Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить надежность работы системы охлаждения и упростить конструкцию устройства обдува радиатора. Система содержит радиатор 1 и устройство его обдува, выполненное в виде основного и вспомогательного осевых вентиляторов 2 и 3, установленных соосно между радиатором 1 и двигателем и имеющих независимые приводы, причем привод вспомогательного вентилятора 3 снабжен механизмом его отключения и кинематически связан с коленчатым валом 12, а привод основного вентилятора 2 - с распределительным валом 9 двигателя. При низкой температуре двигателя и пуске вспомагательный вентилятор отключен и включается при прогреве двигателя до заданных значений температуры. Основной вентилятор имеет частоту вращения, вдвое меньшую, чем вспомогательный. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4464240/25-06 (22) 20.07.88 (46) 30.06.90. Бюл. № 24 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический инстиитут тракторных и комбайновых двигателей. (72) С. Г. Деревенцев, 1О. Н. Яшин и В. А. Маслов (53) 621.432-71 (088.8) (56) Заявка ФРГ № 3432439, кл. F 01 P 5/02, опублик. 1985. (54) СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТ1;ЛЯ ВНУТРЕ ННЕ ГО

СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность работы системы охлаждения и упростить конструкцию устройства обдува радиа„„90„„1574859 А j (51)5 F 01 Р 5/02, 5/04 тора. Система содержит радиатор 1 и устройство его обдува, выполненное в виде основного и вспомогательного осевых вентиляторов 2 и 3, установленных соосно между радиатором 1 и двигателем и имеющих независимые приводы, причем привод вспомогательного вентилятора 3 снабжен механизмом его отключения и кинематически связан с коленчатым валом 12, а привод основного вентилятора 2 — с распределительным валом 9 двигателя. При низкой температуре двигателя и пуске вспомогательный вентилятор отключен и включается при прогреве двигателя до заданных значений температуры. Основной вентилятор имеет частоту вращения, вдвое меньшую, чем вспомогательный. 3 ил.

1574859

10

Изобретение относится к ма ши построению, в частности к двигателестроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания с регулируемым потоком охлаждающего воздуха.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности ðàботы.

На фиг. 1 изображен общий вид системы жидкостного охлаждения двига.сля внутреннего сгорания; на фиг. 2 — — узел 1 tta фиг. 1 (консольный конец распределительного вала механизма газораспределения дви".aòåëÿ); на фиг. 3 — узел 11 на фиг. 1 (узел крепления вспомогательного вентилятора) .

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит радиа тор 1, подключенный к контуру охлаждения двигателя, и устроиство его обдува, выполненное в виде основного и вспомогательного осевых вентиляторов 2 и 3, установленных последовательно по ходу воздуха, причем диаметр последующего по ходу воздуха основного вентилятора 2 выполнен больше диаметра предыдущего вспомогатель и"o вентилятора 3. Вентиляторы 2, 3 установлены на одной геометрической оси и снабжены независимыми приводами.

Ось 4 вспомогательного вентилятора 3 выполнена концентрично относительно вала, „ на котором жестко закреплен шкив 5 с жестко укрепленным kta нем основным вентилятором 2. На консольном конце ос» 4 с возможностью свободного вращеHHя vcгановлен шкив 7 с жестко укрепленчым на нем вспо могательным вентилятором 3, Шкив 6 ос новного вентилятора 2 посредством клипоременной передачи 8 кинематичсски связан с распределительным валом 9 механизма га зораспределения двигателя, на консольно,< конце которого размещен жестко закрепленный шкив 10. Шкив 7 вспомогательного вентилятора 3 посредством клиноременной передачи 11 кинематически связан с коленчатым валом 12 двигателя, на консольном конце которого свободно вращается привод. ой шкив 13. Посредством автоматического управления в зависимости от температуры охлаждающей жидкости механизма (на чертеже не показан) отключения вентилятора например электромагнитной муфты, шкив 13 в момент, когда гемпература охлаждающей жидкости превысит Haïåðå ааданное значение, жестко связывают с коленчатым валом 12 двигателя. Индивидуальным приводом главного вентилятора 3 является распределительный вал 9 механизма газораспределения двигателя. Индивидуальным приводом вспомогательного вентилятора 2 является коленчатыи вал 12 двигателя.

Консольный конец распределительного вала 9 (фиг. 2) механизма газораспределения двигателя (один из возможных вариантов) включает в себя уплотняюгций узел, 15

25 .. .0

ГД

55 состоящий из сальника 14 и крышки 15, установленных на валу 9.

Узел крепления вспомогательного вентилятора 2 (один из возможных вариантов, фиг. 3) включает в себя шкив 7, связанный с осью 4 посредством подшипников 16 качения и удерживаемый на ней при помощи запорного устройства 17 (например, запорного кольца).

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, работает следующим образом.

При работе двигателя внутреннего сгорания главный вентилятор 2 за счет кинематической связи через элементы 6, 8, 10 вращается постоянно на всех режимах работы двигателя внутреннего сгорания в соответствии с частотой вращения распределительного вала 9 механизма газораспределения двигателя.

При повышении температуры охлаждающей жидкости в радиаторе 1:o заданного значения автоматически управляемь.й,п ханизм отключения вентилятора соед: няет коленчатый вал 12 двигателя с приводным шкивом 13. Шкив 13 начинает вращаться согласно вра щению коленчатого вала 12 и тем самым через клиноременную передачу 11 и шкив 7 приводит во вращение вспомогательный вентилятор 3, который вращается в соответствии с частотой зраще ния коленчатого вала 12 двигателя, т. е. вдвое быстрее основного вентилятора 2.

При понижении температуры охлаждающей жидкости в радиаторе l до заданного значения автоматически управляемый механизм отключает шкив 13 от коленчатого вала 12 и таким образом вентилятор 3 перестает вращаться.

Подключение основного вентилятора к распределительному валу двигателя, а отключаемого вспомогательного вентилятора к коленчатому валу уменьшает инерционность устройства при пуске, способствует повышению надежности за счет упрощения приводов основного и вспомогательного вентиля горов.

Формула изобретения

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, снабженного распределительным и коле нчаты м валами, содержащая радиатор и устройство его обдува, выполненное в виде . основного и вспомогательного осевых вентиляторов, установленных соосно между радиатором и двигателем и имеющих независимые приводы, причем привод вспомогательного вентилятора снабжен механизмом отключения вентилятора, отличающаяся тем. что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, привод основного вентилятора кинематически связан с распределительным валом двигателя, а привод вспомогательного вентилятора подключен к коленчатому валу двигателя.

l574859

17

Сосгавитель Л. Черный

Редактор О. Спесивых Техред A. Кравчук Корр ектор Т. П ал и H

Заказ 1769 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя

Изобретение относится к двнгателестроению и повыи1ает долговечность клиноременной передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, в частности в их системе охлаждения
Наверх