроусилителей 9 и 10. Система содержит также вспомогательный гидронасос 11, приводимый от двигателя ведущей секции. Напорная магистраль 12 сообщает гидронасос 11 через двухпозиционный

45 диняет рабочую. полость гидроцилиндра 18 со сливом, а пружина 19 переводит двигатель ведомой секции в режим минимальных оборотов, Аналогичное воздействие вызывает повышенное давление в магистрали 23 при выключении муфты сцепления ведомой секции.

В обоих случаях воздействие на педаль подачи топлива изменяет производительность насоса 11 и положение штока гидроцилиндра 18. 1 ил. распределитель 13, магистраль 14 и быстросоединяемую муфту 15 с одной из полостей регулируемого гидравлического дросселя 16 с автоматическим гидрораспределителем 17 и с рабочей полостью исполнительного гидроцилиндра

18. Шток гидроцилиндра 18 кинематически связан с всережимным регулятором двигателя ведомой секции (не. показано) и находится под действием пружины 19 с возможностью регулировки упругой характеристики. Другие полости дросселя 16 и автоматического распределителя 17 посредством магистрали

20 и быстросоединенной муфтой 21 сообщены со сливной магистралью 22.

Торцовая полость автоматического гидрораспределителя 17 сообщена с нагнетательной полостью насоса 2 через двухпозиционный кран магистралью 23.

Нагнетательная полость вспомогательного гидронасоса 11 сообщена с системой разгрузки, включающей клапаны

24 и 25, управляющие полости которых магистралью 26 альтернативно сообщены со сливом через двухпозиционный управляемый распределитель 13.

Гидроусилители 9 и 10 унифицированы и состоят из корпуса, внутренняя полость которого разделена на три полости 27, 28 и 29 двумя поясками полого поршня 30. Поршень 30 выполнен с двумя рядами радиальных каналов 31, которые сообщают полости 28 и 29 в одном из положений подпружиненного золотника 32. Последний расположен внутри полого поршня 30 и связан с педалью 33, а сам полый поршень кинематически связан с приво" дом муфты сцепления своей секции (не показано) и находится под воздействием возвратной пружины 34. К корпусу гидроусилителя 9 присоединена прис5 15463 тавка, сквозной канал 35 которой постоянно сообщает охолости 27 и 28.

Приставка гидроусилителя 10 также содержит сквозной канал, сообщающий полости 27 и 28, и, кроме того, под5 пружиненный клапан 36 для эапирания сквозного канала. Клапан 36 снабжен электромагнитом. Электромагнит клапа» на 36 электрически связан проводом 37 10 с одним из полюсов источника 38 напряжения, а проводом 39 через штеп-. сельные разъемы 40, 41 - с контактами нормально разомкнутых выключателей 42, 43. Второй контакт выключа" телей 42, 43 проводом 44 через разъемы 40, 41 соединен с другим полюсом источника 38 напряжения. Выключатель

43 расположен в кабине ведущей секции и механически связан с педалью 33, 20 а выключатель 42 расположен на тягово-сцепном устройстве. Двухпоэиционный кран 45 посредством магистрали

46 соединен с гидроцилиндром 47 подъема сельхоэорудий, агрегатируемых с трактором. Рабочая полость гидроцилиндра 47 может быть соединена с дополнительным источником давления рабочей жидкости (не показано).

Система работает следующим образом.

В транспортном режиме работы сочлененного трактора кран 45 находится в позиции, когда магистраль 23 соединяет управляющую полость автоматического распределителя 17 с напорной полостью гидроусилителя 10, тяговосцепное устройство подвержено воздействию растягивающих усилий, и контакты выключателя 42 остаются разомкнутыми. При этом двигатели обеих сек40 ций работают в режиме номинальных оборотов, а их муфты сцепления включены, т.е. управляющее воздействие на педаль 33 отсутствует. Рабочая жидкость от гидронасоса 1 по магистрали 5 попадает в полость 29 гидроусилителя 9 и через радиальные каналы 31, открытую полость золотника 32, полость 28, сквозной канал 35,прис» тавки, полость 27 и магистраль 7 в бак 3. Путь рабочей жидкости в контуре гидроусилителя 10 ведомой секции аналогичен описанному, поскольку обмотка электромагнита приставки обесточена. Рабочая жидкость от вспомо- 55 гательного гидронасоса 11 по магистрали 12 подается в управляемый гидрораспределитель 13, золотник которого находится в положении А. Далее

34 d рабочая жидкость через магистраль 14 и муфту 15 попадает в напорную область дросселя 16 и частично, проходя через него, попадает в сливную магистраль через муфту 21. Сопротивление дросселя 16 создает давление в полости исполнительного гидроцилиндра 18, шток которого, преодолевая сопротивление пружины 19, удерживает рычаг всережимного регулятора двигателя ведомой секции.в положении .номинальных оборотов. При этом номинальные обороты двигателя ведущей секции поддерживаютсв. водителем воздействием на педаль подачи топлива (не показано) .

В случае необходимости произвести остановку сочлененного трактора водитель последовательно воздейству" ет на педаль 33 и переводит педаль подачи топлива в положение, соответствующее минимальной частоте вращения двигателя ведущей секции. В результате этого в гидроусилителе 9 золотник

32 перемещается влево, преодолевая сопротивление своей пружины, и пере" крывает радиальные каналы 31 в полом поршне.30. Поступающая по магистрали 5 рабочая жидкость увеличивает давление в полости 29, и поршень 30 начинает перемещаться вслед за золотником. 32 и, воздействуя на силовой привод, выключает муфту. сцепления ведущей секции. При воздействии на педаль 33 одновременно происходит замыкание контактов выключателя 43, в результате чего электромагнит клапана 36 оказывается под напряжением источника 38, а сам клапан 36 перемещается в положение, при котором происходит разобщение полосте" 27 и 28 гидроусилителя 10. Поступающая от гидронасоса 2 рабочая жидкость увеличивает давление в полостях 28 и

29, вследствие чего поршень 30 перемещается влево и выключает муфту сцепления двигателя ведомой секции.

Одновременно возросшее давление рабочей жидкости передается по магистрали 23 в торцовую полость автоматического распределителя 17 и перемещает его золотник в положение, при котором рабочая полость исполнительно». го цилиндра 18 оказывается сообщенной со сливом. Шток гидроцилиндра под воздействием пружины 19 устанавливает рычаг всережимного регулятора двигателя ведомой секции в положение минимальных оборотов,. После воз1546334 еНСТВНН H8 e e b 33 80QHTe$3I пере- . ключает коробку перемены передач каждой секции в нейтральное положение . и, снимая управляющее воздействие на г}едаль подачи топлива, устанавливает минимальные обороты двигателя ведущей секции. После этого педаль 33

Возвращается в первоначальное поло ение, в результате чего золотник 32 10 гидроусилителя 9 и клапан 36 гидроу силителя 10 под действием своих пружин также занимают исходное положение, при котором восстанавливается поток рабочей жидкости от насосов 15 и 2 через гидроусилители 9 и 10 в баки 3 и 4, а поршни 30 обоих гид оусилителей возвращаются в прежнее йоложение под воздействием пружин .

4 и включают обе муфты сцепления. 20

При трогании сочлененного 1рактоа с места водитель воздействием на едаль 33 выключает обе муфты сцеплеия, включает нужные передачи в обеих

Секциях и, отпуская педаль 33, воздействует на педаль поцзчи топлива. С увеличением частоты вращения двигателя ведущей секции увеличивается произвоительность вспомогательного гидроасоса 11, следствием чего является 30 величение давления в рабочей полости идроцилиндра 18, перемещение его

Штока вправо и увеличение частоты вращения двигателя ведомой секции. .При случайном наезде ведомой сек 4ии, например при маневрировании, когда ведомая секция движется под клон, в тягово-сцепном устройстве, озникает усилие, в результате чего расстояние между секциями уменьшает- 40 ся на величину, обеспечивающую замыкание контактов выключателя 42. При замыкании контактов выключателя 42 электромагнит клапана 36 оказывается под напряжением источника 38, а сам 45 клапан перемещается в положение, при котором происходит. разобщение полостей 27 и 28 гидроусилителя 10. Поступающая от гидронасоса 2 рабочая жидкость увеличивает давление в полостях 50

28 и 29 гидроусилители 10, вследствие чего поршень 30 перемещается влево и выключает муфту сцепления двигателя ведомой секции. Одновременно возросшее давление передается по магистРали 23 в торцовую полость автоматического распределителя 17 и перемещает

его золотник в положение, при котором рабочая полость исполнительного гидроцилиндра 18 ока зыва етс я сообщенной со сливом. Шток гидроцилиндра 18 под воздействием пружины 19 устанавливает рычаг всережимного регулятора двигателя ведомой секции в положение минимальных оборотов. После снижения скорости движения ведомой секции водитель принимает решение по завершению маневра трактора.

При названном положении крана 45 система предусматривает также .возможность работы сочленного трактора в режиме пассивной ведомой секции, когда не требуется мощность обоих двигателей, например на разворотах в конце поля, когда сельхозорудия находятся в транспортном (поднятом) положении. Для этого водитель перемещает золотник двухпозиционного распределителя 13 в положение Б. При этом происходит разобщение магистра" лей 12 и 14, а магистрали 22 и 26 оказываются соединенными. Тогда давление в рабочей полости гидроцилиндра 18 падает, а рабочая жидкость вытесняется воздействием пружины 19 на шток, который переводит двигатель ведомой секции в режим минимальных оборотов. Одновременно сообщение управляющей полости клапанов 24 и 25 со сливом через магистрали 26 и 22, а также возрастание давления в магистрали 12 (в первоначальный момент) приводит к открыванию клапана 24, в ре" зультате чего рабочая жидкость начинает свободно перетекать в бак .через магистраль 12 и клапан 24.

Работа сочлененных тракторов с пассивной ведомой секцией может осуществляться также в автоматическом режиме. Для этого золотник распределителя 13 устанавливается е положение

А, а кран 45 - в позицию., при которой управляющая полость автоматического распределения 17 соединяется магистралью 46 с напорной полостью гидроцилиндра 47 подъема сельхозорудий.

В этом случае в конце гона водитель воздействует только на рычаг подъема сельхозорудий. При этом рабочая жидкость от дополнительного источника давления (не показан) поступает в напорную полость гидроципиндра 47, Возросшее давление по магистрали 46 передается в урравляющую полость автоматического распределителя 17 и перемещает его золотник в положение, при котором полость гидроцилиндра

1546334 лителя в положение 6 и отсоединить тягово-сцепное устройство. формула изобретения

Составитель А.Барыков

Техред М.Дидык Корректор Л.Патай

Редактор И. Бандура

Тираж 445

Подписное

Заказ 49

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул.Гагарина, 191

18 оказывается сообщенной со сливом.

Шток гидроцилиндра 18 под воздействием пружины 19 устанавливает рычаг всережимного регулятора двигателя ведомой секции в положение минимальных оборотов. После завершения разворота водитель переводит. рычаг распределителя (не показан) в положение

"опускание", при котором рабочая полость гидроцилиндра 47 сообщается со сливом. В результате этого поршень гидроцилиндра 47 возвращается в первоначальное положение под действием веса сельхозорудий, а золотник автоматического распределителя 17 под действием своей пружины. Возросшее давление в магистрали 14 вызывает перемещение штока гидроцилиндра 18 вправо, благодаря чему скоростной режим двигателя ведомой секции становится адекватным производительности гидронасоса 11 или режиму двигателя ведущей секции. Таким образом, при выглублении сельхозорудий ско- 25 рость движения сочлененных тракторов не возрастает за счет автоматического снижения скорости вращения двигателя ведомой секции и перевода ее в пассивный режим работы. 30

Цля использования секций в качестве самостоятельных транспортных средств достаточно разъединить гидромуфты 15, 21 и штепсельные разъемы

40, 41, перевести золотник распреде35

Система управления движением сочлененных тракторов по авт. св.

11 1459965, э т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности работы путем повышения удобст" ва управления и автоматического регулирования частоты вращения двигателя ведомой секции в зависимости от положения сельхозорудия, она снабжена исполнительным гидроцилиндром подъема сельхозорудий, дополнительным источником давления рабочей жидкости, соединенным с напорной полостью гидроцилиндра подъема сельхозорудий, и двухпозиционным трехлинейным краном, при этом первая линия двухпоэиционного крана соединена с управляющей полостью автоматического двухпоэиционного двухлинейного гидрораспределителя, вторая его линия - с нагнетательной полостью гидроусилителя муфты сцепления ведомой секции, а третья - с нагнетательной полостью исполнительного гидроцилиндра подъема сельхозорудий, причем в первой позиции двухпозиционного крана его первая линия соединена с второй линией, а во второй позиции - с третьей.

Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов Система управления движением сочлененных тракторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано на колесных тракторах при их работе с активными прицепами, механический привод колес которых осуществляется от хвостовика вала отбора мощности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частнос- .ти к сочлененным транспортным средствам , состоящим из двух тракторов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, пренмущественно для активизации ходовых систем транспортных и транспортнотехнологических машин

Автопоезд // 1399207
Изобретение относится к прицепным транспортным средствам с устройством для облегчения трогания их с места

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для автоматического управления режимами работы двигателей самоходных машин и фрикционной муфтой сцепления

Изобретение относится к транспортным средствам, имеющим двигатель с наддувом и механическую трансмиссию с сухим сцеплением и ступенчатой коробкой передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению для управления муф15 той сцепления (МС) и двигателем транспортного средства

Изобретение относится к устройствам регулирования, двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, имеющих нагнетатели с механическим приводом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением в режиме аварийного движения

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Наверх