Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи

 

Изобретение относится к реставрации и позволяет улучшить качество состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении его деформации. Смешивают 1 - 10 мас.% L, Α - лецитина с растворителем до 100%, в качестве которого используют хлороформ или 40 - 96%-ный водный раствор этанола. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ъ !, ф.л

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (1) 4409808/30-12 (22) 13.04,88 (46) 30.06.90, Бюл, Р 24 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (72) M.Ã.Безруков, В.Н.Ярош, М,И.Филимонова и Ю.С.Финогенова (53) 676.4(088,8) (56) Яшкина Л.И,Укрепление и укладка красочного слоя произведений масляной живописи, имеющего жесткий кракелюр, М.: ВЦНИЛКР "Сообщения", 19689

М - 20, с 1 1-18.

Филатов В.В, Реставрация станковой темперной живописи, М,; Изобразительное искусство, 1986, с, 82-84, Петухов Н.Я.Укрепление обожженного красочного слоя с помощью желтковоскипидарной эмульсии. M.: ВЦНИЛКР

"Художественное наследие", 1976, Ф 1 (31), с, 124-126 (прототип), Изобретение относится к реставрации старой масляной, темперной живописи, в частности к составам для размягчения и придания пластичности при укреплении красочного слоя.

Цель изобретения — улучшение качества состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении его деформации °

Пример 1, Проводят размягчение красочного слоя на реставрируемой иконе 18 века. Лля этого на не2 большой участок иконы размером 4 см, имеющий жесткий кракелюр с приподня„„SU„, 1574491 А 1 (51) В 44 Э 7/00, С 09 D 5/06

2 (54) СОСТАВ ДЛЯ РАЗМЯГЧЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ СТАРОЙ

ЖИВОПИСИ (57) Изобретение относится к рестав-. рации и позволяет улучшить качество состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении его деформации. Смешивают 1-10 мас.X

L,Ы-лецитина с растворителем до 1003, в качестве которого используют хлороформ или 40-967.-ный водный раствор этанола. 1 табл. тыми краями, наносят мягкой кистью

17.-ный раствор яичного L g-лецитина в этаноле ректификате (96%), дают впитаться, Через несколько минут повторяют операцию, накрывают этот участок фланелью и пленкой. Через 1015 мин компресс снимают и проверяют нажатием шпателя степень размягчения краски. Эффект размягчения достаточен. После этого проводят укрепление живописи обычным методом.

Пример 2. Проводят размягчение жесткого красочного слоя на ико не конца 18 — начала 19 веков. На

1574491

55 кусочек фланели наносят пипеткой

57-ный раствор яичного L g-лецитина в этиловом спирте с концентрацией

837.. Приготовленный таким образом кусочек фланели укладывают на заранее намеченный для размягчения участок живописи и покрывают пленкой, Через 15-20 мин компресс снимают и проверяют степень размягчения. Она достаточна для проведения последующей укладки частичек живописи, Пример 3. Объект исследования такой же как в примере 2 ° На кусочек фланели наносят 5 -ный раствор яичного Lð -лецитина в этаноле ректификате. Фланель накладывают на участок -5 см с жестким красочным сло C ем, а сверху покрывают пленкой. Через 8-10 мин компресс снимают, Степень размягчения достаточна для проведения последующей укладки частичек живописи.

Пример 4. Проводят пластификацию красочного слоя масляной живописи на образце учебной картины (холст, масло). В результате естественного старения и усадки в красочном слое картины возникают типичные деформации и трещины. Пластификацию красочного слоя проводят нанесением

10Х-ного раствора яичного L eC-лецитина в этиловом спирте с концентрацией

85 мас.X. Раствор наносят на поверхность красочного слоя кистью и дают впитаться. Через некоторое время проводят измерение твердости красочного слоя по методу "Супер Роквелла" исходного образца в условных единицах — НР15Т 80,7, а пластифицированного - 76,8.

Пример 5. Проводят размягчение живописи (смешанная техника: масло, темпера) на иконе 18 века, живопись с жестким кракелюром. На кусочек фланели пипеткой наносят 10Х-ный раствор яичного L g,лецитина в эта- ноле ректификате и делают компресс на поврежденный участок живописи, покрыв фланель полиэтиленовой пленкой. Размягчение живописи достигается в течение 1-2 мин. После этого компресс снимают, остатки лецитина удаляют ватным тампоном и проводят укладку красочного слоя обычным методом, Пример 6. Проводят размягчение красочного слоя при реставрации иконы. 18 века. Для этого наносят

45 на участок иконы, имеющий жесткий кракелюр кистью 5 -ным раствором яичного LQ-лецитина в хлороформе, дают впитаться. Через несколько минут операцию повторяют и оставляют фрагмент живописи, накрыв его полиэтиленовой пленкой на 10-1-5 мин. Легким нажатием шпателя определяют степень размягчения чешуек краски. ЭфI фект размягчения достаточен. После этого проводят укреплеНие живописи обычным методом.

Пример 7. Объект исследования тот же, что в примере 5. На кусочек фланели наносят 5i:-ный раствор яичного Ь,с4лецитина в 407-ном растворе этанола. Фланель накладывают на участок с жестким красочным слоем и сверху накрывают пленкой. Необходимая для дальнейшей работы степень размягчения достигается через 2530 мин, В таблице приведены сравнительные данные по эффективности размягчения составов, где время размягчения это время, необходимое для размягчения жесткого красочного слоя живописи до такой степени, чтобы при приложении постоянной нагрузки чешуйки красочного слоя распрямились необратимо, что, в свою очередь, позволяет провести следующие процессы их укладки и укрепления..

Как видно из таблицы, предлагаемый. состав по сравнению с прототипом позволяет проводить стадию размягчения красочного слоя старой живописи, эффективно и быстро выпрямить деформированные чешуйки красочного слоя без разрушений за 1;30 мин„, Так как размягчение красочного слоя осуществляется фрагментарно, небольшими участками, то выигрыш.во времени при реставрации всей иконы или картины намного увеличивается. При этом не происходит разрушения красочного слоя.

Формула изобретения

Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи, содержащий активный компонент и растворитель, о т л, и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения качества состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении

его деформации, он содержит в качестве.активного компонента яичный Ь,< лецитин, а в качестве растворителя хлороформ или 40-96Х-ный водный раст1574491

1-10

Остальное

Яичный Е,Ы-лецитин

Растворитель вор этанола при следующем соотношении компонентов, мас.7.:

Наименование показателей

Аналог

ПрИмеры (4 ) 5 ) 6 рототип

1 ) 2 ) 3

От нес- От несколь8-10 1520 1-2 10-15 25-30

Составитель Т.Мартынова

Редактор И.Касарда Техред N.Õîäàíè÷

Корректор Т,Малец

Заказ 1751 Тираж 334 ° Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно †издательск комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101

Время размягчения, мин 10-15 15-20 кольких ких часов часов до до суток

c57ToK

Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству художественных масляных красок , позволяет повысить прочность красочной пленки при растяжении, относительное удлинение при разрыве и адгезию краски

Изобретение относится к получению сухих редиспергируемых красок для живописных и наружных работ, способных редиспергироваться в водной среде

Изобретение относится к разбавителям для художественных масляных красок (РХМК) и может быть использовано в живописных работах

Краска // 364651

Изобретение относится к области реставрации произведений искусств и позволяет упростить способ, повысить его экономичность при повышении гарантии сохранности авторской живописи

Изобретение относится к способу образования подложки под пастельную живопись и позволяет повысить качество подложки посредством того, что перед нанесением на основу клеевого слоя осуществляют выдержку основы при 25-30°С в течение 24 ч, клеевой слой наносят подогретым до 90°С, а после нанесения грунта осуществляют его постадийное уплотнение упругим и жестким валиками, при этом в качестве грунта используют песок с размерами гранул 40 - 60 мкм. ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1Формула:Страница 1 Страница 2Описание:Страница 2 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 11-1997 (73) Патентообладатель: ПЛЮХИН К.И

Изобретение относится к реставрации и консервации темперной и клеевой монументальной и станковой живописи
Наверх