Антифрикционный сплав на основе олова

 

Изобретение относится к сплавам на основе олова, используемым в качестве антифрикционных покрытий в подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин. Целью изобретения является повышение прочности, износостойкости и снижение коэффициента трения, что достигается дополнительным содержанием цинка. Сплав на основе олова содержит, мас.%: медь 7-8, сурьма 10-12, цинк 15-20, олово остальное. Из сплава методом электродуговой металлизации на стальные образцы были нанесены покрытия, показавшие следующие свойства: коэффициент трения 0,056-0,061, предел прочности 75,5-76,7 МПа, износ со смазкой при удельном давлении 10 МПа составляет 21-24 мкм за 4 ч наработки. 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (1% ()1) (5g)5 С 22 С 13/02 ь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

I%0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 43952383 23-.02 (22) 23,03,88 (46) 30.04.90. Бюл. й.. 1 6 (7!) Брянское научно-производственное объединение по механизации и автоматизации производства "ВКТИстройдормаш" (72) В.Г.Путилин и Д.И.фильченков (53) 669.65 (088.8) (56) Хасуя А. Техника напыления. М.:

Машгиз, 1 975, с, 76-77.

Заявка Японии.9 53-131922, кл. 10 P 4, опублик. 1978. (54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ

ОЛОВА (57) Изобретение относится к сплавам на основе олова, используемым в каИзобретение относится к металлургии сплавов на основе олова, используемых в качестве антифрикционного

1 покрытия в подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин, например для оборудования цементной и металлургической промышленности.

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие данное изобретение.

В табл, дан химический состав опробованных композиций предложенного и известного сплавов.

Опробованные композиции предложенного и известного сплавов были нанесены на образцы иэ стали Ст.3 размером Ф15>120 мм методом электродуговой . металлиэации.

2 честве антифрикционных покрытий в. подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин. Белью изобретения является повышение прочности, износостойкости и снижение коэффициента трения, что достигается дополнительным содержанием цинка. Сплав на основе олова содержит, мас.Ж: медь 7-8, сурьма 10.—.12, цинк 15-20, олово остальное. Из сплава методом электродутовой металлизации на стальные образцы были нанесены п ок рытия, показавшие следующие свойства коэффициент трения 0,056-0,061, предел прочности 75,5-76,7 NTa, износ со смазкой при удельном давлении 10 ИПа составляет 21 -24 мкм эа 4 ч наработки.

2 табл.

Покрытие наносилось металлизатором

ЭМ-12 на следующем режиме: l05l

Род тока Постоянный ф

Сила тока, А 150-180 ар

Напряжение на дуге, В 18-20 4Р . Рабочее давление воздуха, ma . 0,5

Дистанция напыления, мм 120-140 ©

При этом определялась износостой- ©1 кость в условиях удельного давления

10 NIa. Испытания износостойкости

3> проводились на установке МИ-l Y на следующем режиме: ° а

Скорость вращения об1 раэца относительно контртела, об/с 7

Удельное давление в паре трения, МПа 10

)560596 ненни с известным имеет более высокие предел прочности и износостойкость и более низкий коэффициент трения.

Формула из об ретения

Иедь

Сурьма

Цинк

Олово

7-8

10-1 2

1 5-20

Остальное

T.à б ли ц.а.1

° Ю Е .. Р . Ф

1 ...Содерканне компонентов., мас. Х

Медь Сурьма Цинк Олово

Сплав

Предложенный 1

17 Остальное

18 и

7 10

7,5 11

8,0 12

3-10 3-15 и

Известный

Таблица 2

Сплав

Свойства покрытия

Износ,мкм Коэффициент Предел прочтрения ности, NTa

Предложенный 1

23

24

21

О, 056

0,059

О, 061

О, 074

75,5

76,3.

76,7

65,3

Известный м в юю

Составитель Л.юевелева

Редактор Т.Лазоренко Техред A.Кравчук Корректор С.Шекмар

Заказ 954 Тираж 477 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, .Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

Смазка - масло авиационное МК-20, OCT 21743-,76.

Оценка линейной величины износа производилась через 1 ч непрерывных испытаний с помощью профилбграфа профилометра модели 201 .

Ваза наработки составляла 4 ч.

Коэффициент трения измерялся с по.мощью тензометрической системы установки ИИ-!М.:

Предел прочности покрытий определялся методом штифтовой пробы на испытательной мавине Р-05.

На образцы для испытаний предвари- 15 тельно электродуговой метаплизацией наносился подслой as ннхрома.

Результаты испытаний (средние) приведены в табл. 2.

Приведенные в табл. 2 данные пока- 0 аывают, уто предложенный сплав в сравАнтифрикционный сплав на основе олова, преимущественно для покрытий в подщипниках скольжения, содержащий медь и сурьму, о т л и ч а ю щ и й.с я тем, что, с целью повыиения прочности, износостойкости и снижения коэффициента трения, он дополнительно содержит цинк при следующем соотнощении компонентов, мас.X:

Антифрикционный сплав на основе олова Антифрикционный сплав на основе олова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химической технологии цветных металлов

Изобретение относится к антифрикционным сплавам на основе олова для подшипников скольжения

Изобретение относится к пайке, в частности к составу припоя на основе олова, применяемому для выравнивания лицевой поверхности кузовов автомобилей в условиях конвейерной сборки автомобилей и при ремонтных работах

Изобретение относится к подшипнику скольжения для цапф валков прокатного стана и способу его изготовления
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам припоев для низкотемпературной пайки меди, медно-никелевых сплавов, бронз
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам припоев для низкотемпературной пайки сталей, никелевых, медных и других сплавов
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к припоям на основе олова для низкотемпературной пайки деталей из цветных и черных металлов, используемых, например, для производства электро- и радиооборудования
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано в качестве антифрикционного сплава заливки подшипников

Изобретение относится к области пайки с использованием бессвинцовых припоев и может быть использовано в микроэлектронике, в частности для пайки кремниевых кристаллов к основаниям корпусов силовых полупроводниковых приборов
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам антифрикционных сплавов на основе олова, используемых для заливки подшипников
Наверх