Подпятник

 

Изобретение относится к тепло- и гидроэнергетике и может быть использовано при изготовлении подшипников, воспринимающих осевые усилия, в быстроходных машинах. Цель изобретения - повышение работоспособности, грузоподъемности за счет улучшения циркуляции масла. При вращении пяты 6 с обечайками 7 и 8 и лопатками 9 масло, находящееся в ванне, за счет вязкости приводится во вращательное движение. Лопатки 9, находящиеся на внутренней части пяты 6, работают, как центробежный насос, и заставляют масло, находящееся на их внешней части, двигаться по касательной. Вектор скорости частиц масла совпадает с осью межсегментного канала. Гидравлическое сопротивление этого канала уменьшается. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения с поворотными сегментами, и может быть использовано в тепло- и гидроэнергетических установках с вертикальной осью вращения для восприятия осевых усилий и в быстроходных машинах. Целью изобретения является повышение работоспособности и грузоподъемности путем улучшения охлаждения подпятника за счет улучшения циркуляции масла. На фиг. 1 изображен предлагаемый подпятник, общий вид, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Подпятник содержит корпус 1 подпятника, расположенный в масляной ванне 2, на котором установлены болты 3 со сферической опорной поверхностью, опорные элементы 4 и сегменты 5, имеющие в плане форму части кольца с двумя острыми углами, один из которых образован между внутренней радиусной и передней боковой поверхностями, а другой - между наружной радиусной и задней боковой. На сегменты 5 опирается пята 6, на внутренней части которой установлены обечайка, состоящая из верхнего 7 и нижнего 8 колец и лопаток 9, соединяющих кольца 7 и 8. В масляной ванне 2 установлен охладитель 10. Сегменты конструктивно выполнены так, что боковые кромки входные "а" и выходные "б" двух соседних сегментов образуют межсегментный канал прямоугольного сечения, ось симметрии которого расположена в плоскости касательной к окружности, проходящей по периферии лопаток 9, установленных между кольцами 7 и 8 обечайки. Предлагаемый подпятник работает следующим образом. При вращении пяты 6 масло, находящееся в ванне 2, приводится во вращение и лопатки 9, работающие, как центробежный насос, перемещают масло по касательной, по стрелке "в", направляя его в межподушечное пространство. В силу того, что конструкция подушек выполнена такой, что ось межсегментного канала совпадает с вектором скорости частиц масла, движущихся под действием центробежных сил, гидравлическое сопротивление этого канала будет незначительным, что ведет к улучшению циркуляции масла в подпятнике, увеличению скорости прохождения масла по межсегментному каналу, а следовательно, и к увеличению теплоотвода с поверхностей трения. В результате повышается работоспособность и грузоподъемность объекта в целом. Объект обеспечивает перераспределение направления векторов скорости частиц масла, вовлекаемых пятой в зону трения, и при выходе из нее, как показано на фиг. 2, оно уменьшает потери на трение. Наибольшие потери на трение происходят при турбулентном движении жидкости, что обычно имеет место на входе в зону трения, т. е. вблизи входной кромки пяты. Турбулизация потока смазки на входе в зоне трения есть функция величины вектора скорости V4, перпендикулярного к передней кромке "а" сегмента, но так как входная и выходная кромки сегмента расположены под углом к радиусу, то величина вектора нормальной скорости V4 намного меньше суммарного вектора скорости V3, получаемого сложением векторов скорости пяты V1 и частиц масла, движущихся в межподушечном канале V2. Аналогичное соотношение скоростей имеет место и на кромке пяты. Возникновение насосного эффекта прокачки смазки по межсегментному каналу за счет возможности выделения составляющего вектора V5 движения частиц масла под действием скорости V1, образуемой вращением пяты 6, улучшает циркуляцию масла. Конструкция подпятника тем эффективнее, чем больше линейная скорость на периферии лопаток 9, например в паровых и газовых турбинах, а также в турбокомпрессорах и гидроагрегатах. (56) Александров А. Е. Подпятник гидроагрегатов. М. : Энергия, 1975, с, 36, рис. 3.2.

Формула изобретения

ПОДПЯТНИК, содержащий корпус, пяту, опорные элементы, ванну с охладителями, сегменты, форма каждого из которых в плане очерчена входными и выходными боковыми кромками и дугами внешней и внутренней концентричных окружностей торцовых поверхностей, отличающийся тем, что, с целью повышения работоспособности и грузоподъемности за счет улучшения циркуляции масла, он снабжен установленными на внутренней поверхности пяты обечайками с жестко закрепленными лопатками, при этом оси лопаток расположены перпендикулярно пяте, высота лопаток равна толщине сегментов, по форме каждый сегмент выполнен с двумя острыми диагонально расположенными углами: одним - со стороны входной кромки и внутренней торцовой поверхности, а другим - со стороны выходной кромки и внешней торцовой поверхности сегмента, взаимообращенные входная и выходная кромки каждых двух соседних сегментов параллельны одна другой, расстояние между ними равно расстоянию между наружной поверхностью каждой из лопаток и внутренней торцовой поверхностью обращенного к ней сегмента, а ось симметрии межсегментного пространства расположена по касательной к окружности, очерчивающей эти лопатки по их периферийным участкам.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 8-2000

Извещение опубликовано: 20.03.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах реверсивного типа для восприятия больших осевых усилий, в частности в опорах гидрогенераторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбомашин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных компрессорах, турбинах, насосах

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в опорах высоконагруженных узлов машин и механизмов, например в турбонасосных агрегатах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в йпорных узлах паровых турбин и центробежных компрессоров

Изобретение относится к машиностроению , в частности к упорным подшипникам скольжения, и может быть использовано в химической

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях подшипниковых узлов гидроагрегатов, насосов, турбин, валопроводов кораблей и т.д

Изобретение относится к турбомашиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к упорным подшипникам, в частности к системам для равномерного распределения нагрузки между упорными колодками упорных подшипников

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к спеченным антифрикционным изделиям на основе железа, и может быть использовано при изготовлении гидродинамических упорных подшипников скольжения, в частности осевых опор насосов и электродвигателей погружных центробежных и винтовых насосных агрегатов для добычи нефти

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к турбиностроению, и предназначено для использования в качестве самоустанавливающихся упорных подшипников роторов турбин, работающих при высокой частоте вращения (n 3000 об/мин) и высокой удельной нагрузке (q 20 кгс/см2)

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к конструкциям упорных подшипников турбомашин и центробежных насосов, и может быть использовано на турбомеханизмах различных типов в качестве упорного подшипника или в качестве защитного упора для ротора, предохраняющего его от недопустимого осевого сдвига как в расчетных, так и в нерасчетных режимах

Изобретение быть использовано при проектировании элементов стендового оборудования, предназначаемого для позиционирования гироприборов в процессе их точностных испытаний. Технический результат - повышение стабильности положения при позиционировании гироприборов, технологично, ремонтопригодно, при этом подшипник имеет минимизированный зазор, обеспечивающий минимальное смещение в осевом и радиальном направлении от выбранного положения. В опорно-упорном подшипнике скольжения использована образованная семействами прямолинейных образующих поверхность однополостного гиперболоида в качестве контактной поверхности опорно-упорного подшипника скольжения. Поверхность однополостного гиперболоида используется как при изготовлении поверхности неподвижной цапфы корпуса подшипника, так и при изготовлении контактной поверхности охватывающего цапфу, выполненного разъемным и составленного из двух примыкающих друг к другу минимальными диаметрами пластин частей вкладыша поворотной платформы, между которыми помещена для регулировки зазора фольга. В пластинах вкладыша поворотной платформы выполнены три серии сквозных отверстий, где в первую серию отверстий установлены без зазора штифты, ориентирующие при сборке единым образом друг относительно друга части разъемного вкладыша, во вторую серию сквозных отверстий установлены и соединены друг с другом болты с гайками и шайбами, крепящие пластины вкладыша, в третьей серии сквозных отверстий размещены болты с гайками и шайбами для крепления плиты с полезным грузом, при этом в обеих частях вкладыша с внешних сторон второй и третьей серии отверстий выполнены углубления, в которых размещены утопленные в них головки болтов и гайки с шайбами. 4 ил.

Изобретение относится к подшипникам, в частности к конструкциям двунаправленных упорных подшипников с самоустанавливающимися сегментами. Двунаправленный упорный подшипник со смещенной осью наклона опорных сегментов (12) содержит несущий кольцеобразный элемент (16), на котором имеется группа продольных выступов (20), направленных так, чтобы продольная ось каждого выступа проходила через центральную ось несущего элемента (16), при этом каждый из выступов (20) жестко прикреплен к несущему элементу (16). Группа сегментов (12) находится в скользящем контакте с продольными выступами (20), при этом сегменты (12) могут перемещаться между первым и вторым угловыми положениями. Опорные сегменты (12) автоматически наклоняются в первом направлении со смещенной осью наклона, когда они находятся в первом угловом положении, и во втором направлении со смещенной осью наклона, когда они находятся во втором угловом положении. Опорные сегменты (12) наклонены со смещением оси в соотношении приблизительно 60% на 40%, при этом ведущая сторона опорных сегментов составляет 60% как в первом угловом положении сегментов, так и во втором их угловом положении. Также имеется сепаратор (14) для удержания опорных сегментов (12) во взаимодействии с выступами (20) с возможностью скольжения относительно них. Технический результат: создание двунаправленного упорного подшипника с оптимизированной несущей поверхностью, имеющего повышенную несущую способность, конструкция которого позволяет использовать его как при вращении в направлениях как вперед, так и назад и изменять направление вращения данного устройства на обратное с поддержанием оптимальной несущей способности. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение принадлежит к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, содержащих ротор, который вращается, и хотя бы один упорный подшипник скольжения, который может быть как нереверсивным, так и реверсивным. Такими устройствами могут быть газовые или паровые турбины, компрессоры, центробежные насосы и др. Способ работы опорного подшипника скольжения включает подачу масла ко вставным деталям упорного подшипника скольжения и в емкости, которые находятся в корпусе упорного подшипника скольжения, вращение ротора, блокирование движения каждой из вставных деталей в любом направлении вращения, передвижение каждой из вставных деталей к поверхности упорного диска ротора, которая взаимодействует с поверхностью каждой из вставных деталей, во время вращения ротора, обеспечение перетекания масла как в прямом, так и в обратном направлении из емкостей или в емкости. Технический результат: увеличение ресурса работы упорного подшипника скольжения и увеличение механической нагрузки на упорный подшипник скольжения путем использования способа гашения радиальных колебаний вала, который вращается, с помощью вставных деталей на гидростатическом подвесе опорного подшипника скольжения, для гашения осевых колебаний ротора, который вращается, и усовершенствование способа гашения колебаний ротора, который вращается, с помощью вставных деталей на гидростатическом подвесе упорного подшипника скольжения. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх