Самостопорящееся резьбовое соединение

 

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения в резьбовых соединениях машин в качестве устройства для стопорения. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации, быстродействия, исключение повреждений стопорных элементов. Гайка 1 цилиндрической формы снабжена демонтажным устройством 2, выполненным в виде кольца 11 с разжимными элементами 10 и втулкой 12 с шестигранной наружной боковой поверхностью. Демонтажное устройство 2 закреплено на гайке с возможностью ограниченного углового перемещения. При повороте втулки 12 демонтажного устройства 2 из нерабочего положения в рабочее разжимные элементы 10 приподнимают упругие стопорные элементы, выполненные в коронке 4 гайки 1, и тем самым выводят их из зацепления с углублениями, выполненными в резьбовом стержне 3. При дальнейшем повороте демонтажного средства производится обычная разборка соединения. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИ аиСТИЧЕСНИ

РЕСПУБЛИН

119) 01) А1 (S1)S F 16 В 39/10

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2)) 4393898/25-27. (22) 18. 03. 88 (46) 30.06.90. Бюл. N - 24 (75) С. Г.Науменко (53) 621.882.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1 - 1 36851 2, кл. F 1 6 В 39/1 О, 1 976.

I (54) САМО СТОПОРЯШЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения в резьбовых соединениях машин в качестве устройства для стопорения. Бель изобретения — повышение удобства в эксплуатации, быстродействия, исключение повреждений стопорных элементов. Гайка 1 цилиндриче2 ской Формы снабжена демонтажным устройством 2, выполненным в виде кольца 11 с разжимными элементами 10 и втулкой 12 с шестигранной наружной боковой поверхностью. Демонтажное устройство 2 закреплено на гайке с возможностью ограниченного углового перемешения. Гри повороте втулки 12 демонтажного устройства 2 нз нерабочего положения в рабочее разжимпые элементы 10 приподнимают упругие стопорные элементы, выполненные в коронке 4 гайки 1, и тем самым выводят их из зацепления с углублениями, выполненными в резьбовом стержне 3.

При дальнейшем повороте демонтажного средства производится обычная разборка соединения, I з.п.Ф-лы, 8 ил.

1574936

Изобретение относится к, общему ! машиносгроению и предназначено для применения в резьбовых <соединениях машин механизмов и других устройств р работающих в условиях повышенной вибрации тряски и ударной нагрузки а также в резьбовых соединениях подвергаемых частой разборке.

Цель изобретения — повышение быст- 10

I родействия удобства в эксплуатации, исключение повреждений стопорных эле— ментов.

На Фиг. 1 показано самостопоряще-! еся резьбовое соединение общий вид на Фиг. 2 — резьбовое соединение в режиме эксплуатации, вид сверху) на

Фиг, 3 — разрез А-А на Фиг. 1, на .

Фиг.4. — принцип действия устройства для демонтажа гайки, на Фиг. 5— узел I на Фиг.. 2 (первый вариант выполнения стопорных элементов соединения) на фиг. 6 — разрез В-Б на

Фиг. 5 (первый вариант выполнения стопорных элементов соединения); на 25

Фиг. 7 — узел I на Фиг. 2 (в горой вариант выполнения стопорных элементов соединения), на Фиг. 8 — разрез В-В на. Фиг. 7 (второй вариант выполнения стопорных элементов соединения).

Самостопоряшееся резьбовое соеди— ненне содержит цилиндрическую гайку

1, демонтажное устройство 2 и резь— бовой стержень 3. Гайка 1 снабжена цилиндрической коронкой 4, диаметр которой меньше диаметра гайки 1. Ко35 ронка 4 имеет несколько, например, два, стопорных элементов в виде упругих лепестков 5, выполненных за одно целое с ней отгибом их вовнутрь коронки 4.

Стопорные элементы гайки 1 и резьбового стержня 3 могут быть выполнены в нескольких вариантах (фиг.58).

Вариант выполнения первый. Стопорные элементы гайки 1 выполнены в виде упругих лепестков 5 с зубцами 6 на концах, которые расположены по винтовой линии резьбы с шагом, равным шагу резьбы соединения. Угол проФиля зубцов 6 меньше угла проФиля резьбы соединения. Зубцы 6 находятся в упругом взаимодействии со стопорными элементами резьбового стержня

3, выполненными во впадинах его резьбы .в виде углублений 7, соответствующих Форме зубцов 6, и расположенных в окружном направлении с шагом, 1 кратным шагу расположения зубцов 6.

В окружном сечении углубления 7 имеют Форму треугольника, одна сторона которого наклонена в сторону завинчивания, а другая направлена к оси соединения.

Вариант выполнений второй. Стопорными элементами гайки 1 служат концы

8 отогнутых упругих элементов. 5, имеющие в зоне контакта с резьбовым стержнем 3 прямоугольную Форму. Концы 8 упругих лепестков 5 нахоцятся во взаимодействии со стопорными элементами резьбового стержня 3, выполненными в его резьбе в виде храповых зубцов 9, равномерно расположенных по диаметру резьбы. В,окружном сечении храповые зубцы 9 имеют Форму треугольника, одна сторона которого наклонена в сторону завинчивания, а другая направлена к оси соединения °

Демонтажное устройство 2 рагположено концентрично относительно резьбового соединения, имеет возможность ограниченного углового перемещения относительно гайки и снабжено аксиально направленными разжимными элементами 10, размещенными в коронке 4 по ее внутреннему контуру с возможностью взаимодействия с упругими лепестками 5 гайки 1. Демонтажное уст-. ройство 2 выполнено в виде плоского кольца 11 с разжимными элементами 10 и периферийной частью в виде втулки

12 с наружной боковой поверхностью шестигранной Формь|.

Разжимные элементы 1 0 выполнены в виде лепестков, образованных кольцевым выступом с радиальными окнами

13, в которых расположены упругие лепестки 5 гайки l.. Разжимные элементы 10 связаны с внутреннгм диаметром плоского кольца 11 и размещены со стороны одного из его торцов 14.

Втулка 12 связана с наружным диаметром плоского кольца 11 и расположена со стороны того же его торца 14.

Гайка 1 снабжена также радиально выполненными на периФерии со стороны ее опорного торца секторными углубле— ниями 15, в которых расположены элементы 1 6 устройства 2; ограничивающие его угловое перемещение. Элементы 16 выполнены за одно целое с втулкой 12 в виде отогнутых лапок, образованных прорезями. Ври этом втулка

12 демонтажного устройства установлена на цилиндрической гайке 1 с воз5 157493 можностью поворота, ограниченного угловым расположением торцов 17 и 18 секторных углублений 15. Для уменьшения трения при повороте между внутренней цилиндрической поверхностью

5 втулки 12 и наружной цилиндрической поверхностью гайки 1, последняя снабжена кольцевой проточкой 19, которая может быть заполнена (при сборке деталей 1 и 2) пластичной смазкой.

Центральный угол of (Фиг.3) расположения торцов 17 и 18 секторных углублений 15 выбирается с таким расчетом, чтобы обеспечить в двух крайних угловых положениях демонтажного устройства 2 соответственно полную расфиксацию упругих лепестков. 5 со стопорными углублениями стержня 3 (Фиг.4) и расположение лепестков 5 на разжимных элементах 10, беспрепятственное фиксирование гайки 1 на резьбовом стержне 3 при помощи лепестков 5, располагающихся в окнах

13 кольцевого выступа. В указанной конструкции центральный угол Ж равен примерно 45

Сборку резьбового. соединения проводят следующим образом.

Цилиндрическую гайку 1 с демон- 30 тажным устройством устанавливают на резьбовом стержне 3, поворачивают гаечным ключом по часовой стрелке.

При этом элементы 16 втулки !2 располагаются в крайнем положении, упираются своими торцами в торцы 17 углублений 1 5 и вращают цилиндрическую гайку 1 в направлении завинчивания.

При полной затяжке гайки 1 с заданным усилием стопорные элементы ле- 40 пестков 5 Фиксируются стопорньми элементами стержня 3 и препятствуют самоотвинчиваник. По первому. варианту выполнения зубцы 6 упругих элементов

5 Фиксируются углублениями 7 стержня 3.45

По второму варианту выполнения прямоугольные концы 8 лепестков 5 Фиксируются храповыми зубцами 9 стержня 3.

При этом упругие лепестки 5 коронки

4 располагаются в.окнах 13 кольцевого выступа.

Разборка соединения проводится в следующей последовательности.

Гаечным ключом поворачивают втулку 12 демонтажного устройства 2 против часовой стрелки. На первом этапе поворота демонтажное устройство 2 поворачивается относительно цилиндрической гайки 1 на 45.. Элементы 16 втулки 12 перемещаются по дуге окружности от торцов 17 к торцам 18 углублений 15. При повороте демонтажного устройства разжимные элементы 1 0 кольцевого выступа приподнимают лепестки

5 и, тем самым, выводят из упругого взаимодействия стопорные элементы гайки 1 и стержня 3. Затем, на втором этапе поворота, происходит упор ограничительных . элементов 16 втулки 12 в,торцы 18 углублений 15. Упругие лепестки 5 располагаются при этом »a . лепестках 10 и дают возможность беспрепятственно поворачивать демонтажное устройство 2, а следовательно, и цилиндрическую гайку I в сторону отвинчивания.

Практически операции затяжки и стопорения при сборке резьбового соединения, а также операции его расф тксации и отвинчивания при разборке последовательно совмещены при повороте шестигранной втулки дегинтажного устройства в соответствующую сторону.

Данная конструкция характеризуется улучшенными эксплуатационными качествBMH повышенным 6blcтродействием и удобством в работе, так как сборка и разборка предлагаемого резьбового соединения практически ничем не отличаются от сборки и разборки известных резьбовых соединений. Размещение плоского кольца !! демонтажного устройства 2 со còîðoíû торца коронки 4 гайки 1 предохраняет " стопорные элементы гайки от поломки, что повышает долговечность конструкЦИИ.

Ф о р м ул а и з о б р е т е и и я

1. Самостопорящееся резьбовое соединение, содержашее резьбовой стержень с углублениями, гайку с цилиндрической коронкой и стопорными элементами на последней, размещенную на стержне с возможностью взаимодействия стопорных элементов с углублениями, и концентрично расположенное относительно оси соединения демонтажное устройство в виде плоского кольца с разжимными элементами и периФерийной частью, разжимные элементы выполнены в виде отогнутых лепестков, размещенных по внутреннему диаметру кольца со стороны одного из его торцов и в коронке гайки с возможнсстью

7 15 взаимодействия со стопорными элемен.тами, периФерийная часть связана с

1йаружным диаметром плоского кольца, расположена со стороны того же торца ,и закреплена на гайке с возможностью ограничения углового перемещения, причем на гайке и, периФерийной части демонтажного устройства выполнены элементы ограничения углового пере,мещения,о т л и ч а ю щ е е с я тем что, с целью повыщения удобства в эксплуатации, быстродействия, исключения повреждений- стопорных элемен- ! тов, наружная боковая поверхность гайки имеет цилиндрическую Форму, I!3 ! !

74936 8 периФерийная часть демонтажного устройства выполнена в виде втулки, размещенной на наружной боковой, поверхности гайки,- плоское кольцо расположено со стороны торца коронки гайки.

2, Соединение по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что элементы ограничения углового перемещения выполнены в виде секторных углублений на опорном торце гайки и отогнутых к оси втулки лапок, расположенных со ! стороны, противоположной плоскому кольцу, и .Размещенных в упомянутых углублениях гайки.

l57493G

1574936

Составитель Н, Ефремова

Техред M.Äèäûê

Корректор Л.Бескид

Редактор И, Касарда

Заказ 1773 Тираж 554 Подписное

ВНИИПИ ГосУдарственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Самостопорящееся резьбовое соединение Самостопорящееся резьбовое соединение Самостопорящееся резьбовое соединение Самостопорящееся резьбовое соединение Самостопорящееся резьбовое соединение Самостопорящееся резьбовое соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения гаек на крепежных деталях, преимущественно с тарированной затяжкой

Изобретение относится к области машиностроения , а более конкретно к соединениям деталей машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений , работающих в условиях динамических , в частности вибрационных, нагрузок

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения в резьбовых соединениях машин в качестве устройства для стопорения

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к стопорению болтов, гаек

Изобретение относится к области машиностроения, к крепежным средствам для у прец1}зионных устройств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для закрепления грузов на транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоресурсных резьбовых соединениях, работающих в условиях вибраций

Изобретение относится к машиностроению, точнее - к способам и устройствам для стопорения резьбовых соединений при воздействии вибраций и ударных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области народного хозяйства и предназначено для стопорения ответственных резьбовых соединений тонкостенных деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, использующих резьбовые соединения

Изобретение относится к стопорению резьбовых соединений и использованию таких резьбовых соединений в системах управления поверхностями управления самолетов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к устройствам для стопорения крепежных элементов
Наверх