Фрикционное сцепление для транспортного средства

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным сцеплениям транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности работы путем уменьшения вероятности случайных срабатываний защелки механизма выключения сцепления. Для этого на первом элементе 6 механизма выключения сцепления установлена защелка 7 в виде упругого разрезного кольца, расположенная в пазу 16 на втором элементе 8 указанного механизма. Элемент выключения защелки 7 выполнен в виде кольца 20, установленного на втором элементе с возможностью контакта своей внутренней поверхностью с защелкой 7 при перемещении первого элемента 6 в направлении, противоположном направлению выключения сцепления. 6 з.п. ф-лы, 16 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 23 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ и ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 3668561/2 5-27 (22) 1.8. 11.,83 (31) 8233091

; 32) 19. 11. 82 (33) GB (46) 07.07,90, Бюл. У 25 (71) .Аутоиоутив Продактс IIJIC (GB) (72) Ян. Коммандер Мейкок и Дерек

Ходсон (6В) (53) 621-825.54 (088,8) (56) Патент Шнейцарии к 628119, кл, F 16 D 23/12, 1980. (54) ФРИКЦИОННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машино.— строению, а именно к фрикционным сцеплениям транспортных средств, Цель

„,Я0„, 1577707 изобретения по ньнде ни" надежности р а боты путем уменьшения вероятности случайных срабатываний з ащелки механизма выключения сце иле ж я, Для з ro ro на первом элементе 6 механизма выключения сцепления уставе.плена защелка 7 в ниде упругого разрезного кольца, расположенная и пазу 16 на втором элементе 8 указанного механизма, Элемент выключения защелки 7 выполнен 1 виде кольца 20, установленного на втором элементе с возможностью;"oHTакта своей внутренней поверхнос. ью с защелкой

7 при перемещении первого элемента б в направлен-ш, протйнаположном ., .пр аале нию ныключени,я сцепления. 6 з, и, <1.— лы, 16 ил.

1577707

Изобретение относится к машиностро ению, а именно к фрикционным сцеплениям для транспортных средств.

Целью изобретения является повышеЪ

5 ние надежности работы сцепления путем уменьшения вероятности случайных срабаты аний 3 ащелки механизма ныключени я сце пле ния, На фиг. 1 изображено фрикционное сцепление, поперечное сечение; на фиг. 2 — часть механизма выключения

Фрикционного сцепления; на фиг. 3— стопорпое кольцо в механизме выключения сцепления, вид с торца; на фиг,4 -t5 то же, вид сбоку; на фиг, 5 — кольцо, перспективный вид; на фиг. 6 и 7 — механизм выключения сцепления ы собранном и рабочем положениях соответственно, на фиг, 8 — сцепление с демонтиру-20 емым механизмом выключения сцепления по фиг. б и 7; на фиг, 9 и 10 — мехао низм выключения сцепления в собранном виде и в рабочем положении соответственно; на фиг. 11 — сцепление с демон-25 тируе мым механиз мом выключения спепления по фиг. 9 и 1Ор на фиг . 12 и

13 — механизм выключения сцепления в собранном и рабочем положениях соответственно: на фиг. 14 — сцепление < цемонтируемым механизмом выключения сцепления по Фиг, 12 н 13; на фиг, 15 механизм выключения сцепления с более сложной формой канавки вала; на Фиг. 16— механизм выключения сцепления со спи35 ральной пружиной, фрикционное сцепление содержит. нажи мной диск 1 (фи г, 1, из обр аже н,в отведенном положении) для выключения ведомого диска 2 при помощи механизма 3 выключения сцепления. Сила выключения сцепления, прилагаемая в направлении стрелки А к элементу 4 выключения сцепления, передается через подшипник

5 первый элемент в виде короткого по1

45 лого вала 6 и защелку 7 в виде стопорного .кольца к второму элемент у в виде ступицы 8 пружины 9 сцепления.

Вал 6 (фиг, 2-8) изготовлен с пери; ферийной канавкой 10, в которой распо-5< ложена защелка в виде стопорного кольца 7, изготовленного из полосы стали, > которая имеет дополнительные ступенеобразные концы 11 и согнута в круглую форму в виде прорезного кольца. Выполнение кольца 7 прорезным облегчает его установку в канавке 10. Кольцо 7 изготовлено с двенадцатью парами осевых прорезей 12, которые оканчиваются снимаюшими напряжения отверстиями 13, Часть материала между каждой парой прорезей

12 отогнута наружу для образования две надцати фиксирующих элементов 14, наклоненных относительно оси 15 кольна

7, Ступица 8 (фиг. 6) пружины 9 является трубчатой и имеет V-образный паз в виде кольцевой канавки lá, выполненной на ее внутренней поверхности (отверстий) 17, Левая и правая смежные поверхности !8 и !9 канавки 16 расO положены взаимно под углом 90, прн этом поверхность 19 наклонена на оольший угол к оси ступицы 8, чем поверхность 18. Элемент выключения з ащелки в ниде кольца 20 скользяще расположен н отверстии 17 и упирается в заплечик 21.

Ступица 8 (фиг. 9-11) пружины 9 имеет внутреннюю поверхность отверстия ! 7, выполненного с периферийным пазом в виде канавки 22. В последней установлена защелка в виде пружинного кольца 23, имеющего скошенную кромку 24, Вал б несет на себе подшипник

5 выключения сцепления (фиг. 11), Ле.вый конец вала 6 выполнен со сносом

25 для сцепления со скосом 24 наружного кольца 23. На левой части 26 вала 6 с уменьшенным диаметром выполнен паз в виде периферийной канавки

27, имеющей вертикальную стенку 28 и ус еченно- коьическую стенку 29, а на ступенчатой части 30 нала 6 скользяще расположен элемент выключения за щелки в виде цилиндрического кольца

20, Наружный диаметр .кольца 20 такой же, как и вала б, и кольцо 20 с леной стороны имеет усеченно-коническую кромку 31, примыкающую к стенке 29 канавки 27, !

Ступица 8 (фиг, 12-16) пружины 9 вставлена в отверстие 32 в вале б, который соединен с внутренним кольцом подшипника выключения сцепления (не показан), Наружная поверхность ступи-. цы 8 пружины 9 изготовлена с периферийной канавкой 33, вмещающей в себя пружинное кольцо 34, согнутое так,. чтобы в нормальном положении, имея больший внутренний диаметр, чем у ступицы 8 пружины 9 (фиг. 14 и фиг, 12), полностью удерживаться в канавке 33 при помощи муфты в виде расширенной металлической втулки 35 с осевой остаточной деформацией, Вал 6 имеет на своей внутренней периферии первый паз в виде канавки 36 и смежный дополни5 15777 тельный паз в виде второй более глубокой канавки 37. Левый край отверстия

32 имеет скос 38, а вал 8 — запле-, чик 39.

Канавка 36 может рыть аксиально длиннее, чем толщина пружинного кольца 34, чтобы уменьшить риск проскальзывания кольца 34 в канавку 37, если во время сборки приложена сила, доста-10

Фочная для легкого сжатия втулки 35, - Поэтому между двумя канавками 36 и 37 может быть предусмотрен небольшой внутренний заплечик 40, поверх которого пру- жинное кольцо 34 может пройти перед

его размещением. в канавке 37.

Вместо втулки 35 может быть использована спиральная пружина 41 сжатия.

В таком случае пружина 41 сжатия пов1.торно используется при по вторной сбор-20 ке. . Хотя защелка 7 (фиг. 1-8) расположена на валу 6 для сцепления с выточкой в ступице 8 пружины 9, она может быть расположена в ступице 8 пружины 25

9 для сцепления с канавкой 16 на валу

6. Подобным образом каждая защелка

23 и 34 (фиг. 9-16) располагается на валу 6 дпя сцепления с канавкой 22 или 36 в ступице 8 пружины 9, 30

При эксплуатации сцепления (фиг, 18) вал 6 вставляется в отверстие 17 и передвигается аксиально н направлении стрелки Б. Подобное перемещение заставляет фиксирующие .элементы.14 перемещаться внутри к канавке 10, пока они не имеют возможность свободно защелкнуться наружу в канавку 16, Усилие выключения сцепления в направлении стрелки В может затем быть переда40 но ступице 8 через фиксирующие элементы 14, которые прижаты к поверхности

19 канавки 1 6, Для сборки ступицы 8 и вала 6 (фиг. 12-16) вал 6 двигается по ступице 8 в направлении стрелки Е так, что левый конец вала 6 толкает расширенную металлическую втулку 35 вдоль ступиць| 8, пока она не сцепится с. заплечиками 39, При достижении этого положения пружинное кольцо 34 защелкивается наружу в канавку 36 (фиг. 131, Расширенная металлическая втулка 35. действует как останов дпя эадерживяния дополнитЕльного перемещения в направлении стрелки Е, Как только пружинное кольцо 34 располагается в унавке

36, усилия выключения сцепления (направление стрелки Ж) могут быть пере-.

1 даны от вала 6 к ступице 8 пружины 9.

Для отделения вала 6 и ступицы 8 в направлении стрелки Е к валу 6 прикладывается усилие, достаточное дпя деформации расширенной металлической втулки 35 так, что она может передвигаться влево достаточно, чтобы пружинное кольцо 34 целиком вышло из канавки 33 и защелкнулось в канавку 37, Затем вал 6 может быть отсоединен от ступицы 8. Пружинное кольцо 34 может быть извлечено для повторной сборки, а деформированная расширенная металлическая втулка 35 заменена на новую.

Для отделения выключающего элемен45 та и ступицы вал передвигается далее в направлении стрелки Б так, что фиксирующие элементы 14 принудительно перемещаются внутрь к канавке 10 при помощи правого конца кольца 20. Перемещение в направлении стрелки Б продолжается до тех пор, пока включающий поде. шипник 5 на валу 6 не упирается в сту. пицу 8 пружины 9. В этом положении фиксирующие элементы 14 находятся внутри кольца 20 и вал 6 вместе с кольцом

20 может быть извлечен из отверстия 17 (фиг. 8) . Кольцо 20 может затем быть .использовано для повторной сборки.

07 6

Для сборки вала 6 и ступицы 8 пружины 9 (фиг. 9-11) вал 6 перемещается в направлении стрелки Г в отверстие

17 так, что пружинное кольцо 23 скользит по скосу 25 и защелкивается в ка- навке 27 (фиг. 10) . Усилие выключения сцепления, прклагаемое к валу 6 в направлении.стрелки Д, заставляет стенку

28 канавки 27 сцепляться с нескошенной стенкой пружинно го кольца 2 3 и з а счет этого сцепление выключается, Чтобы иметь возможность разделить вал 6 и стутыцу 8 пружины 9, вал 6 принудительно перемещается опять в направлении стрелки Д так, что вал 6 перемещается влево и пружинное кольцо 23 скользит по стороне 29 канавки и левой поверхности 31 кольца 23» прка оно не остановится и не эажмется на наружной поверхности кольца 20 (фиг, 11), Затем вал 6 может быть просто извлечен через кольцо 20, ос.тавляя его в отверстии 17. Кольцо 20 затем может быть легко извлечено из отверстия 17 для вторичного использоваI ния в сборке, 1577707

Формул а изобретения

1. Фрикционное сцепление для тран" спортного. средства, содержащее механиэ м р асцепления сцепления., включаю. щий в себя первый элемент, установленный на нем подшипник выключения сцепления, второй элемент, неподвижно закрепленный в осевом направлении на пру-1О жине сцеппения, и защелку, установленную с воэможностью осевого перемещения первого элемента относительно второго в направлении, противоположном направлению действия силы выключения сцепле-15 ния, и с возможностью осевой фиксации первого элемента относительно второго элемента в направлении действия силы выключения сцепления на второй элемент, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, - оно снабжено элементом выключения защелки, расположенным на расстоянии от защелки, причем элемент выключения защелки выполнен с поверхностью, распо-. ложенной с возможностью контакта с защелкой в направлении перемещения пер, вого элемента, противоположном направлению выключения сцеппения, при этом первый элемент выполнен со смежными поверхностями, которые расположены с возможностью перемещения первого элемента от второго элемента в направлении выключения сцепления.

2. Сцепление по и. 1, о т.л и ч аю щ е е с я тем, что,элемент выключения защелки расположен на одном из ,указанных выше первом и втором зле-! ментах, 40

3. Сцепление по п. 2:, о т л и ч аю щ е е с я тем, что защелка установлена на первом элементе и выполнена в виде упругого сцепляющего средства, которое размещено в выполненном ío 4> втором элементе пазу, элемент выключения защелки установлен с возможностью контакта с поверхностью упругого сцепляющего, средства при направлении перемещения первого элемента, являющемся продолжением направления выключения сцепления, 4, Сцепление по п..3 о т л и ч аю щ е е с я тем, что защелка,ныполнена кольцеобразной и с осевыми прорезями е при этом между двумя осевыми прорезями выполнен наклонный участок с образованием упругого расцепляющего средства, 5, Сцепление по п, 4„ о т л и ч аю щ е е с я тем, что элемент выключения защелки выполнен н виде установленного на втором элемент кольца с от-верстием для размещения защелки с воэ". можностью ее выключения при перемещении первого элемента в направлении, являющемся продолжением направления выключения сцепления. б. Сцепление по и, 2, о т л и ч аю щ е. е с я тем, что защелка выполнена упругсй и установлена на втором элементе с возможностью размещения ее в выполненном в первом элементе пазу, а элемент выключения защелки установ" лен на первом элементе и вь1полнен в виде кольца с внутренней поверхностью, расположенной с возможностью плотного контакта с poíåðõíoñòüþ защелки при направлении перемещения первого элемента, являющемся продолжением направления выключения сцепления.

7 ° Сцепление по пп, 1-3, о т л ич а ю щ е е .с я тем, что оно снабжено деформирующимся прокладочным средст- . вом, защелка в виде упругого сцепляющего средства установлена с возможностью размещения ее в указанном пазу при перемещении первого элемента в направлении, противоположном направлению выключения сцепления на расстояние, соответствующее деформации прокладочного средства, причем элемент выключения защелки выполнен в виде участка первого элемента с дополнительным пазом, а деформирующееся проклацочное средство выполнено в виде муфты, имеющей рсевую остаточную деформацию н установленную на втором элементе соосно с первым.

1577707

l577707

1577707

I577707

27

1

23.

Фиг 11

Е фиг fZ

Составитель И,Лукина

Техред М.Ходанич Корректор С.йевкун

Редактор Н.Бобкова

Заказ 1857 Тираж 534 Подпи оное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.. Гагарина, 101

Фрикционное сцепление для транспортного средства Фрикционное сцепление для транспортного средства Фрикционное сцепление для транспортного средства Фрикционное сцепление для транспортного средства Фрикционное сцепление для транспортного средства Фрикционное сцепление для транспортного средства Фрикционное сцепление для транспортного средства Фрикционное сцепление для транспортного средства Фрикционное сцепление для транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к автомобилестроению , и может быть использовано в приводах постоянно замкнутых механических фрикционных сцеплений

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к устройствам для передачи крутяндего момента

Муфта // 2169300
Изобретение относится к нестандартному оборудованию и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Привод // 2265764
Изобретение относится к области машиностроения, точнее к приводу, обеспечивающему относительное перемещение двух расположенных с возможностью поворота относительно друг друга в периферийном направлении деталей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к муфтам, предназначенным для предохранения элементов конструкции

Изобретение относится к муфтам, в частности к муфтам сцепления

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах управления сцеплением транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковому узлу механизма выключения сцепления, управляемого вилкой

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к гусеничным тракторам для лесной промышленности

Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, может быть использовано в фрикционных сцеплениях транспортно-тяговых средств для автоматической регулировки зазоров в механизмах их выключения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах выключения сцепления, например, транспортных средств
Наверх