Тормоз-замедлитель транспортного средства
Изобретение относится к тормозным системам автотранспортных средств. Целью изобретения является повышение устойчивости при торможении. Цель достигается применением выдвижных воздушных винтов 1 и 2, расположенных позади кузова и приводимых во вращение от трансмиссии автомобиля, причем привод обеспечивает вращение винтов в противоположных направлениях с равными угловыми скоростями, а противоположный наклон лопастей винтов 1 и 2 создает воздушный поток одного направления, обеспечивающий аэродинамическое торможение автомобиля. 17 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК!
О/00 (51) 5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
O А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4321985/25-11 (22) 14.09.87 (46) 15.04.90. Бюл. И 14 (75) Н.П.Мартынюк, С.Н. Мартынюк, Л.Ф.Мартынюк и Е.Н.Мартынюк (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1357259, кл. В 60 Т 1/10, 1986. (54) ТОРМОЗ-ЗАИЕДЛИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА.(57) Изобретение относится к тормозным системам автотранспортных средств.
ÄÄSU ÄÄ 1556976 А 1
Целью изобретения является повышение устойчивости при торможении. Цель достигается применением выдвижных воздушных винтов и 2, расположенных позади кузова и приводимых во вращение от трансмиссии автомобиля, причем привод обеспечивает вращение винтов в противоположных направлениях с равными угловыми скоростями, а противоположный наклон лопастей винтов
1 и 2 создает воздушный поток одного направления, обеспечивающий аэродинамическое торможение автомобиля.
17 ил.! 556976
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к тормозным системам автотранспортных средств.
Целью изобретения является повышение устойчивости при торможении.
На фиг.1 изображен грузовой автомобиль с кузовом-рефрижератором ва-! гонного типа и секцией тормоза-замедлителя в нерабочем состоянии; на 10 фиг.2 " то.же, при смещенном защитном кожухе и полностью выдвинутым назад бампере на фиг.3 — то же, в рабочем положении тормозных воздушных винтов на фиг.4 — схема расположения направ- 15 ляющих роликов, подрамника и стопора на раме автомобиля, на фиг.5 — схема выдвижного подрамника с приводными пневмоцилиндрами; на фиг.б — замедлитель в рабочем положении, вид сза- 20 ли; на .Фиг.7 — то же, в нерабочем . (зачехленном) положении; на фиг.8— схема расположения контактных пластин на бампере; на фиг.9 — схема барабана для намотки приводного троса защитно- 25 го чехла; на фиг.10 — барабан со спиральными пружинами кручения; на фиг. 11 — схема расположения защитного кожуха между стенками кузова; на фиг.12 — схема подсоединения выдвижного пневмоцилиндра к защитному кожуху на фиг. 13 — электрическая схема управления замедлителем; на фиг.14— кинематическая схема привода тормозных винтов от трансмиссии автомобиля
3 на фиг.15 — кинематическая схема редуктора, на фиг.16 — кинематическая схема привода от редуктора к тормозным винтам; на фиг.17 — схема пневматического привода механизма выдви- 40 жения винтов.
Предлагаемый тормоз"замедлитель для автотранспортного средства пред.ставляет собой пару воздушных винтов
1 и 2 (фиг.2,3 и 6), расположенных позади кузова 3. соосно друг другу на валу 4, установленном на стойке 5 выдвижного подрамника 6, перемещающегося вдоль кузова по направляюшим роликам 7 (фиг.4) под действием приводного пневмоцилиндра 8 (фиг.5).
В исходном нерабочем положении подрамник вдвинут внутрь кузова, и стой"
- ка 5 с воздушными винтами 1 и 2 закрыта кожухом 9 (фиг.1, 11,и 12) и чехлом 10 (фиг.7), Кожух 9, .имеющий
П-образную форму, расположен между внутренними 11 и наружными 12 стенкаI ми кузова с возможностью продольного перемещения под действием пневмоцилиндра 13 (фиг.12). Чехол 10 состоит из отдельных секций (фиг.4 и 7), прикрепленных к гибким тросам 14, намотанным на барабаны 15 (фиг.4,9 и 10) и прикрепленным и подрамнику 6. Барабаны 15 снабжены спиральными пружинами 16 кручения для возврата их в исходное положение.
Воздушные винты 1 и 2 снабжены противоположно направленными лопастями и в рабочем положении приводятся во вращение от трансмиссии автомобиля в противоположных направлениях таким образом, чтобы создавать одинаково направленный воздушный поток, противодействующий направлению воздушного потока 17 (фиг.1 и 3), обдувающего автомобиль при движении, и тем самым обеспечить ., аэродинамическое торможение автомобиля. Вращение винтов в противоположных направлениях обеспечивает взаимную компенсацию гироскопических моментов, сохраняя устойчивость автомобиля. Привод воздушных винтов 1 и 2 состоит из коробки 18 отбора мощности (фиг.14-16) от трансмиссии 19 автомобиля, муфты 20 сцепления, карданной передачи 21, шестеренного редуктора 22 и цепных передач 23. Иестерни.24 и 25 редуктора имеют одинаковый диаметр и обеспечивают вращение ведущих звездочек
26 цепных передач во взаимно противоположных направлениях с равными угловыми скоростями.
Пневматическая система для приведения эамедлителя в рабочее положение содержит пневмоцилиндры 27 (фиг.5 и 17) для перемещения бампера
28 (фнг.2,3 и 5), пневмоцилиндр. 8 для перемещения подрамника 6, пневмоцилиндры 13 для перемещения защитного кожуха 9, пневмоцилиндр 29 с возвратной пружиной 30 для включения и выключения муфты 20 сцепления (фиг.14), трубопроводы для подвода и отвода воздуха к указанным лневмоцилиндрам и клапаны 31-35, управляемые электромагнитами 36-38 и возвратными пружинами 39-41.
Электрическая система управления (фиг.13) включает в себя источник 42 питания, орган 43 управления для включения замедлителя, выключатель
44, управляемый датчиком скорости (не изображен), чтобы замедлитель мог включаться только при скорости авто15569
;элементом трансмиссии, и силовые ци линдры для выдвижения опоры винтов. мобиля„ превышающей, например
30 км/ч, обмотку 45 электромагнита, управляющего стопором 46 (фиг.4) подpRMHHKB 6, лаыпг>г 47 дополнительного стоп-сигнала на бампере 28, включаемые конечным выключателем 48, обмотку 36 электромагнита, управляющего клапанами 31 и 32 (фиг.17), сигнальную лампу 49, установленную на щитке приборов водителя, обмотку 38 электромагнита, управляющего клапаном 35 (фиг.17), обмотку 37 электромагнита, управляющего клапанами 33 и 34 (фиг.17), и конечный выключатель 50.
Система аэродинамического торможения автомобиля работает следующим образом.
При перемещении рукоятки 43 управления (фиг.13) из нерабочего положе- 20 ния 51 в рабочее положение 52 и при условии замыкания контактов 44 датчика скорости оказываются под напряжением обмотка 45 электромагнита управления стопором 46 (фиг.4) подрамни- 25 ка 6 и обмотка 36 электромагнита, управляющего клапанами 31 и 32. При этом клапаны 31 и 32 осуществляют подачу сжатого воздуха от источника в пневмоцилиндры 27, которые начинают перемещать задний бампер 28 (фиг.2 и 3) назад. Контакты 48, замыкаясь, включают фонари дополнительного стопсигнала. Из пневмоцилиндров 27 сжатый воздух поступает через открытый электропневмоклапан 35 в пневмоцилиндр
8, который начинает выдвигать осво,бодившийся от стопора 46 (фиг.4) подрамник 6 вместе с воздушными винтами
1 и 2, Подрамник 6 тянет вместе с со- 4 бой концы гибких тросов 14, которые, разматываясь с барабанов 15, перемещают сечение защитного чехла 10 (фиг, 4 и 7), открывая воздушные винты 1 и 2, Одновременно воздух поступает в пневмоцилиндры 13 (фиг.17), осу-. ществляющие перемещение защитного кожуха 9 (фиг.1,11 и 12) вперед по ходу движения автомобиля. вдвигая кожух 9 внутрь кузова между его внутренними 11 и наружными 12 стенками, освобождая тем самым доступ воздуха к винтам 1 и 2, Поступая в пневмоцилиндр 29 (фиг.17) управления муфтой 28 сцепления (фи, . 14), сжатый воздух перемещает его поршень против усилия возвратной пружины 30 и включает тем самым муфту 20, обеспечивая передачу
76
6 вращения от трансмиссии автомобиля через карданную передачу 21, редуктор
22 и цепные передачи 23 воздушным винтом 1 и 2. Последние, вращаясь в противоположных направлениях и создавая одинаKQBo направленный воздушный поток, обеспечивают аэродинамическое торможение автомобиля, при этом эффективность торможения пропорциональна скорости движения автомобиля.
После завершения процесса торможения водитель переводит рукоятку 43 управления (фиг.13) в исходное положейие 51. При этом обеспечивается электрическая цепь управления замедлителем, и клапаны 31-34 возвращаются в исходное состояние, выпуская воздух »з надпоршневых приводпых пневмоцилиндров 27, 8,13 и перепуская его н подпоршневые полости, что обеспечивает возврат выдвижных элементов (подрамника, бампера, защитного ко-. жуха) в исходное состояние.. Одновременно возвратная пружина 30 обеспечивает отключение муфты 20 сцепления, а спиральные пружины 16 кручения (фиг.10) — обратное вращение бараба.нов 15, которые наматывают тросы 14 и перемещают секции защитного чехла
10 (фиг.4 и 7), закрывая сзади винты
1 и 2. После завершения возврата в исходное состояние подрамник 6 фиксируется стопором 46 (фиг.4), Формула изобретения
Тормоз-замедлитель транспортного средства, содержагшгй нагнетательное устройство для создания потока текущей среды,привод которого кинематически связан посредством редуктора с элементом трансмиссии, связывающей ведущие колеся с двигателем, и систему управления нагнетательным устройством, отличающийся тем, что, с целью повышения устой ппзости при торможении, нагнетательное устройство выполнено в виде соосных воздушных винтов встречного вращения соз-! дающих поток в направлении движения и установленных на горизонтально выдвигающейся опоре, смонтированной в задней части кузова транспортного средства, а система управления включает в себя управляемую муфту, связывающую вхопной вал геп ктопа с
1556976
1556976
1556976
f556976
Фиа19
4 ис 5
Составитель С.Макаров
Техред Л.Олийнык корректор Т.Малец
Редактор Т,Парфенова
Заказ 689 Тираж 41Z Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕНТ СССР
113035, Иосква, X-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Укгороц ул. Гагарина, 101