Тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в колодочных тормозах транспортных и грузоподъемных машин и механизмов. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения плавности включения. Тормозные колодки (ТК) 10 имеют направляющий паз (НП) 11, внутренняя поверхность 16 которого выполнена из трех внешне сопряженных дуг 17, 18, 19 окружностей. Средняя дуга окружности 17 выполнена с центром на оси вращения шкива 13, две другие 18 и 19 меньшего радиуса расположены в верхней и нижней частях паза 11, в котором установлен палец 9. ТК 10 подпружинены упругим элементом 14, при торможении они перемещаются относительно пальца. При этом в связи с наличием профильного паза 11 и упругого элемента 14 тормозное усилие передается на шкив 13 плавно, без ударов. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1581925 A 1 (51)5 F 16 D 49 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фцг. Г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4255264/31-27 (22). 01.06.87 (46) 30.07.90. Бюл. № 28 (71) Ворошиловградский машиностроительный институт (72) В. Н. Старченко (53) 62-592.112 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1492850, кл. F 16 D49/20,,11.03.87. (54) ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в колодочных тормозах транспортных и грузоподъемных машин и механизмов. Цель изобретения — повышение надежности путем обеспе2 ения плавности включения. Тормозные колодки (ТК) 10 имеют направляющий паз (НП) 11, внутренняя поверхность 16 которого выполнена из трех внешне сопряженных дуг 17 — 19 окружностей. Средняя дуга 17 окружности выполнена с центром на оси вращения шкива 13, две другие 18 и 19 меньшего радиуса расположены в верхней и нижней частях паза 11, в котором установлен палец. ТК 10 подпружинены упругим элементом 14, при торможении они перемещаются относительно пальца. При этом в связи с наличием профильного паза 11 и упругого элемента 14 тормозное усилие передается на шкив 13 плавно, без ударов. з. п. ф-лы, 2 ил.

1581925

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в колодочных тормозах транспортных и грузоподъемных машин и механизмов.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения плавности включения.

На фиг. 1 изображен тормоз, общий вид; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 {установка тормозной колодки) .

Тормоз содержит основание 1, к которому шарнирно прикреплены тормозные рычаги 2 и 3 и электрогидротолкатель 4. К верхнему концу рычага 2 шарнирно прикреплен трехплечий рычаг 5, который соединен с рычагом 3 тягой 6. К трехплечему рычагу 5 шарнирно крепится тяга 7 с пружиной 8 и шток электрогидротолкателя 4. К рычагам 2 и 3 посредством пальцев 9 прикреплены тормозные колодки 10 с направляющим пазом 11.

Внутренняя поверхность колодки 10 снабжена фрикционной накладкой 12, которая взаимодействует с тормозным шкивом 13. Тормоз также снабжен пластинчатыми упругими элементами !4, а направляющий паз 11 имеет внешнюю от пальца 9 прямолинейную поверхность 15 и внутреннюю поверхность 16, обращенную к шкиву 13 и состоящую из центрального участка 17 и смежно расположенных с ним участков 18 и 19, выполненных в виде внешне сопряженных трех дуг окружностей. Дуга 17 окружности выполнена с радиусом R, имеющим центр, расположенный на оси вращения шкива 13. Две другие смежные дуги 18 и 19 окружностей выполнены с меньшим радиусом Ri.

Длина паза 11 выполнена такой, чтобы она не превышала длины хорды, стягивающей дугу радиуса Rшкива,,с углом и обхвата шкива 13 колодкой 10, Ширина паза 11 по поперечной оси симметрии каподки 10 выполнена больше диаметра пальца 9, при этом величина зазора между пальцем 9 и внутренней поверхностью 16 паза 11 больше зазора между тормозной колодкой 10 и шкивом 13 в расторможенном состоянии.

Тормоз работает следующим образом.

Когда тормозной шкив 13 расторможен, рабочая пружина 8 находится в сжатом состоянии, а колодки 10 на рычагах 2 и 3 находятся в свободном состоянии и поджаты плгстинчатыми упругими элементами 14.

При затормаживании привод тормоза отключается, пружина 8 разжимается и посредством тяги 7 поворачивает вниз трехплечий рычаг 5, при этом рычаги 2 и 3 сходятся до соприкосновения фрикционных накладок

12 с поверхностью тормозного шкива 13.

В начальный момент соприкосновения тормозные рычаги 2 и 3 сжимают возвратные пластинчатые упругие элементы 14, освобождая при этом пальцы 9 от контакта с внешней поверхностью 15 направляющих пазов 11 и выбирая зазор между пальцами 9 и внутренней поверхностью 16 пазов 11. Од5

45 новременно при соприкосновении фрикционных накладок 12 и шкива 13 возникает тормозной момент, направленный против вращающего момента шкива 13, а поскольку последний больше первого, тормозные колодки 10 начинают перемещаться со шкивом 13 в направлении его вращения.

Движение тормозных колодок 10 вместе с прикрепленными к ним возвратными пластинчатыми упругими элементами 14 относительно пальцев 9 и тормозных рычагов 2 и 3 определяется характером и величиной кривизны внутренней поверхности 16 направляющих пазов 11 и жесткостью упругих элементов 14. Возвратные упругие элементы 14 имеют малую жесткость и предназначены для возврата колодок 10 в исходное начальное положение. Поэтому при движении колодок 10 относительно пальцев 9 на участке паза, имеющего кривизну радиуса R паза, упругие элементы 14 сжимаются и создают незначительное дополнительное радиальное упругое поджатие колодок 10 к шкиву 13. При этом в связи с упругим восприятием усилия рабочей пружины 8 и одновременным поворотом колодок 10 достигается распределение ударного тормозного усилия на шкив 13 во времени, что существенно повышает плавность торможения, особенно в начальный момент наложения коло док 10 на шкив 13.

При дальнейшем движении колодок 10 относительно пальцев 9 на участках паза 11 с обратной кривизной радиуса Ri вблизи крайних положений колодок 1О последние получают жесткое дополнительное радиальное усилие от пальцев 9 и создают значительное дополнительное усилие на тормозной шкив 13. Дополнительное усилие определяется кривизной радиуса R . При этом происходит самоторможение и самозаклинивание шкива 13 вместе с колодками 10 и возвратными упругими элементами 14 в тормозных рычагах 2 и 3. Тормозной шкив 13 останавливается. Величина тормозного момента на шкиве 13, плавно возрастая в процессе торможения, на завершающем этапе достигает номинального значения и превышает его за счет дополнительного тормозного усилия от поворота тормозных колодок 10.

1. Тормоз, содержащий шкив, рычаги, привод, связанный с рычагами, тормозные колодки с направляющими пазами, центральные участки поверхностей которых, обращенные к шкиву, выполнены в виде дуги с центром, совпадающим с осью шкива, и упругие элементы, связывающие тормозные колодки и рычаги, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения плавности включения, участки упомянутых поверхностей, смежных с центральными участками, выполнены в виде дуг, 1581925 внешне сопряженных с дугами центральных участков и имеющих радиус, меньший радиуса центрального участка.

2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что упругие элементы закреплены на тормозных колодках.

Составитель А. Безуглый

Редактор М. Петрова Техред А. Кравчук Корректор Н. Ревская

Заказ 2076 Тираж 533 Подписное .ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1I3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, IOI

Тормоз Тормоз Тормоз 

 

Похожие патенты:

Тормоз // 1350106
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в грузоподъемных машинах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам, и может быть использовано в автоматических машинах, управляемых от распределительного вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в колодочных тормозах транспортных и грузоподъемных машин и механизмов

Наверх