Плавучее средство

 

Изобретение относится к судостроению, в частности касается гидроскопических успокоителей качки. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей центробежного насоса путем совмещения функций движителя и успокоителя качки. Плавучее средство содержит корпус 1 и водометный движетель, включающий в себя рабочее колесо 2 центробежного насоса, установленное в подвижном корпусе 5 насоса. Рабочее колесо 2 насоса и движущаяся вода выполняют функции гироскопа, а корпус насоса 5 - рамы гироскопа. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

18 20

7 2

Фиг.1 (21) 4620620/31-11 (22) 16.12.88 (46) 23.10.90. Бюл.. М 39 (71) Московский автомобильно-дорожный институт (72) П.А.Саломатин (53) 629.12:532.5.041(088,8) (56) Куликов С.В. и Храмкин М.Ф. Водометные движители. — Л.: Судостроение, 1980, с. 46, рис. 1.40.

„„рЦ„„1601022 А1

1601022

Изобретение относится к судостроению и касается гироскопических успокоителей качки.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей центробежного насоса путем совмещения функций движителя и успокоителя качки.

На фиг. 1 показано плавсредства, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема сочленения корпуса центробежного насоса с напорным водоводом с помощью гибкого трубчатого элемента, Плавучее средство содержит корпус 1 и водометный движитель, включающий в себя рабочее колесо 2 центробежного насоса с лопатками 3;,Колесо 2 с увеличенным моментом инерции установлено в подшипниках 4 в корпусе 5 насоса. В корпусе 5 имеются входное отверстие бдля воды, проточная часть 7, выходной патрубок 8, через который вода поступает в напорный водовод 9.. Последний закреплен в корпусе 1 плавучего средства и выходит в транец 10.

В выходном сопле водовода 9 размещены рули (не показаны) для управления плавучим средством. Подвижный корпус 5 насоса установлен в днищевой нише 11 корпуса 1 плавучего средства. Корпус 5 закреплен шарнирно с возможностью углового перемещения относительно поперечной оси 00 плавучего средства, являющейся осью прецессии гироскопа. Корпус 5 закреплен в шарнирных опорах 12 и 13, которые уплотнены (не показаны). Опора 12 выполнена в стенке ниши 11, а опора 13 — на входном участке напорного водовода 9. На валу 14 корпуса 5 для управления угловой скоростью прецессии колеса 2, механизм углового перемещения корпуса 5 выполнен в виде пары шестерен 15 и 16 и гидромотора 17, подключенного к системе управления успокоителем (не показана), Привод вращения гидроскопа 2 выполнен в виде карданного телескопического вала 18 с двумя карданными шарнирами 19 и 20. Вал 18 расположен вертикально в углублении 21 корпуса 1 плавучего средства. Нижний шарнир 20 закреплен на колесе 2 на оси 00 прецессии гироскопа. Карданные шарниры вала 18 и ниша 11 позволяют корпусу 4 поворачиваться в опорах 12 и 13 в пределах углов

+ а(фиг. 1).

На фиг. 3 показаны шарнирные опоры

12 и 22 корпуса 5, выполненные в стенках ниши 11. Сочленение выходного патрубка 8 корпуса 5 и напорного водовода 9 выполнено в виде гибкого трубчатого элемента 23.

Успокоитель работает следующим обра5 зом, При движении плавучего средства на плаву рабочее колесо 2 центробежного насоса приводится во вращение от вала 18, соединенного с двигателем, Вода поступает

10 во входное отверстие 6 корпуса 5 насоса, разгоняется лопатками 3 и по проточной части 7 нагнетается в выходной патрубок 8, откуда по напорному водоводу 3 струей выбрасывается наружу, обеспечивая тягу для

15 преодоления сопротивления воды движе нию плавучего средства. Гидромотбр 17 по сигналам системы управления успокоителем осуществляет угловое перемещение с .переменной угловой скоростью корпуса 5

20 относительно оси 00 прецессии гироскопа в пределах углов наклона а, При вращении корпуса 5 на опорах 12 и 13 возникает гироскопический момент, обеспечивающий стабилизацию плавучего средства по крену

25 и умеренность бортовой качки.

Формула изобретения

1, Плавучее средство, содержащее корпус и водометный движитель, включающий

30 напорный водовод, сообщенный с выходным патрубком центробежного насоса, со. стоящего из рабочего колеса с приводом вращения и корпуса насоса, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения

35 функциональных возможностей центробежного насоса путем совмещения функций движителя и успокоителя качки, корпус насоса установлен с возможностью углового перемещения относительно оси прецессии.

40 2. Плавучее средство по и. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что выходной патрубок насоса сообщен с напорным водоводом гибким трубчатым элементом.

3. Плавучее средство по и. 1, о т л и ч а45 ю щ е е с я тем, что привод вращения рабочего колеса выполнен в виде карданного телескопического вала с карданным шарниром, расположенным на оси качания корпуса насоса.

50 4. Плавучее средство по и, 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что в корпусе плавучего средства выполнена открытая снизу ниша, в которой шарнирно закреплен корпус насоса.

1601022

10 !

12;Ду 3

Составитель Ю.Лазаренко

Редактор Н,Лазаренко Техред М.Моргентал Корректор С,Шекмар

Заказ 3241 Тираж 358 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Плавучее средство Плавучее средство Плавучее средство 

 

Похожие патенты:

Движитель // 1400949
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к плавающим машинам, оборудованным водометньгми движителями, и позволяет повысить надежность движителя в работе путем предотвращения поломки рабочего колеса при его заклинивании во внутреннем кольце водовода инородным предметом

Изобретение относится к судостроению , в частности к судковым водометным движителям

Судно // 10148

Изобретение относится к судостроению и касается создания технологии контроля мореходных качеств судна в условиях его эксплуатации

Изобретение относится к судостроению, касается технологии контроля мореходности судна и может использоваться при создании экспертных систем безопасности мореплавания

Изобретение относится к судостроению и к гидроавиации

Изобретение относится к автоматической стабилизации судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля мореходных качеств судов в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании экспертных систем безопасности мореплавания

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля мореходных качеств судов в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании экспертных систем безопасности мореплавания

Изобретение относится к области судового машиностроения, а именно к судовым движителям, и может быть использовано на транспорте и в спортивных средствах передвижения

Изобретение относится к судостроению, а именно к судам полных обводов, высокоскоростным водоизмещающим судам и подводным объектам
Наверх