Совмещенный коллекторный двигатель-тахогенератор

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель - повышение точности контроля частоты вращения. Обмотка якоря и обмотка возбуждения включены последовательно и могут быть подсоединены к сети переменного или постоянного тока. Статор выполнен в виде жестко соединенных, аксиально смещенных пакетов пластин. Пластины крайних пакетов имеют только главные полюса, а пластины среднего пакета содержат дополнительные выступы, являющиеся полюсами тахогенератора /Т/, расположенные со сдвигом относительно друг друга на целое число зубцовых делений ротора. Т содержит две обмотки - выходную и обмотку возбуждения. Каждая из обмоток выполнена в виде двух последовательно встречно включенных равновитковых катушек, одна из которых размещена на одном полюсе Т, а другая - на его втором полюсе. При вращении ротора и питании обмотки возбуждения Т постоянным током в выходной обмотке Т наводится ЭДС, амплитуда и частота которой прямо пропорциональны частоте вращения. При работе машины в режиме двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением в качестве выходной обмотки Т может быть использована любая из его обмоток или обмотка, полученная при последовательно-согласном включении обмотки возбуждения Т и выходной обмотки Т. 4 ил.

СС!ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (Ц1)5 H 02 К 23/66

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЩРЩИЯЦ

ПРИ ГКНТ СССР

К А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 448754!/24-07 (22) 28.09.88 (46) 30.07.90. Бюл..У 28 (71) Рижский политехнический институт им. А.Я. Пельше (72) С.С.Петров, Я.П. Грейвулис, Л.С. Рыбицкий и И.В. Авкштоль (53) 621.313.333(088.8) (56) Авторское свидетельство .СССР

В 544058, кл. Н 02 К 21/26, 1977.

Авторское свидетельство СССР

У 980219, кл. Н 02 К 23/66, !982.

Авторское свидетельство СССР

У 1288832, кл. Н 02 К 23/66, 1987. (54) СОВИЕЩЕННЬЙ КОЛЛЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-ТАХОГЕНЕ РАТОР (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель — повышение точности контроля частоты вращения. Об мотка якоря и обмотка возбуждения включены. последовательно и могут быть подсоединены к сети переменного или постоянного тока. Статор выполнен в виде жестко соединенных аксиально смещенных пакетов пластин. Пластины

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям совмещенных электрических машин, содержащих коллекторный двигатель и тахогенератор, и может быть использовано в ручных и автоматизированных электроприводах электроинструментов, применяющихся, например, при шлифовании и сверлении. крайних пакетов имеют только главные1 полюса, а пластины среднего пакета . содержат дополнительные выступы, являющиеся полюсами тахогенератора (Т), расположенные со сдвигом относительно друг друга на целое число зубцовых делений ротора. Т содержит две обмотки — выходную и обмотку возбуждения. Каждая из обмоток выполнена в виде двух последовательно-встречно включенных равновитковых катушек, одна из которых размещена на. одном полюсе Т, а другая — на его втором полюсе. При вращении ротора и питании обмотки возбуждения Т постоянным током в выходной обмотке Т наводится

ЭДС, амплитуда и частота которой прямо пропорциональны частоте вращения.

При работе машины в режиме двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением в качестве выходной обмотки Т может быть использована любая из его обмоток или обмотка, полученная при последовательно-согласном включении обмотки возбуждения Т и выходной обмотки Т. 4 ил.

Цель изобретения — повышение точности контроля частоты вращения.

На фиг..! представлен совмещенный коллекторный двигательттахогенератор, разрез; на фиг. 2 — пакет тахо- генератора, поперечный разрез; на фиг. 3 — схема соединения обмоток тахогенератора; на фиг. 4 — схемы .

1582288 замещения магнитной цепи тахогенератора, Совмещенный коллекторный двигатель-генератор содержит установлен) ный на валу 1 зубчатый магнитопровод ротора 2 двигателя с обмоткой 3 якоря, уложеннрй в пазах, и шихтованный магнитопровод статора 4 с аксиально смещенными и жестко. соединенными между собой пакетами 5-7 (фиг.1).

Крайние пакеты 5 и 7 содержат только главные полюса 8 двигателя, а сред-! ний пакет 6, кроме главных полюсов 8 ,двигателя, содержит равные по ширине ! дополнительные полюса 9 и 10 тахо, генератора, которые расположены по отношению друг к другу со сдвигом по окружности на целое число зубцовых делений ротора 2.

Для обеспечения пупьсации магнит ной проводимости тахогенератора полю са 9 и 10 целесообразно выполнить с, ограничением по ширине ° Ширина полюсов 9 и 10 должна быть не больше величины раскрытия пазов ротора у его периферии. Полюса 9 и 10 тахогенератора отделены от зубцов ротора 2 со, ответственно воздушными зазорами 11 и 12 ра.вной величины. Главные полюса 8 отделены от ротора 2 воздушным зазором 13 и охвачены обмоткой 14 возбуждения двигателя (фиг.2), Катушки 15 и 16 выходной (генераторной) обмотки расположены на палю-

35 сах 9 и 10 соответственно, имеют одинаковое число витков v и соединены между собой последовательно-встречно.

На полюсах 9 и 10 размещены также катушки 17 и 18 обмотки возбуждения тахогенератора, также включенные последовательно-встречно (фиг.3).

Для обеспечения универсальности режимов питания двигателя его обмотка 14 возбуждения включена последова45 . тельно с обмоткой 3 якоря. При этом рн может быть подключен как к сети .псстоянного, так и к сети переменного тока.

Совмещенный коллекторный двигатель-тахогенератор работает следую-щим образом, При подключении двигателя к сети оцнофазного переменного тока по его обмоткам 13 и 14 проходит переменный ток, создающий переменный магнитный поток возбуждения двигателя. Частота изменения тока и потока соответствует частоте сети источника питания. Взаимодействие тока и магнитного потока приводит к развитию пульсирующего ! вращающего момента, при этом ротор 2 вращается. Направление вращающего момента не меняется, так как с изменением направления тока в обмотках 3 и

14 на противоположное изменяется также направление магнитного потока. При этом часть переменного потока одновременно пронизывает полюса 9 и 10 тахогенератора.

Принцип работы тахогенератора за- ключается в следующем. При питании катушек 17 и 18 обмотки возбуждения постоянным током одновременно образуются две системы магнитной цепи. B первой из них поток тахогенератора проходит через пслюс 9, воздушный зазор Il> зубец магнитопровода ротора 2 (фиг,2). Далее этот поток разветвляется на три потока, два равных из которых проходят через воздушные зазоры 13 и главные полюса 8 двигателя„ замыкаясь на полюсе 9, а оставшаяся часть потока через воздушный зазор 12 попадает в полюс 10 тахогенератора, а оттуда по ярму магнитопровода 6 — в полюс 9, Во второй системе магнитная цепь образуется потоком тахогенератора, проходящим через полюс 10 тахогенератора и разветвляющимся на два равных потока в ярме магнитопровода 6. В свою очередь, эти разветвленные равные потоки также раветвляются, но на два неравных, больший из которых попадает в главный полюс 8, через воздушный зазор !

3 проходит через магнитопровод ротора 2, воздушный зазор 12 тахогенератора, замыкаясь на его полюсе 10, а меньший через ярмо магнистопровода 6 попадает в полюс 9, а затем через воздушный зазор 11, магнитопровод рстора 2, воздушный зазор 12 замыкается на полюсе 10.

Схема замещения описанной магнитной цепи для двух систем потоков представлена на фиг. 4 (а — для первой системы потоков; б — для второй).

Из фиг. 4 следует, что результирующие магнитные проводимости для потоков тахогенератора определяются следующим выражением . а. а+гад1 (1)

С 4 2(с +G ) где G G — соответственно магнитные т проводимости воздушных зазоров в области полюсов

82288 6 разностью ЗД „полученных по (?) и (3):

e(t)=е {t)-е {t)=2vFд СщЯздпсде = (ю!

P S1I1@t i

15 тахогенератора и в области главных полюсов двигателя.

Учитывая, что ширина главных полюсов 8 двигателя.по крайней мере на порядок больше ширины полюсов 9 и 10 тахогенератора, величиной С по сравнению с постоянной величиной Сд в скобках выражения (1) можно правомерно пренебречь. При этом G G

При вращающемся роторе первая (основная) гармоника магнитной проводимости в воздушных зазорах 11 и 12 изменяется по периодическому закону

G =С =g +С coscot, где С,g „ — соответственно постоянная составляющая и амплитуда переменной составляющей. магнитной проводимости воздушных зазоров l! и 12 тахогенератора; текущее время, с; со — угловая частота, рад/с, Гя

30 где Z — число зубцов ротора, и — частота вращения ротора, об/мин.

По такому же закону изменяются первые гармоники магнитных потоков в зазорах 11 и 12 тахогенератора

Ф = Ф "=Г С =Г,(С,+С„1=оэ ) где F, — МДС каждой из катушек 17 и

18 обмотки возбуждения тахогенератора Го=Тоv,, причем т,,w — соответственно величина постоянного тока и число витков каждой из катушек 17 и 18 обмотки возбуждения тахогенератора.

При.идентичной ориентации катушек 15 и 16, 17 и 18 относительно оснований и наконечников полюсов

9 и 10 в катушках 15 и !6 на одноименных зажимах наводятся ЭДС, первые гармоники которых изменяются по законам:

Ъ! ф " е 1() -у =уР G i3iz1 Mt (2) Д б яГ 4 (41! е (t) w = Fo csin mt ° . (3) При последовательно-встречном соединении катушек 15 и 16 в выходной . обмотке тахогенератора"наводится ЭДС с первой гармоникой, определяемой!

О

f5

50 где e =2vF, С„сд — амплитуда ЭДС . выходной обмотки.

Из (4) следует, что амплитуда и частота выходного сигнала прямо пропорциональна частоте вращения, причем независимо от гармонического состана потоков Ф т, ф частота выходно (/ и 1J го сигнала ж е т к о связана с ч а Сто той вращения .

П ри описании и ринцип а работы тахогенератора н е рассматривались составл яющи е переменного потока двигателя, т ак к ак при по сл е цо в а т ельн о- встречном включении катушек l 5 и 1 6 в выходной обмотке ЭДС о т с о с т авляюших переменного потока двигателя взаимно уничтожаются .

В качестве постоянного напряжения питания обмотки возбуждения т ахо генер ат о р а может быть использовано . киже н н о е выпрямленное и сглаженное напряжение сети и е р еменно го т о ка .

Если устройство ра б о т а ет в режиме двигателя постоянного тока с последо в а т ел ь ным возбуждением, то дополнительного питания о бмо тки в о з бужде ния т ах о ге н е р а то р а не требуется, т ак ка к необходимый поток создается пос то янным током обмотки 4 возбуждения двигателя . В этом случае в качестве выходной обмотки может быть исполь з ов а и а любая из обмоток тахо г ене ра то ра или обмотка, образованная по следова тел ь н о - согласным включением обмотки возбуждения т ах о ген е рато ра и его выходной обмоткой .

Иэ о б ретение обеспечивает повышение точности контроля час т оты вращения за счет исключения влияния пуль саций тока в обмотке возбуждения тахо г енера то ра на идентичность законов пульсации потоков в воздушных з аэ о р ах 1 1 и 1 2 тахогене ратора . Это достигается за счет размещения второй дополнительной катушки обмотки возбуждения тахо гене ратор а . Кроме того, р азмеще -1 ние пакета тахогенератора в середине между крайними. содержащими только главные полюса 8, пакетами исключает влияние выполняемых на близкой к торцу поверхности зубцов ротора,баланси ровочных углублений на качество вы"

1582288 ходйого сигнала тахогенератора, что йовышает точность контроля частоты вращения..

Формула изобретения

Совмещенный коллекторный двига гель-тахогенератор, содержащий ротор пазами, в которых размещена якорая обмотка, статор в виде трех акиально смещенных пакетов с главныполюсами, на которых установлена бмотка возбуждения двигателя, магни гопровод тахогенератора, выполненный

Э виде пакета пластин с дополнитель«плми полюсами равной длины, охваченНыми своей обмоткой возбуждения

И выходной обмоткой, выполненной иэ двух равновитковых катушек, включенных последовательна-встречно, каждая из которых расположена на соответствующем полюсе магнитопровода тахогенератора, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что,с целью повышения точности контроля частоты вращения, пакет пластин магнитопровода размещен между крайними пакетами статора, полюса его расположены относительно друг друга со сдвигом на целое число зубцовых делений ротора, а обмотка возбуждения тахогенератора выполнена в виде двух равновитковых последовательно-встречно включенных катушек, одна иэ которых расположена на одном полюсе, а другая — на его втором полюсе.

1582288 абф авйзвзыю (ft) Составитель С. Шутова

Редактор А. Огар Техред И,Хцдапнч Корректор М. Кучерявая

Заказ 2094

Тираж 443

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Совмещенный коллекторный двигатель-тахогенератор Совмещенный коллекторный двигатель-тахогенератор Совмещенный коллекторный двигатель-тахогенератор Совмещенный коллекторный двигатель-тахогенератор Совмещенный коллекторный двигатель-тахогенератор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к электромашинным агрегатам

Изобретение относится к электротехнике , в частности к совмещенным электрическим машинам, например, содержащим двигатель постоянного тока и магнитный усилитель

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к сов мещенным двигателям-тахогенераторам постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно к совмещенным коллекторным машинам

Изобретение относится к электролехнике, а именно к эл

Изобретение относится к универсальным коллекторным двигателям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам для искрогашения электродвигателей с колоколообразным якорем

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям универсальных электрических машин модульного типа, и предназначено для использования в любых отраслях народного хозяйства в качестве генератора постоянного тока, однофазного или многофазного генератора переменного тока, скоростной или низкооборотной машины постоянного тока, однофазного или многофазного двигателя переменного тока, сварочного аппарата переменного или постоянного тока, измерительного устройства, преобразователя напряжения и тока

Изобретение относится к устройствам переключения вращения по часовой стрелке и против часовой стрелки электроинструмента

Изобретение относится к электротехнике, к конструированию электродвигателей с усилителями крутящего момента. Технический результат состоит в повышении мощности, уменьшении потребления электроэнергии и экономии цветных металлов. Электродвигатель содержит корпус с опорной плитой, закрытый передней и задней крышками, свободный конец вала с якорем пропущен в отверстие передней крышки. Якорь выполнен в форме двух инерционных механизмов, закрепленных на валу, одинаковых по конструкции, развернутых в горизонтальной плоскости один относительно другого на 180 градусов, продольные оси которых перпендикулярны продольной плоскости вала. Каждый инерционный механизм содержит круглый корпус, закрытый с передней торцевой стороны и имеющий на ней центральное отверстие. С наружной торцевой стороны корпуса закреплена неподвижная зубчатая шестерня. В задней части корпус закрыт задней крышкой с центральным отверстием, на наружной поверхности задней крышки корпуса закреплен приводной электродвигатель постоянного тока. Внутри корпуса размещена планетарная передача, входное звено которой соединено с валом приводного электродвигатели, а выходное звено - с горизонтальным валом с крестовиной, на четырех концах которой установлены свободно сидящие на осях шестерни с дебалансами, входящие в зацепление с неподвижной зубчатой шестерней. Каждый последующий дебаланс на шестернях крестовины смещен относительно предыдущего на 90 градусов. На якорном валу, на изоляционной втулке закреплены два токовых кольца, контактирующих с угольными щетками. Положительные выводы обоих приводных электродвигателей электрически соединены с одним токовым кольцом, а отрицательные выводы соединены с другим токовым кольцом. 9 ил.

Изобретение относится к приводному инструменту, снабженному трехфазным бесщеточным электродвигателем, а конкретнее к способу управления выходной характеристикой электродвигателя приводного инструмента. Технический результат заключается в создании простого способа управления выходной характеристикой бесщеточного двигателя в приводном инструменте путем регулирования числа витков катушки, входящей в состав статорной обмотки. Приводной инструмент содержит бесщеточный двигатель, который включает в себя ротор с постоянным магнитом, цилиндрический статор и трехфазные статорные обмотки. Множество пазов выполнено на внутренней поверхности статора с заданными интервалами в окружном направлении. Каждая из трех статорных обмоток образована множеством катушек, намотанных в пазах статора и соединенных друг с другом. Общее число витков катушек, намотанных в пазах каждой фазы, одинаково для трех фаз и не кратно числу пазов каждой фазы. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 27 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электродвигателям приводов вспомогательного оборудования подвижных объектов. Технический результат - повышение эффективности работы коллекторного узла и статора двигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Устройство электродвигателя постоянного тока повышенной механической мощности с возбуждением статора от постоянных магнитов и электронной коммутацией коллекторных пластин характеризуется тем, что содержит статор, выполненный в виде цилиндрического магнитопроводящего корпуса с размещенными на внутренней поверхности диаметрально расположенными полюсами возбуждения, выполненными из полюсных постоянных магнитов на основе сплавов неодим-железо-бор (Nd-Fe-B, NdFeB). Пластины коллектора соединены проводом с обмоткой якоря. На валу якоря между коллектором и боковой крышкой размещен стробоскопический диск с прорезями по центру пластин коллектора. На боковой крышке, включающей щеточные траверсы, на которых закреплены щеткодержатели с щетками, размещена оптопара, дающая сигнал на электронную схему, которая, в свою очередь, в момент нахождения щетки по центру пластины подает импульс тока, исключая искрообразование при переходном процессе. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в расширении эксплуатационных возможностей. Стабилизированный радиально-аксиальный бесконтактный электрический генератор содержит корпус. В нижней части корпуса установлен стабилизатор напряжения, содержащий блок питания для подключения к аккумуляторной батарее, реактор, блок сравнения, блок формирования пилообразного сигнала, выход которого подключен к инвертирующему входу блока сравнения, блок формирования управляющего сигнала, выход которого подкючен к неинвертирующему входу блока сравнения, полевой транзистор, база которого подключена к выходу блока сравнения, а эмиттер подключен к положительному выходу многофазного двухполупериодного выпрямителя. Коллектор полевого транзистора подключен к первой клемме реактора, ко второй клемме которого подключен сглаживающий конденсатор. Блок сравнения выполнен на первом операционном усилителе. Блок формирования пилообразного сигнала содержит генератор прямоугольных импульсов, состоящий из второго операционного усилителя, первого резистора положительной обратной связи, подключенного к выходу и неинвертирующему входу второго операционного усилителя. Генератор пилообразного сигнала состоит из третьего операционного усилителя, второго резистора положительной обратной связи, подключенного к выходу третьего операционного усилителя и неинвертирующему входу второго операционного усилителя, интегрирующего конденсатора отрицательной обратной связи, подключенного к выходу и инвертирующему входу третьего операционного усилителя. Подключенный к блоку питания делитель напряжения состоит из первого и второго резисторов, выход которого подключен к инвертирующему входу второго операционного усилителя и к неинвертирующему входу третьего операционного усилителя. Резистор подключен к выходу второго операционного усилителя и инвертирующему входу третьего операционного усилителя. Блок формирования управляющего сигнала генератора содержит четвертый операционный усилитель, регулировочный резистор, подключенный к блоку питания, первый понижающий резистор, подключенный к положительному выходу выпрямителя и инвертирующему входу четвертого операционного усилителя. Второй понижающий резистор подключен к регулировочному резистору и неинвертирующему входу четвертого операционного усилителя. Резистор отрицательной обратной связи подключен к выходу и инвертирующему входу четвертого операционного усилителя. Резистор смещения подключен к неинвертирующему входу четвертого операционного усилителя, определяющий величину смещения напряжения на неинвертирующем входе четвертого операционного усилителя. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх