Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя

 

Реверсивно-рулевое устройство (РРУ) предназначено для применения в судостроении, в частности для оснащения водометных движителей надводных судов. Целью изобретения является улучшение массогабаритных характеристик и повышение надежности за счет снижения усилий перекладки заслонок с заднего хода на передний. РРУ водометного движителя содержит коробчатый руль 1, установленный на сопловом аппарате 3 водометного движителя и жестко соединенный с баллером 15 механизма поворота руля. Реверсивные верхняя 7 и нижняя 9 заслонки шарнирно смонтированы на коробчатом руле 1 и связаны тягой 10 между собой. РРУ снабжено рычагом 21, шарнирно соединенным концами с верхней заслонкой 7 и толкателем 19 механизма поворота заслонок, а также шатуном 23, концы которого шарнирно прикреплены к коробчатому рулю 1 и рычагу 21. Баллер 15 выполнен полым, в стенке его нижней части 17 выполнена прорезь для прохода коромысла (на фиг. не показана). РРУ выполнено так, что шарнир крепления тяги 10 к верхней заслонке 7 при реверсивном положении заслонок находится не выше прямой линии, соединяющей шарнир крепления верхней заслонки 7 к коробчатому рулю 1 и шарнир крепления тяги 10 к нижней заслонке 9. Механизм поворота заслонок РРУ выполнен в виде гидроцилиндра и размещен в верхней полости баллера 15 соосно с последним. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 Н 11/11, 11/113

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4457349/40-11 (22) 07.07.88 (46) 23.08.90. Бюл. № 31 (72) В. И. Карпов, Ю. С. Латышев и Э. М. Д. Мамедов (53) 629.12:532.582.5.035.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 206333, кл. В 63 Н ll/10, 1965, (54) РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ (57) Реверсивно-рулевое устройство (РРУ) предназначено для применения в судостроении, в частности для оснащения водометных движителей надводных судов. Целью изобретения является улучшение массогабаритных характеристик и повышение надежности за счет снижения усилий перекладки заслонок с заднего хода на передний. РРУ водометного движителя содержит коробчатый руль 1, установленный на сопловом аппарате 3 водометного движителя и жестко соединенный с баллером

ÄÄSUÄÄ 1586957 д ) 2

15 механизма поворота руля. Реверсивные верхняя 7 и нижняя 9 заслонки шарнирно смонтированы на коробчатом руле 1 и связаны тягой 10 между собой. РРУ снабжено рычагом 21, шарнирно соединенным концами с верхней заслонкой 7 и толкателем 19 механизма поворота заслонок, а также шатуном 23, концы которого шарнирно прикреплены к коробчатому рулю 1 и рычагу

21. Валлер 15 выполнен полым, в стенке его нижней части 17 выполнена прорезь для прохода коромысла (не показана) . РРУ выполнено так, что шарнир крепления тяги

10 к верхней заслонке 7 при реверсивном положении заслонок находится не выше прямой линии, соединяющей шарнир крепления верхней заслонки 7 к коробчатому рулю 1 и шарнир крепления тяги 10 к нижней заслонке 9. Механизм поворота заслонок PPY выполнен в виде гидроцилиндра и размещен в верхней полости баллера 15 соосно с последним. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1586957

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции реверсивно-рулевых устройств (РРУ) водометных движителей.

Целью изобретения является улучшение массогабаритных характеристик и повышение надежности РРУ за счет снижения усилий перекладки заслонок с заднего хода на передний.

На фиг. 1 показано РРУ, в положении переднего хода, общий вид; на фиг. 2 — то же, в положении заднего хода.

РРУ состоит из коробчатого руля 1, установленного в подшипниках 2 соплового аппарата 3 водометного движителя 4, который размещен за транцем 5 судна.

На коробчатом руле 1 на шарнире 6 установлена верхняя заслонка 7, а на шарнире 8 — нижняя заслонка 9. Реверсивные заслонки 7 и 9 (заднего хода) кинематически связаны между собой тягой 10, прикрепленной к заслонкам с помощью шарниров 11 и 12.

Коробчатый руль 1 приводится в движение с помощью механизма поворота руля, включающего, например, гидроцилиндр 13, связанный с румпелем 14, жестко закрепленным на верхней части полого баллера 15, который вращается в подшипнике 16, установленном в транце 5 судна. Крутящий момент от верхней части баллера 15 к рулю 1 передается через нижнюю часть 17 баллера 15 жестко закрепленную на руле 1 и имеющую прорезь (не обозначена) со стороны коробчатого руля. По оси вращения баллера 15 внутри него установлен механизм поворота заслонок, например гидроцилиндр 18, толкатель (шток) 19 которого выходит в открытую полость нижней части 17 баллера 15.

Конец толкателя 19 с помощью шарнира

20 связан с рычагом 21, проходящим через упомянутую прорезь баллера. Другой конец рычага 21 соединен с помощью шарнира

22 с верхней заслонкой 7. Шатун 23 вращается в шарнире 24, установленном на коробчатом руле 1 и связан шарниром 25 со средней частью рычага 21. Соотношение длин плеч рычага 21, шатуна 23 и плеч (расстояний) между шарнирами 6 и 22 и взаимное расположение шарниров приняты такими, что шарнир 20 при вращении верхней заслонки 7 вокруг шарнира 6 двигается по линии, близкой к вертикальной прямой (в пределах заданного хода), что разгружает толкатель 19 от поперечных сил.

Устройство работает следующим образом.

При перекладке заслонок с переднего хода на задний, по достижении заслонкой

9 нижнего номинального положения, зас5 лонка 7 еще не доходит до нижнего положения на некоторый заданный угол и продолжает движение, при этом тяга 10 отклоняет нижнюю заслонку 9 дальше на некоторый угол, сверх номинального, и затем возвращает ее в номинальное нижнее поло10 жение при достижении верхней заслонкой

7 заданного нижнего положения.

При движении в обратную. сторону (перекладка на передний ход) заслонка 7 отклоняется вверх, а заслонка 9 — вниз

15 и при достижении заслонкой 7 определенного угла начинает подниматься.

Формула изобретения

1. Реверсивно-рулевое устройство водо>0 метного движителя, содержащее коробчатый руль, установленный на сопловом аппарате водометного движителя и жестко соединенный с баллером механизма поворота руля, и реверсивные верхнюю и нижнюю заслонки, шарнирно смонтированные на коробчатом руле и связанные между собой посредством тяги, шарнирно соединенной своими концами с заслонками, причем одна из заслонок связана с толкателем механизма поворота заслонок посредством

gp рычага, шарнирно соединенного с этим толкателем, отличающееся тем, что, с целью улучшения массогабаритных характеристик и повышения надежности за счет снижения усилий перекладки заслонок с заднего хода на передний, оно снабжено шатуном, один

35 конец которого шарнирно связан с коробчатым рулем, а другой шарнирно связан со средней частью упомянутого рыча га, один из концов которого шарнирно соединен с верхней заслонкой, при этом баллер выполнен полым и с продольной сквозной прорезью в стенке нижней его части, сквозь которую пропущен упомянутый рычаг, причем при реверсивном положении заслонок ось шарнира крепления тяги к верхней заслонке расположена не выше прямой

45 линии, соединяющей оси шарниров крепления верхней заслонки и коробчатому рулю и тяги к нижней заслонке.

2. Устройство по п. 1, отличаюшееся тем, что механизм поворота заслзнок выполнен в виде гидроцилиндра и разме50 щен в верхней полости баллера соосно с последним.

1586957

К ги1росцстеие

- Фиг.2

Составитель А. Петрушин

Редактор М. Бандура Техред А. Кравчук Корректор М. Шароши

Заказ 2393 Тираж 361 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для устранения сопротивления движению судна подводных выпусков отработанной забортной воды

Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам двухвального судна

Изобретение относится к судостроению, а именно, к водометным движителям

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на плавсредствах, преимущественно маломерных, и для работы на мелководье, в качестве полноповоротного главного движителя или средства активного управления

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству для реверса судна

Изобретение относится к судостроению и касается разработки водометных движителей с реверсивно-рулевым комплексом (ВДРК)

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования водометных движителей речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов с засоренным фарватером
Наверх