Устройство для контроля усилия затяжки резьбового соединения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля усилия затяжки ответственных резьбовых соединений. Цель изобретения - расширение технологических возможностей. Устройство содержит штифт 1 с резьбой в средней части для закрепления в глухом осевом отверстии крепежного элемента. На верхней части штифта 1 размещена гайка 3 со стопорным винтом 4. Между нижним торцом гайки 3 и стопорным кольцом 5 установлена сигнальная шайба 6. Изобретение позволяет многократно использовать устройство для контроля затяжки за счет устранения влияния остаточного удлинения крепежной детали. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 В 31 02

ЙИ4 э

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ °

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4206575/25-27 (22) 04.03.87 (46) 15.05.90. Бюл. № 18 (75) С. П. Шмаков (53) 621.882.6 (088.8) (56) Изобретатель и рационализатор, 1985, № 11, с. 26. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСИЛИЯ ЗАТЯЖКИ РЕЗЪБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля усилия затяжки ответственных резьбоÄÄSUÄÄ 1564417 А 1 вых соединений. Цель изобретения — расширение технологических возможностей. Устройстзо содержит штифт 1 с резьбой в средней части для закрепления в глухом осевом отверстии крепежного элемента. На верхней части штифта 1 размещена гайка 3 со стопорным винтом 4. Между нижним торцом гайки 3 и стопорным кольцом 5 установлена сигнальная шайба 6. Изобретение позволяет многократно испольэовать устройство для контроля затяжки за счет устранения влияния остаточного удлинения крепежной детали.

1564417

Изобретсние относится к машиностроеник и может быть использовано для контроли усилия затяжки ответственных резьбо«ых соединений.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей.

11а чертеже изображено резьбовое соедиll(нне с устройством для контроля усилия затяжки, ()би(ий «ид.

Устройство содержит штифт 1 с резьбой в средней части для заворачи«ания в глухое осевое отверстие крепежной детали 2.

В верхней части штифта помещена гайка 3 с стопорным винтом 4. Между нижним торцом гайки 3 и стопорным кольцом 5 помещена сигнальная шайба 6. Для установки зазора е, определяющего требуемое удлинение крепежной детали при затяжке, на верхнем конце штифта нанесена круговая шкала, а на верхнем торце гайки 3 нанесена метка.

Контроль усилия затяжки производится следующим образом.

Устройство устанавливается в крепежную деталь 2, штифт 1 заворачивается до упора своим нижним торцом в дно отверстия, вращением гайки 3 устанавливается зазор е между торцом гайки 3 и сигнальной шайбы

6, равный требуемому удлинению крепежной детали, после чего гайка 3 стопорится винтом 4. Затем в несколько приемов производится затяжка крепежной детали 2. Удлинение крепежной детали под действием усилия затяжки вызывает появление зазора между нижним торцом штифта 1 и дном отверстия. При достижении заданной величины затяжки указанный зазор должен соответствовать зазору е. При дальнейшем вращении штифта 1 до упора в дно отверстия зазор е выбирается и сигнальная шайба 6 теряет подвижность, что свидетельствует о достижении заданной величины затяжки.

После окончания затяжки устройство снимается с крепежной детали.

Пример. Для шатунного болта двигателя

6ЧСПНЗА! 8/22-630 упругое удлинение стержня можно определить по формуле

Л1=—

Р.f

Е F, где Р=!3000 кгс — оптимальное усилие затяжки;

1=12 см — длина стержня болта;

F,=3,14 см — площадь сечения стержня;

Е=2,04 10 кгс/см — модуль упругости материала болта, Л! — — — — — — 0,024 си= 0,24 мм.

13000 12

Из технологических соображений глубину отверстия удобнее выполнить на половине длины с1ержня, т е 60 мм, тогда удлинение стержня болта на длине отверстия составит — =0,12 мм, 0,24

Таким образом, зазор е должен быть равен 0,12 мм, что соответствует оптимальной затяжке болта. Резьбу в отверстии стержня и на штифте необходимо выполнить с мелким шагом и «ысокой точности, например M8X0,5 — 4Н.

Угол поворота гайки равен = —, 360, где е=0,12 мм — установочный зазор;

S.=0,5 мм — шаг резьбы, ср — ° 360 =86,3 .

0,12

0,5

Цену деления шкалы D можно определить по формуле

S где d=8 мм — диаметр верхнего конца штиф25 та, на котором нанесена шкала;

p=- — =0,02 мм/мм.

О,S ят 8

Т. е. вращение гайки на одно деление шка30 лы соответствует ее перемещению в осевом направлении на 0,02 мм, при этом длина дуги между соседними делениями шкалы равна

1 мм.

Для зазора в=0,12 мм число делений, на которое нужно повернуть гайку, равно

35 л= = — =6. е 012 р, 0,02

Выполнение устройства для контроля усилия затяжки с возможностью регулировки зазора, определяющего требуемое удлинение крепежной детали, позволяет устранить влияние остаточного удлинения крепежной детали на контролируемое при затяжке упругое удлинение, что увеличивает надежность резьбового соединения.

45 Выполнение устройства съемным позволяет отказаться от комплектации каждой крепежной детали устройством для контроля усилия затяжки, что снижает стоимость крепежной детали.

Формула изобретения

Устройство для контроля усилия затяжки резьбового соединения, содержащее крепежный элемент с глухим осевым отверстием и контрольный узел, включающий установленный в указанном отверстии измерительный штифт, контактирующий нижним торцом с дном отверстия и сигнальную шайбу, отличакщееся тем, что, с целью расшиl5644l7

Составитель Б. Баранов

Редактор А. Долннич Тех ред И. Верес Корректор О. Кравцова

Заказ i!50 Тираж 546 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! I 3035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, l0l ренин технологических возможностей, контрольный узел выполнен съемным и снабжен гайкой со стопорным винтом, установленной на верхней части штифта, штифт закреплен своей средней частью в отверстии крепежного элемента, сигнальная шайба размещена между верхним торцом крепежного элемента и нижним торцом гайки,

Устройство для контроля усилия затяжки резьбового соединения Устройство для контроля усилия затяжки резьбового соединения Устройство для контроля усилия затяжки резьбового соединения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к резьбовым соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению , точнее к крепежным устройствам с контролируемым усилием затяжки

Изобретение относится к .машиностроению и может найти применение в ответственных резьбовых соединениях, требующих обеспечения расчетного усилия затяжки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к устройствам для монтажа и сборки тяжело нагруженного оборудования с резьбовым соединением

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в автомобилестроении, например в двигателестроительной промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при тяжелых и динамических нагрузках

Изобретение относится к машиностроению, к резьбовым крепежным элементам, снабженным средствами индикации состояния затяжки резьбового соединения

Изобретение относится к методам диагностики фрикционных соединений металлоконструкций с высокопрочными болтами

Изобретение относится к крепежным устройствам

Изобретение относится к указателям нагрузки различных элементов, в частности элементов соединения, таких как болты, заклепки, штифты и т.п., и может быть использовано совместно с ультразвуковым преобразователем

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, преимущественно в ответственных резьбовых соединениях, требующих обеспечения расчетного усилия затяжки
Наверх