Машина ударного действия
Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для ударного бурения шпуров. Цель - снижение энергопотребления при одновременном повышении надежности работы машины за счет уменьшения вибронагрузок корпуса. Машина имеет корпус 1, статор 2, соленоид 3, ротор 5, якорь-боек (ЯБ) 6 внутри соленоида 3. Между ЯБ 6 и ротором 5 расположена пружина 19 сжатия-кручения, концы 21, 22 которой жестко закреплены на ЯБ 6 и роторе 5. Между ЯБ 6 и исполнительным механизмом (ИМ) 12 размещена пружина 15. Причем ИМ 12, ротор 5 и ЯБ 6 имеют общий вал 7. Часть 10 вала 7 закреплена в корпусе с возможностью осевого перемещения относительно ИМ 12, ЯБ 16 и ротора 5. Конические части 16, 17 ЯБ 6 и ИМ 12 имеют зубья 18. При работе вращение ротора 6 посредством пружины 19 передается ЯБ 6, а от соленоида 3 ЯБ 6 получает возвратно-поступательные перемещения. Контакт ЯБ 6 с ИМ 12 имеет характер импульсного вращательно-ударного во время соприкосновения их частей 16 и 17. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (51)5 Е 21 С 3 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Й А BTOPCKOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4627454/23-03 (22) 28.12.88 (46) 07.12.90. Бюл. № 45 (71) Омский политехнический институт (72) Б. Н. Стихановский и Д. И. Чернявский (53) 622.233.52-83 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 480831, кл. Е 21 С 3/16, 1973.
Авторское свидетельство СССР № 1536901, кл. Е 21 С 3/16, 1987. (54) МАШИНА УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ (57) Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для ударного бурения шпуров. Цель изобретения — снижение энергопотребления при одновременном повышении надежности работы м а шины за счет уменьшения вибронагрузок корпуса.
Машина имеет корпус 1, статор 2, соленоид 3, „;SU, 1612075 ротор 5, якорь-боек (ЯБ) 6 внутри соленоида 3. Между ЯБ 6 и ротором 5 расположена пружина 19 сжатия-кручения, концы 21, 22 которой жестко закреплены на ЯБ 6 и роторе 5. Между ЯБ 6 и исполнительным механизмом (ИМ) 12 размещена пружина 15.
Причем ИМ 12, ротор 5 и ЯБ 6 имеют общий вал 7. Часть 10 вала 7 закреплена в корпусе с возможностью осевого перемещения относительно ИМ 12, ЯБ 16 и ротора 5. Конические части 16, 17 ЯБ 6 и ИМ 12 имеют зубья 18.
При работе вращение ротора 6 посредством пружины 19 передается ЯБ 6, а от соленоида 3 ЯБ 6 получает возвратно-поступательные перемещения. Контакт ЯБ 6 с ИМ 12 имеет характер импульсного вращательноударного во время соприкосновения их частей 16 и 17. 1 ил.
1612075
Формула изобретения
Составитель В. Захаров
Редактор Л. Гратилло ТехредА. Кравчук Корректор О. Кравцова
Заказ 3820 Тираж 390 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к области горной промышленности, в частности к машинам ударного действия в виде электроперфораторов для бурения шпуров в твердых средах.
Целью изобретения является снижение энергопотребления при одновременном повышении надежности устройства за счет уменьшения вибронагрузок корпуса.
На чертеже изображена машина, общий вид.
Машина ударного действия состоит из корпуса 1 ударного узла в виде обмоток статора 2 и соленоида 3, обмотка которого включена через диод 4. Внутри статора 2 и соленоида 3 расположена составная подвижная часть ударного узла, состоящая из ротора 5, якоря-бойка 6, вала 7. Ротор 5, якорь-боек 6, вал 7 имеют возможность совершать вращательное движение в подшипниках 8 и 9, в то же время якорь-боек 6 по направляющим вала 7 и часть 10 вала 7 относительно ротора 5 в подшипниках 8 имеют возможность совершать возвратно-поступательное движение. Инструмент или вал 11 исполнительного механизма 12 имеет отверстие 13, в котором расположены подшипник 8, упорный подшипник 14, пружины 15 сжатия. Коническая часть 16 бойка 6, обращенная к механизму 12 и коническая часть 17 самого механизма 12 (инструмента) имеют зубья 18. Якорь-боек 6, пружина 19 сжатия-кручения и ротор 5 расположены на одном валу 7, причем жестко закрепленная пружина 19 сжатия-кручения имеет возможность передавать крутящий момент от ротора 5 к якорю-бойку 6. Корпус 1 имеет отверстие 20, в котором помещен подшипник 9 ротора 5. Обмотка соленоида 3 подключается к сети каждую половину периода через диод 4. Концы 21 и 22 пружины 19 жестко скреплены с якорем-бойком 6 и ротором 5.
Принцип работы машины ударного действия следующий.
При включении в сеть переменного тока подключается статор 2 и через диод 4 — соленоид 3 каждую половину периода. Статор 2 вращает ротор 5, а соленоид 3 каждую поло вину периода притягивает якорь-боек 6 и последний совершает вращательное движение, передаваемое пружиной 19 сжатия-кручения от ротора 5, и продольное колебание относительно вала 7. При этих суммарных движениях происходит одновременный поступательный и вращательный удар якоря-бойка 6 по валу 11 исполнительного механизма 12 через зубья 18, передавая при этом энергию поступательного и вращательного импульсов. Пружины сжатия 15 и сжатиякручения 19 выполняют не только роль преобразователя энергии при виброударном
15 процессе, но и являются упругими звеньями для предохранения корпуса 1 и ротора 5 от удара якоря-бойка 6. При использовании данной машины в качестве мотор-редуктора исполнительный механизм 12 имеет механизм свободного хода (не показан), препятствующий обратному повороту исполнительного механизма 12 под действием нагрузки и в периоды, когда якорь-боек 6 выходит из зацепления с исполнительным механизмом 12.
Машина ударного действия, велючающая корпус, якорь-боек, ротор, обмотки якорябойка и ротора, исполнительный механизм для цикличного взаимодействия с якоремЗО бойком, вал и пружину, отличающаяся тем, что, с целью снижения энергопотребления при одновременном повышении надежности работы машины за счет уменьшения вибронагрузок корпуса, пружина размещена между ротором и якорем-бойком и ее концы
35 жестко закреплены на якоре-бойке и роторе с возможностью передачи якорю-бойку вращательного движения, причем исполнительный механизм и якорь-боек упруго связаны между собой, при этом часть вала в корпусе размещена с возможностью осевого перемещения относительно ротора, исполнительного механизма и якоря-бойка.