Магнитоэлектрический линейный двигатель

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах линейного перемещения. Цель изобретения - увеличение тягового усилия путем повышения коэффициента использования постоянных магнитов. Двигатель состоит из первичной части, содержащей пластины постоянных магнитов 1, чередующиеся с пластинами 2 и 3 магнитопровода, сдвинутыми в обе стороны относительно оси двигателя и образующими двухстороннюю зубцовую зону, к каждому зубцу которой прилегают пластины постоянных магнитов одной полярности, и из вторичной части 11, образованной полюсными выступами, размещенными с обеих сторон зубцовой зоны и сдвинутыми друг относительно друга на половину зубцового деления первичной части. Положительный эффект достигается увеличением магнитного потока в воздушном зазоре. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

СО!ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ()9) И)) А1

Щ)5 Н 02 К 41/035

Попюс1 4 с2

fQ ! a j

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4333843/24-07 (?2) 25.11.87 (46) 30,07,90.Бюп. У 28 (71) Одесский политехнический институт (2). Г,А.Абильсиитов, В. В. Гололобов, А.Н.Грезев, A.Ä.Èâëåâ, Д.А.Ивлев, В.Е.Кашин, В.И.Леонидов, H,В.Меркулов, С.Б.Осадчий и О.О,Семенов (53) 6?1.313.282 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1! 1136269, кл. H 02 К 41/035, !983. (54) МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ

ДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах линейного перемещения, Цель изобретения — увеличение тягового усилия путем повышения коэффициента использования ITocToRHHbIx магии)тов.

Двигатель состоит иэ первичной части, содержащей пластины постоянных магнитов !, чередующиеся с пластинами 2 и 3 магнитопровода, сдвинутыми в обе стороны относительно оси двигателя и образующими двухстороннюю эубцовую зону, к каждому зубцу которой прилегают пластины постоянных магнитов одной полярности, и из вто; ричной части 11, образованной полюсными выступами, размещенными с обеих сторон зубцовой эоны и сдвинутыми друг относительно друга на половину зубцового деления первичной части.

Положительный эффект достигается уве. личением магнитного потока в воздушном зазоре. 2 э.п. ф-лы, 10 ил.

3 1 582295 4 лей 5 и 6 и,соответственно, высота части ферромагнитных пластин 2 и 3, на которых установлены замыкатели 5 и б, выбирается исходя из допустимого значения потока рассеяния ф „ (фиг.3) . В образованных таким обраsoM окнах 7 (фиг.3 и 4) верхней части магнитопровода якоря и окнах 8 нижней его части устанавливаются секции 9 и 10 компенсационной обмотки (фиг.8) соответственно. Назначение их аналогично"подобным обмоткам вращательных машин постоянного тока — компенсация влияния магнитного поля токов обмотки якоря на основное магнитное поле двигателя, Вторичная часть двигателя состоит из ряда П-образных ферромагнитных полюсных структур 11, длиной в о(7 каждая,.установленных одна от другой вдоль хода на расстоянии (2-o() °

Ввиду специфики конструктивной схемы первичной части одна сторона каждой из полюсных структур 11 вторичной части сдвинута относительно другой на величину t /?, где величина зубцового деления якоря, чем обеспечивается магнитная симметрия для проводников обмотки якоря обеих его сторон.

Как у двигателя, выбранного.в качестве прототипа, так и в других известных магнитоэлектрических линейных двигателях постоянного тока индукторного типа основной магнитный поток Ф возбуждается частью постоянного магйита, соответствующего площади полюсного деления активной поверхности якоря (S = 1, где и

1л — активная длина проводника обмотки якоря), Из соотношения, отражающего равен" ство магнитного потока в рабочем воздушном зазоре и в постоянном магните на площади в Sn, ВЛ.SM

ФФ = Ф Bd, 2„1Х = —.-Л вЂ”Bhh. Г 1Ф !

6 магнитная индукция .в рабочем воздушном зазоре определяется выражением (2) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах воз вр атно" поступательного и прямолинейного перемеще5 ний производственных и транспортных механизмов.

Цель изобретения — увеличение тя.гового усилия путем повышения коэффициента использования постоянных маг- 10 ! нитов

На фиг. 1 изображена конструкция двигателя, вид с торца;,на фиг.2— сечение А-А на фиг. l; на фиг.З вЂ” се,чение Б-Б на фиг. l на фиг.4 — аксо- >5 нометрия, на фиг,5 — аксонометрия частей магнитопровода якоря двигате ля; на фиг.б — сечение Д-А на фиг.l (двигатель для варианта с зубцами

,трапециевидной формы )1 на фиг.7 — 20

lфрагмент магнитопровода якоря с зуб-! цами трапециевидной формы, аксоно, метрия, н а фи г. 8 — способ р аз мещени я ! секций компенсационной обмотки, ак сонометрия; на фиг.9 — способ компен- 25

1 сации магнитного потока реакции якоря (представлена одна сторона яко.Ря с замыкателем, условно расположенным в плоскости зубцов); на фиг,10— то же, сдвиг на величину полюсного де-30 ления, Магнитоэлектрический линейный двигатель (фиг. 1 — 4) состоит из первичной части (магнитопровода якоря), включающей в себя пластины постоянных 3 магнитов 1, чередующиеся с пластинами

2 и 3 магнитопровода, которые сдвинуты в обе стороны относительно оси двигателя, Высота пластины h ф „ больше ширины магнитов Ьм на величину 40 высоты зубца: h = h„= h 4, „-Ь,„. .При этом выступающие концы ферромагнитных пластин 2 образуют пазы для укладки секций обмотки якоря 4 одной стороны двухстороннего магнитопрово- 45 да якоря двигателя, а выступающие концы ферромагнитных пластин 3 образуют пазы другой его стороны, Таким образом, в предлагаемом двигателе шиРина паза Ь „= 2h м+ Ь 2

Честь ферромагнитных пластин 3 в зоне средней беспазовой части магнитопровода якоря объединена ферромагнит"

ahtM замыкателем 5, а часть пластин

2 — ферромагнитным замыкателем 6 (фиг.3 — 5}. Для возможности уста"

55 новки замыкателей 5 и 6 пластины.2 и 3 выполняются Г-образного вида, причем высота расположения замыкатес5 6 между полюсообразующимя структурами

11, замыкается по следующей магнитной цепи: пластины магнитов 1 (поляр--.. ностью Я к Ферромагчитным пласти"

5 нам 2), ферромагнитные пластины 2. (в межполюсиой зоне), замыкатель 6, зубцовая зона пластин 2 в зоне полюсов 11, воздушный зазор д,, полюсная структура 11, воздушный зазор 4», зубцовая зона пластин 3 в зоне полюс ой структуры 11, замыкатель 5, Фер" ромагнитные пластины 3 (в межполюской зоне), пластины магнитов 1 (полярностью Я r. Ферромагнитным пластинам 3).

Учитывая, что при установке эамыкателей 5 и 6 магнитньй поток

Р ф +» на каждом участке активной поверхности магнитопровода якоря площадью в t .Т / возбуждается четырьмя пластинами постоянных магf нитов общей площадью Я, = 4Я

4b lg, величина магнитной индук5 ции в рабочем воздушном зазоре определяется выражением

15 822 (2 lq

В = В„„

В описываемом двигателе (фиг,2) при прочих равных условиях 10 где Ь вЂ” ширина постоянного магнита

15 (коэффициент 2 учитывает то, что магнитный поток на каждой площади в

t 1 g возбуждается двумя магнитами).

Тогда 2О

Следовательно, уже в варианте изготовления двигателя без внешних замыкателей 5 и 6 (Фиг,2 — 4) при Ъ „ = величина магнитной индукции в рабочем воздушном зазоре в два раза больше, чем у прототила, что увеличивает удельное тяговое усилие двигателя, С целью дальнейшего повышения коэффициента использования всех постоянных магнитов в предлагаемом двигателе все ферромагнитные пластины (фиг,3 и 4), образующие зубцовую зону одной стороны магнитопровода якоря, 1 объединяются ферромагнитным з амыкателем 5, расположенным над средней беспазовой его зоной, а все ферромагнитные пластины 2, образуюпде эубцовую зону первичной части., объединяются ферромагнитным замыкателем 6, устанавливаемым под ее средней беспазовой частью.

Такое расположение замыкателей 5 и 6 (фиг.3 — 5) позволяет дополнительно использовать для создания основного магнитного потока Ф„ (фиг,1) все пластины постоянных магнитов 1, находящихся в данный момент в зоне промежутка между полюсообразующими структурами 11 (фиг.З вЂ” 5).

При наличии замыкателей 5 и 6 (Фиг.З вЂ” 5) дополнительный магнит55 ный поток Ф, возбуждаемый ппастина1 ми постоянных магнитов 1, находящихся в данный момент в зоне промежутка где Ь вЂ” коэффициент рассеяния магнита, Приняв о(р= 0,8 и Й вЂ” 1,25 получим для протогипа

В 2 ° Ьм 1У ч = gg By t 1 р Н

2 (3) Вм 2 Ьи br

В!- — — — — --2В„-—

4ХЬ tÅ " t2

rl Ьм

В =4 В (5) ф я

2 т.е. замыкатели 5 и 6 (Фиг.3 и 4) уже при равенстве Ь = t позволям Z ют в четыре оаза увеличить величину магнитной индукции в рабочем воздушном зазоре по сравнению с прототипом и тем самым повысить коэффициент использования постоянных магнитов системы возбуждения двигателя до 100Х (приняв у прототипа за 50K) при соответствующем увеличении его удель-. ного тягового усилия, Дальнейшее уве.

И личение значеж я В у возможно путем выбора соответствующих значений Ь „, H а2

Таким образом, конструктивная схе" ма магнитопровода якоря двигателя позволяет получить высокие значения величины магнитной индукции в рабочем воздушном зазоре даже при использовании дешевых и широко распростра-1 ненных постоянных магнитов с малыми значениями величины остаточной магнитной, индукции, например ферритов (В„, = 0,2-0,4 T)..

С целью устранения влияния насыще. ния стали зубцовой зоны магнитопровода якоря ферромагнитные пластины

12 и 13 (фиг,6 и 7), ограничивающие цостоянныв магниты 14, выполняются трапецеидальной формы, что при од1582295 новременном уменьшении степени насыщения зубцдв позволяет умвньшить.коэффициент воздушного зазора Кп и, соответственно, MgC воздушного зазора.

В линейном двигателе в варианте его исполнения без ферромагнитных замыкателей 5 и 6 магнитный поток реакции якоря фр (фиг,2) резко ослаблен наличием пути его замыкания ,, ряда пластин постоянных магнитов 1, обладающих, как известно„ значитель ным магнитным сопротивлением для внешнегр магнитного потока. Следова-!, тельно, такой двигатель, обеспечивая в рабочем воздушном зазоре магнитную ! индукцию, большую, как минимум, в два раза по сравнению с прототипом, обладает и высокой перегрузочной способностью, и, соответственно, высоким быстродействием, что важно для двигателей, встраиваемых в промьпнленные механизмы, работающие в динамичных режимах, 20 Установка замыкателей 5 и 6 (фиг. 3 25 и 4) одновременно со значительным увеличением магнитной индукции в рабочем воздушном зазоре и, соответст-, венно, увеличением удельного тягового усилия обеспечивает и путь замыкания магнитного потока реакции якоря, минуя пластины постоянных магнитов 1 (фиг.8 — 10), Такие двигатели возможны для использования в механизмах с основной статической нагрузкой со сравнительно малыми требованиями к динамике электропривода, например для камнерезных станков, транспортных установок и др, При встройке такого двиГателя в нромьппленную установку ра 40 ботающую в основном,в динамических режимах, например машину термической либо лазерной резки, необходимы

-меры для компенсации магнитного поля р еакци и якоря. 45

С целью компенсации магнитного поля реакции якоря на замыкателях 5 и 6 (фиг.1,3,8 — 10) размещаются секции

9 и 10 компенсационной обмотки. Последние, как и их аналоги во вращательных двигателях постоянного тока, вклю-. чаются последовательно с обмоткой якоря так, чтобы магнитный поток созданный токами их проводников, был направлен встречно магнитному потоку реакции якоря ф„,„(фиг.8 — 10).

Таким образом, предлагаемая конструктивная схема двигателя, в котором магнитопровод якоря образован компоновкой ориентированных поперек его длины чередующихся пластин постоянных магнитов 1 (фиг,2 — 4) и ферромагнитных пластин 2 и 3, формирующих одновременно зубцовые зоны двухсторонней перичной части, в которых размещены секции обмотки якоря 4, позволяет получить увеличение удельного тягового усилия двигателя по сравнению с прототипом путем повьппвния значения магнитной индукции в рабочем воздушном зазоре (так как тяговое усилие Р— — В ) при сохранении его высокой перегрузочной способности как способом, присущим прототипу, так и использованием специальной компенсационной обмотки.

Двигатель работает следующим образом.

1ЩС постоянных магнитов 1 (фиг.! и 2) создает магнитный поток ф, При. подаче питания на якорную обмотку 4 ее проводники начинают обтекаться током. Взаимодействием магнитного потока и токов проводников, лежащих против ферромагнитных полюсов ll вторичной части, создается электромагнитная сила, под действием которой подвижная часть начинает перемещаться например, вправо для указанных направлений тока и потока по фиг,2, Электромеханический или полупроводниковый коммутатор переключает токи секций по мере движения так, чтобы проводники якорной обмотки 4, находящиеся в каждый момент против полюсов 1!,имели одно и то же направление при движении в одну сторону. Регулирование скорости и реверс двигателя производится ана" логично методом, применяемым.в обычных электроприводах постоянного тока.

Формула изобретения

1, Иагнитоэлектрический линейный двигатель, состоящий из первичной части, содержащей зубчатый пластинчатый магнитопровод с обмотками якоря и элементами возбуждения в виде постоянных магнитов, и вторичной части в виде ферромагнитных полюсов, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения тягового усилия путем повьппения коэффициента использования постоянных магнитов, постоянные магниты выполнены в виде отдельных элементов, чередующихся с пластинами магнитопровода, сдвинутыми в обе стороны от"

1582295 носительно оси двигателя ..выступающие концы которых образуют двухстороннюю зубцовую зону, постоянные магниты одной полярности размещены с обеих сторон каждого зубца, а полюса вторичной части размещены с обеих ,сторон зубцовой зоны и сдвинуты друг относительно друга на половину зубцового деления первичной части. 10

2 Двигатель по п,1, о т л и— ч а ю шийся тем, что он снабжен замыкателями магнитного потока, установленными на пластинах магнитопровода.

3. Двигатель по п.2, о т л и ч аю шийся тем, что он.снабжен компенсационными обмотками, размещенными на замыкателях магнитного потока. е

)532295

1582295

) 582295

1582295

158? 29-5

Составитель Т,Цынская

Редактор И.Петрова Техред М.Ходанпч

Корректор А,Обручар

Тираж 451

Подписное

Заказ 2094

ВКККПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул . Гагарина, 101

Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель Магнитоэлектрический линейный двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах возвратно-поступательного и линейного перемещений

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах для поступательно-вращательного перемещения

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам, обеспечивающим линейное перемещение рабочего органа

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах возвратно-поступательного перемещения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в линейных электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в линейном электроприводе

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов, предназначенных для осуществления прямолинейного и возвратно-поступательного движения двух подвижных опор, например протяженных порталов, конвейерных установок и других аналогочных промышленных и транспортных механизмов

Изобретение относится к электротехнике, к электромашиностроению и может быть использовано в устройствах автоматики

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах линейного перемещения промышленных механизмов с широким диапазоном регулирования скорости

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах промышленных роботов и манипуляторов

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам с линейным перемещением рабочего органа, и может быть использовано в приводах молотов кузнечно-прессового оборудования

Изобретение относится к области электрических машин с ускорением линейного возвратно-поступательного перемещения рабочего органа и может быть использовано в приводах молотов кузнечно-прессового оборудования, для забивки в грунт свай, разрушения асфальтобетона

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электротехническим устройствам, преобразующим сигналы электрического тока в механические и может быть использовано в приборостроении в качестве электродвигателя возвратно-поступательного движения, а также в качестве вибровозбудителя в строительном, горном и других видах оборудования

Изобретение относится к электротехнике, является электрической машиной, которая может найти применение в транспортных средствах, для транспортировки грузов и т.д

Изобретение относится к области электротехники и электромеханики и может быть использовано в ударных приводах машин и механизмов, которые предназначены для создания циклических ударных импульсов, например, деформации технологических объектов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в линейных машинах с раздельными магнитопроводами фаз

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода устройств возвратно-поступательного дви^ ж^ния
Наверх