Способ изготовления бака для жидкости

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к изготовлению топливных баков, устанавливаемых на транспортных средствах, и может быть использовано при изготовлении разнообразных емкостей из тонколистового материала. Цель изобретения - повышение технологичности изготовления и экономия материалов. Для этого заготовки изготавливают со скругленными углами, а формование частей бака осуществляют параллельными гибами. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОШ4АЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 В 60 К 15/03

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И. ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4402335/30-13 (22) 04.04.88 (46) 15.06.90. Бюл. № 22 (71) Производственное объединение «Волгоградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского» (72) В. Б. Смирнов (53) 621.642.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1207822, кл. В 60 К 15/02, 1984. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАКА

ДЛЯ ЖИДКОСТИ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к изготовлению топливных баков, устанавливаемых на транспортных средствах, и может быть использовано при изготовлении разнообразных емкостей из тонколистового материала.

Цель изобретения — повышение технологичности изготовления и экономии материалов.

На фиг. 1 изображены условно разъединенные составные части бака; на фиг. 2— бак, общий вид; на фиг. 3, 4 — варианты формообразования бака одной геометрии; на фиг. 5 — 7 — варианты исполнения бака с отбортованными кромками и его составные части.

Топливный бак состоит из частей 1 и 2.

Часть 1 имеет в раскрое конфигурацию, образованную сочетанием прямолинейных участков L, плавно соединенных радиусами r.

Форма части 1 обеспечена двумя параллельными между собой гибами 3 и 4. Часть 2 имеет в раскрое конфигурацию, образованную сочетанием прямолинейных участков Li, плавно сопряженных радиусами r . Форма части 2 обеспечена четырьмя параллельными между собой гибами 5 — 8. Части 1 и 2 со„„SU„„1570938 А (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к изготовлению топливных баков, устанавливаемых на транспортных средствах, и может быть использовано при изготовлении разнообразных емкостей из тонколистового материала.

Цель изобретения — повышение технологичности изготовления и экономия материалов. Для этого заготовки изготавливают со скругленными углами, а формование частей бака осуществляют параллельными гибами. 1 з. п. ф-лы, 7 ил. пряжены между собой по линии своих кромок швом 9.

Способ осуществляется следующим образом.

Из листового материала изготавливают заготовки со скругленными углами, заготовки могут быть изготовлены с припуском, осуществляют формование составных частей бака путем параллельных гибов, причем в случае формования заготовок с припуском ряд участков выполняют с отбортовками и соединяют составные части бака посредством сварного или клеевого соединения.

Пример. Из гота вл ива ют заготовки ча стей 1 и 2. Часть 1 имеет в раскрое конфигурацию, образованную сочетанием прямолинейных участков L, плавно соединенных радиусом r, часть 2 имеет в раскрое конфигурацию, образованную сочетанием прямолинейных участков, плавно сопряженных радиусами r . Формование части осуществляют параллельными между собой гибами

3 и 4, части 2 — гибами 5, 6 и 7.

Условием сопряжения является равенство сопряженных прямолинейных участков L и L< и соответствие радиусов формообразующих гибов r u r. радиусам скруглений

1570938 сопряженных с ними кромок. Сопряженные по линии своих кромок части 1 и 2 соединены между собой по линии сопряжения герметичным швом 9 (фиг. 2, 4). Шов 9 может быть выполнен дуговой электросваркой, если составные части 1 и 2 сделаны из листового металла, или может представлять собой, например, клеевое соединение, если части 1 и 2 сделаны из пластика.

Одна и та же объемная конфигурация бака может быть получена гибом составляющих его частей в различных направлениях и, соответственно, различным раскроем исходного материала. .На фиг. 3 показан вариант образования )5 емкости той же формы, что и описанная, но имеющей другую конфигурацию, а именно раскрой и направление гибов формообразующих частей 1 и 2 и другую пространственную конфигурацию линии сопряжения.

Бак, показанный на фиг. 4, отличается от описанных тем, что плоские участки поверхностей составных частей 1 и 2 заменены в нем на изогнутые с большим радиусом

R, соответственно и прямолинейные участки кромок в раскрое заменены на криволинейные, а линия сопряжения представляет собой за мкнутую пространственную кривую, являющуюся комбинацией участков радиусов

R u r. Это обеспечивает новые возможности формообразования с точки зрения внешнего вида, но, главным образом, значительно ЗО повышает общую жесткость конструкции и отдельных ее поверхностей.

Бак, показанный на фиг. 5 — 7, отличается тем, что кромки у ряда участков отбортованы т. е. отогнуты на угол 90 или близкий к нему, и сопряженные с ними кромки увеличены 35 на величину, равную величине отбортовки, а переходные участки от отбортованных кромок к увеличенным выполнены плавными и также сопряжены между собой у частей 1 и 2, что позволяет обеспечить конструктивно надежное взаимное базирование составляющих частей 1 и 2 по линии сопряжения.

Технологически это обеспечивает возможность соединения кромок более надежной, с точки зрения герметичности стыка, сваркой методом оплавления или контактной роликовой электросваркой. Соответственно, видом сварного шва определяется и величина отбортовки и расширения кромок.

Реализация предложенного способа позволяет получать емкости разнообразной конфигурации, без глубокой вытяжки (штамповки) с использованием только гибки, с одним бесконечным швом. Это дает технологические преимущества, в частности в мелкосерийном, единичном производстве и в процессе макетирования, когда нужно, минуя стадию изготовления штампов, получить емкость сложной конфигурации. Такая многовариантность формы позволяет решать задачи оптимизации при раскрое исходного материала, а также может оказаться очень полезной при решении задач технической эстетики внешнего формообразования.

Формула изобретения

1. Способ изготовления бака для жидкости, преимущественно для топлива, включающий изготовление заготовок, формование составных частей бака и их соединение, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления и экономии материалов, заготовки изготавливают со скругленными углами, а формование осуществляют параллельными гибами.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что заготовки изготавливаются с припуском, причем в процессе их формования ряд участков выполняют с отбортовками.

1570938

1570938

Фиг 7

Составитель Г. Парчина

Реда ктор М. Бандур а Тех ред А. К ра вчук Корректор С. Черни

Заказ 1480 Тираж 420 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москв а, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ изготовления бака для жидкости Способ изготовления бака для жидкости Способ изготовления бака для жидкости Способ изготовления бака для жидкости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системам питания автомобильных двигателей

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к топливным баллонам, заполненным жидким пропаном, размещенным внутри отделения для запасного колеса

Изобретение относится к устройствам для хранения и транспортировки топлива

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания конструкций топливных баков транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания конструкций топливных баков транспортных средств

Изобретение относится к объектам сервисного обслуживания подвижных узлов, стационарных установок, душевых и нефтеперекачивающих установок с возможностью установки в защищаемом объекте контрольной аппаратуры, используемой для надежного обеспечения скорости подачи жидкой среды, а также к устройствам, предназначенным для многопозиционной и локальной подачи жидких сред с массой меньше и больше 1 г/мм3
Наверх