Устройство для смазки шатунного подшипника

 

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с кривошипно-камерной продувкой, преимущественно мотоциклетным. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства. В накопительной емкости 7 размещен золотник 9, снабженный механизмом его перемещения вдоль опоры. Внутренняя полость пальца 6 сообщается с подшипником 16 посредством канала 17, входное отверстие которого лежит на внутренней поверхности пальца в зоне наименьшего удаления от оси вращения кривошипа, а выходное - на наружной поверхности пальца на расстоянии от оси вращения, меньшем, чем входное отверстие. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ И СТИЧ Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (ss)s F 01 М 3/00

ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ. СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ с, г .,;. . < р ф: 3, 0:. . ..1. — - ь

t, 1

Ф

ЧР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I (21) 4489535/25-06 (22) 05,07.88 (46) 15.12,90. Бюл. М 46 (71) Минский мотоциклетный и велосипедный завод (72) Ю,Н.Жуков (53) 621.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

4 1038500, кл. F 01 М 3/00, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА (57) Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с кривошипно-камероя) Ы<и> 1 6 1 ЗОо2 А1 ной продувкой, преимущественно мотоциклетным, Цель изобретения — повышение надежности работы устройства. 8 накопительной емкости 7 размещен золотник 9, снабженный механизмом его перемещения вдоль опоры, Внутренняя полость пальца 6 сообщается с подшипником 16 посредством канала 17, входное отверстие которого ле>кит на внутренней поверхностй пальца в зоне наименьшего удаления от оси вращения кривошипа, а выходное — на наружной поверхности пальца на расстоянии от оси вращения, меньшем чем входное отверстие.

4 ил.

1613662

Изобретение относится к двигателестроению„а именно к двухтактным двигателям внутреннего сГорания е кривошипно-камерной продувкой, преимущественно мотоциклетным, Цель изобретения — повышение надежности работы устройства и автоматизации регулирования дозированной подачи смазКи.

На фиг, 1 изображен блок-картер с кривошипно-шатунным механизмом, общий вид; на фиг, 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3— вариант кОнструкции с подвижным 30лОткиком; -8 фиг. 4 — разрез Б-Б HB фиг. 3. ! О. Ок-картере 2 с кривошипной камерой 2 установлен коленчатый вал 3, кривои.:ип 4 когорого соединен с шатуном 5 при

i1ot:1О!,N кривошипного пальца 6.

Накспительная емкость 7 в виде кольцевой проточки, охватывающей одну иэ цапф 8 коленчатого BP!IB 3, имеет подвижно эакреггленный вдоль цапфы 8 золоти и < 9, каналы подвода 10 смазки от ."1аслоба1<а 11, име ощие вентиль 12, и ка:1алы отвода 13 — 15 смазки с осевой и радиальной 13 и 15 составляющими к ша "..- н..."4у подшипнику 16! Внч1ренняя по1cicI ; I1U b lB б сообщается с подшипнико

I б с с ре цством ка нала 17. Герметичность тро ":. гва обеспечивается заглушками 18 .. сапьни <ами 19.

О сутс1.ьие воэд . <а в каналах 13 — 15 и э,.:ЗcilP .âàcòñÿ геометрией канала 17, l о ка А (фиг. 2j в;<одного отверстия канала

I rе:;<пт -;a Образующей внутренней поверхнос1, Пальца имеющей наименьший . - ., ii вращения. Га ким с браэом, весь воэ р:...; е ..,иися; пальце б кривошипа 4 при р:.. .1оте дви а1аля, под действием ценгробе>ейных сил, действующих на смазку в

:<англз 14, вытесняется через входное отHÿð T.1I ;<анала 17. Точка В BüIxодного отверстия имеет меньший радиус вращения, чем точка А, Это определяет отсутстви воздуха е каналах 13 — 15 и 17. Таким образом, любое отверстие, точка В которого будет ежать внутри дуги СД, образованной радиу-.ом Re, будег отвечать условию отсуicTIII: воздуха в канапе 17. Чем больше радиус, тем эффективнее используются ентр бе>.: ые силы, возникающие в канале

14. Д:: амЕтр канала 17 определяется опытным путе...1 и равен 0,1 — 2 мм. Для дорожно.з го двигателя с объемом цилиндра 125 см.-:анал должен иметь сечение 0,6-0,8 мм при вязкое ги смазки 8 — 10.

Золе ;I-I!I 9 выполнен в виде сектора к:, и.„э, охватывающего цапфу кривошипа

B. 11,,; эго-, ширина золотника 9 превышает диаметр B:.î

50 позволяет при определенных положениях кривошипа перекрывать его. Равномерность прилегания золотника к цэпфе и предохранение от проворота осуществляется пластинчатой пружиной 19. 8 отверстия золотника и пружины 19 установлен фиксатор 20 и цилиндрический выступ пальца 21, эксцентрично расположенный на его торце, Палец 21 фиксируется уплотнительным кольцом 22. Перемещение золотника 9 вдоль оси цапфы осуществляется поворотом пальца 21 вокруг его оси на 180, Устройство работает следующим образом.

При движении поршня двигателя от верхней мертвой точки {ВМТ) к нижней (НМТ) давление в кривошипной камере 2 повышается. Смазка самотеком из маслобака 11 по каналу 10 поступает в накопительную емкость 7, ограниченную сальниками 19. При этом золотник 9 блокирует избыточное давление в кривошипной камере, При движении поршня от НМТ к ВМТ давление в кривошипной камере 2 падает. создается разряжение, золотник 9 открывает отверстие канала 13. Смазка по каналам

13 — 15 и 17 поступает в зону работы подшипника 16 и далее разбрызгивается в подпоршневом пространстве.

Угол охвата и положение золотника 9 обеспечивают открытие входного отверстия канала 13 при падении давления в камере 2 (при разрежении) и закрытие его при появлении избыточного давления, При этом движению смазки в обратном направлении от подшипника 16 препятствуют силы, уравновешивающие избыточное давление, вызванные инерцией движения смазки а каналах 13 — 15, 17 и центробежные силы, действующие на частицы смазки в радиальном канале 14. Эти силы прямо пропорциональны частоте вращения кривошипа в квадрате:

Рц = — fll ОР. Г, где Рц — центробежная сила;

m — масса единицы объема смазки; в — частота вращения коленчатого вала;

r — радиус вращения единицы объема, Таким образом, количество смазки, поступающей в двигатель, зависит от положения дроссельной заслонки, определяющей величину разряжения в кривошипной камере 2, и частоты вращения кривошипа 4.

Одним иэ условий ОЬеспечения работоспособности устройства и обеспечения автоматизации регулирования дозированной подачи смазки при изменении режима ра1613662

30 боты двигателя является отсутствие воздуха в каналах 13 — 15 и 17 отвода смазки к подшипнику 16, поскольку наличие воздуха в каналах 13 — 15 и 17 при движении поршня от ВМТ при наличии избыточного давления приводит к вытеканию смазки из канала 16 в полость пальца и попаданию туда рабочей смеси иэ кривошипной камеры 2, что нарушает однозначное влияние центробежных сил в канале 14 на расход смазки.

Учитывая ограниченные размеры сечения канала 17 (О, 1. — 2,0 мм) с целью предотвращения его засорения золотник 9 выполнен подвижным в осевом направлении вдоль опоры 8 коленчатого вала 3. Такое выполнение золотника 9 позволяет разблокировать избыточное давление в кривошипной камере 2 и продуть канал 17.

Целесообразно зтоделать при прогреведвигателя 5 — 10 с, и перед запуском после полного израсходования смазки, установив поршень в НМТ на 5 мин.

Вытеканию смазки при стоянке двигателя препятствует вентиль 12, перекрывающий канал подвода 9 смазки от маслобака

11 и накопительной емкости 7.

Формула изобретения

Устройство для смазки шатунного подшипника преимущественно двухтактного двигателя внутреннего сгорания, содержащее

5 кривошип коленчатого вала, соединенный с шатуном при помощи кривошипного пальца, накопительную емкость смазки, выполненную в блоке-картере в виде кольцевой проточки, охватывающей одну из опор ко10 ленчатого вала и каналы отвода смазки к шатунному подшипнику, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем автоматизации регулирования дозированной подачи смазки, 15 устройство снабжено золотником, размещенным в накопительной емкости на опоре коленчатого вала, выполненным в виде сектора кольца, г.ричем золотник снабжен механизмом его перемещения вдоль оси

20 опоры, а входное отверстие канала, соединяющего внутреннюю полость пальца кривошипа с полостью кривошипной камеры, расположено на внутренней поверхности пальца в зоне наименьшего удаления от оси

25 вращения, а выходное — на наружной поверхности пальца на расстоянии от оси вращения меньшем,чем входное отверстие.

1613662

Составитель Ю. Жуков

Редактор Н. Горват Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О. Кравцова

Заказ 3875 Тираж 421 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Ыосква, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для смазки шатунного подшипника Устройство для смазки шатунного подшипника Устройство для смазки шатунного подшипника Устройство для смазки шатунного подшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам защиты двигателя внутреннего сгорания от аварийного разрушения
Изобретение относится к области машиностроения, а именно двигателестроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с принудительным воспламенением

Изобретение относится к двухтактным двигателям с кривошипно-камерной продувкой и совместной с топливом системой смазки

Изобретение относится к двигателестроению, а конкретно к устройствам смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно - к микродозирующим устройствам систем раздельной смазки двухтактных ДВС
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к способам работы и смазки двигателей внутреннего сгорания, например, многотопливных
Наверх