Инвалидная коляска
Изобретение может быть использовано при движении по ровной поверхности и лестничным маршам и позволяет повысить устойчивость, плавность и сохранить горизонтальное положение сиденья при движении по лестничным маршам. Для этого к раме коляски прикреплены две полозовидные опоры 6, имеющие возможность перемещения относительно плоскости, проходящей через точки опоры колес 3 и 5, а радиальные телескопические штыри 14 с эластичными наконечниками 15, установленные на ведущих колесах 3, выполнены подпружиненными. Сиденье 2 через рычаг 13, шарнирно закрепленный на раме 1, связано с последней. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 А 61 G 5/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4439198/28-!4 (22) 13.06.88 (46) 23.08.90. Бюл. № 31 (71) Иркутский авиационный завод им. 60-летия Союза ССР (72) Л. Б. Ретюнский (53) 415.275(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1069810, кл. А 6! G 5/02, 1984.
Авторское свидетельство СССР № 683738, кл. А 61 G 5/02, 1976, (54) ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА (57) Изобретение может быть использовано при движении по ровной поверхÄÄSUÄÄ 1586706 А 1 ности и лестничным маршам и позволяет повысить устойчивость, плавность и сохранить горизонтальное положение сиденья при движении по лестничным маршам. Для этого к раме коляски прикреплены две полозовидные опоры 6, имеющие возможность перемещения относи тельно плоскости, проходящей через точки опоры колес 3 и 5, а радиальные телескопические штыри с эластичными наконечниками 15, установленные на ведущих колесах 3, выполнены подпружиненными.
Сиденье 2 через рычаг 13, шарнирно закрепленный на раме 1, связано с последней. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
1586706
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к коляскам для инвалидов, и может быть использовано для передвижения по ровной поверхности и по лестничным маршам.
Цель изобретения — повышение усттойчивости, плавности и сохранение горизонтального положения сиденья коляски при движении по лестничным маршам.
На фиг. 1 изображена коляска при движении по ровной поверхности; на фиг. 2 и 3 — то же, при движении по лестничным маршам; на фиг. 4 — рама с полозами; на фиг. 5 — подпружиненный радиальный телескопический штырь.
Коляска содержит раму 1, сиденье 2, ведущие колеса 3 с приводом от храпового механизма 4, ведомые колеса 5 и полозовидные опоры 6. Каждое ведущее колесо 3 имеет тормоз, управляемый рукояткой 7. На сиденье 2 размещены опоры 8, в которых установлен с возможностью вращения винт 9, соединенный гибким валом 10 с рукояткой 11, размещенной на сиденье 2. На винте 9 находится гайка 12, шарнирно соединенная с концом рычага 13, выполненного в виде вилки, второй конец которого шарнирно соединен с рамой 1. Ведущие колеса 3 снабжены штырями 14 с эластичными наконечниками 15, выполненными из материала, имеющего хорошие сцепные свойства с поверхностью ступеней лестниц. Штыри 14 телескопически установлены в радиальных направляющих 16 ведущих колес 3, относительно которых могут быть зафиксированы в положении, когда наконечники 15 штырей 14 находятся внутри наружного диаметра ведущего колеса 3 за счет вхождения подпружиненного выступа фиксатора
l7 направляющей 16 в отверстие 18 штыря, а также штыри 14 могут упруго задвигаться благодаря пружине 19 в положении, когда наконечники 15 штырей 14 выведены за пределы наружного диаметра ведущего колеса 3, преобразовав его в колесо штурвального типа. Полозовидные опоры
6, расположенные параллельно плоскости, проходящей через точки опоры колес, и имеющие возможность перемещения относительно нее, выполнены с отклоненными вверх концами и плоской опорной поверхностью. Опоры 6 соединены поперечинами
20 и 21 и прикреплены к раме 1 с помощью рычагов 22 и 23, шарнирно соединенных между собой. Рычаг 22 одним концом шарнирно присоединен к раме 1, а другим концом прикреплен с возможностью перемещения к направляющим 24, расположенным на поперечине 20. Рычаг 23 одним концом шарнирно присоединен к поперечине 21, а другим концом, выполненным в виде вилки, шарнирно соединен с ползуном 25, перемещающимся в направляющих 26 при вращении винта 27. Винт 27
55 соединен гибким валом 28 с рукояткой 29, установленной на сиденье 2.
Коляска работает следующим образом.
Движение по ровным участкам происходит на ведущих 3 и ведомых 5 колесах.
При этом штыри 14 зафиксированы в задвинутом положении фиксаторами 17 и наконечники 15 находятся внутри наружного диаметра ведущего колеса 3. Полозовидные опоры 6 находятся в поднятом положении. Последовательным вращением храпового механизма 4 перемещают коляску в выбранном направлении.
Перед движением по лестничному маршу опускают полозовидные опоры 6 до уровня плоскости, проходящей через точки опоры ведущих колес 3 и ведомых колес 5.
Опускание или подъем полозовидных опор 6 производится вращением рукоятки 29, при этом крутящий момент через гибкий вал 28 передается винту 27, который, вращаясь, перемещает ползун 25 по направляющим 26, вместе с ползуном 25 перемещается рычаг
23, соединенный с рычагом 22.
Фиксаторы 17 выводят из отверстий 18 штырей 14 и штыри 14 с наконечниками 15 под действием пружин 19 выдвигаются за пределы наружных диаметров ведущих колес 3. Пружины 19 подбираются из условия, что при положении коляски с инвалидом на ровной поверхности во время выпуска штырей 14 не происходит отрыва наружного диаметра ведущего колеса 3 от этой поверхности, а также при движении коляски с инвалидом по лестнице пружины 19 должны передавать на штыри 14 основную часть веса коляски и инвалида, но не отрывать полозовидных опор 6 от поверхности лестницы, что повышает устойчивое положение коляски и хорошее сцепление наконечников 15 с поверхностью лестниц. Перед движением по лестнице вращением рукоятки 11 производят поворот сиденья 2 относительно рамы 1, при этом крутящий момент через гибкий вал 10 передается винту 9, который, вращаясь, перемещает гайку 12, соединенную с рычагом 13. Отклоненные вверх концы полозовидных опор 6 позволяют коляске заехать на лестницу в начале подъема и съехать без скачков с лестницы в конце спуска. При подъеме по лестнице за счет вращения храпового механизма 4 ведущие колеса 3, опираясь на упруго задвигающиеся штыри 14, перемещают коляску на полозовидных опорах 6 по лестнице. Аналогично происходит движение коляски при спуске. При необходимости ограничения скорости движения коляски нажатием рукояток 7 приводятся в действие тормоза ведущих колес 3.
Во время движения коляски по лестни це в случае попадания наконечника 15 штыря 14 на край ступени с после1586706
Формула изобретения иг. дующим соскакиванием на находящуюся ниже ступень не будет происходить соскакиванне коляски, так как она опирается на полозовидные опоры 6.
1. Инвалидная коляска, содержащая раму с сиденьем и с ведущими и ведомыми колесами, а также приспособление для передвижения по лестничным маршам, выполненное в виде установленных на ведущих колесах радиальных телескопических штырей с фиксатором исходного положения, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости и плавности при движении по лестничным маршам, с различным шагом ступеней в нее введены две прикрепленные к раме и имеющие возможность перемещения относительно плоскости, проходящей через точки опоры колес, полозовндные опоры, а радиальные телескопические штыри выполнены подпружиненными.
2. Коляска по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью сохранения горизонтального положения сиденья при движении по лестничным маршам, сиденье через шарнирно закрепленный на раме рычаг связано с последней.
1586706
1586706
Составитель И. Кудрченко
Редактор Е. Папп Техред А. Кравчук Корректор М. Кучерявая
Заказ 2380 Тираж 439 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101