Узел упорного подшипника скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и несущей способности подшипника за счет выравнивания температурного поля в поперечном сечении упорного гребня. Узел подшипника содержит смонтированные в корпусе 1 колодки 2, упорный гребень 3, установленный на валу 4. Для подвода смазки в межколодочное пространство предусмотрены отверстия 5. Гребень 3 выполнен составным из ступенчатого диска 6 и кольцевых накладок 7. На рабочей поверхности диска 6 выполнены кольцевые канавки 8, соединенные между собой радиальными каналами 9, расположенными в шахматном порядке, а в накладках 7 выполнены отверстия 10 для подвода смазки. Для слива масла выполнены отверстия 11. Периферийная канавка 13 выполнена закрытой и соединена наклонным каналом 14 с кольцевой канавкой 8 у внутреннего торца накладок 7 на нерабочей стороне 15 гребня 3. В отверстиях 10 могут быть установлены заглушки 16. Упорный подшипник обладает уменьшенным износом рабочих поверхностей гребня и упорных колодок. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) 00

<я)з F 16 С 33/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОбРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1343141 (21) 4621085/25-27 (22) 15.12.88 (46) 15.12.90. Бюл. М 46 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения Сумского машиностроительного научно-производственного обьединения им. М.В.Фрунзе (72) В,С.Марцинковский, Л,В.Черепов, О.Б.Лоза и Е.Д.Роговой (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР .

Ф 1343141, кл. F 16 С 33/10, 1986, (54) УЗЕЛ УПОРНОГО ПОДШИПНИКА

СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения. Цель изобретения — повышение надежности и несущей способности подшипника за счет выравнивания температурного поля в поперечном сечении упорИзобретение относится к машиностроению, а конкретно к упорным подшипникам скольжения, и может быть использовано.в турбинах, насосах, компрессорах, работающих при больших окружных скоростях и высоких удельных нагрузках.

Цель изобретения — повышение надежности и несущей способности подшипника путем выравнивания температурного поля в поперечном сечении упорного гребня.

На фиг. 1 изображен узел подшипника, продольный разрез; нэ фиг. 2 — то же поперечный разрез по нерабочей и рабочей сторонам гребня подшипника.

Узел упорного подшипника скольжейия содержит смонтированные в корпусе 1 ного гребня. Аел подшипника содержит смонтированные в корпусе 1 колодки 2, упорный гребень 3, установленный на валу

4. Для подвода смазки в межколодочное пространство предусмотрены отверстия 5.

Гребень 3 выполнен составным из ступенчатого диска 6 и кольцевых накладок 7, На рабочей поверхности диска 6 выполнены кольцевые канавки 8, соединенные между собой радиальными каналами 9, расположенными в шахматном порядке, а в накладках 7 выполнены отверстия 10 для подвода смазки. Для слива масла выполнены отверстия 11. Периферийная канавка 13 выполнена закрытой и соединена наклонным каналом 14 с кольцевой канавкой 8 у внутреннего торца накладок 7 на нерабочей стороне 15 гребня 3. В отверстиях 10 могут быть установлены заглушки 16. Упорный подшипник обладает уменьшенным износом рабочих поверхностей гребня и упорных колодок. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. упорные колодки 2, упорный гребень 3, установленный на валу 4 турбомашины, выполненные в корпусе 1 отверстия 5 для подвода смазки в межколодочное пространство.

Упорный гребень 3 выполнен составным, включающим кольцевой ступенчатый диск 6 и кольцевые накладки 7 на рабочей поверхности, причем на поверхностях диска 6, сопрягающихся с накладками 7, выполнены кольцевые канавки 8, соединенные между собой радиальными каналами 9, расположенные в шахматном порядке, а в накладках 7 выполнены отверстия 10 для .подвода смазки. В корпусе 1 выполнены отверстия 11 для слива отработанного мэс1613725 ла, На рабочей стороне 12 упорного гребня

3 периферийная кольцевая канавка 1:3 у наружного торца выполнена закрытой в радиальном от центра подшипника направлении и соединена наклонными каналами 14 с 5 внутренней кольцевой канавкой 15 на нерабочей стороне 16 гребня 3, Кроме того, в отверстиях 10 для подвода смазки накладки

7 нерабочей стороны 16 гребня 3 могут быть установлены заглушки 17. 10

Узел упорного подшипника скольжения работает следующим образом. Холодное масло по отверстиям 5 в корпуее 1 подводится частично в межколодочное пространство, а частично че ea l5 отверстие 10, каналам 9 и канавкам 8 для охлаждения упорного гребня. При вращении упорного гребня 3 масло под действием центробежных сил и принудительной прокачки подшипника (при прохождении по ка- 20 налам 9 и канавкам 8 на рабочей стороне 12 гребня 3) нагревается и поступает в периферийную канавку 13, Из периферийной канавки масло по канатам 14 попадает в кольцевую канавку 15 у внутреннего торца 25 накладки 7 на нерабочей стороне 16 гребня

3, Далее часть масла под действием центрсбе>кных сил проходит ло каналам 9 и кан екам 8 нерабочей ",òoраны гребн», прогревае егo и лостуггает на слив в сервер- 30 стие 11 корпуса 1. Вторая часть нагре:..o;o масла поступает в Mñ>êêoëoäo÷ío8 про- . странство на нерабочей стороне 16 I ребня, прогревает накладку 7 с другой стороны и также поступает на слив в отверстие ".1. 35

Более Горячее масло с|-1мжает, кром8 того, гидравлические потери на трение на нерабочей с оране 16 греоня подшипника,, :нижению расхода "ìàçî÷íîãî масла и повышению эффективности охлаждения 40 гребня 3 за счет выравь ивания температурного поля в теле гребня 3 способствуют также заглушки 17, которые препятствуют смешиванию горячего масла с подводом холодного на нерабочей стороне 16 гребня.

При этом в конструкции подшипника предусмотрены средства, позволяющие подводить различное количество холодного смазочного масла к рабочей 12 и нерабочей

16 сторонам упорного гребня 3, например в виде различных сечений подводящих каналов 5 или установки в них дроссельных шайб (не показаны).

Предложенная конструкция узла упорного подшипника позволяет значительно

noEI. сить надежность и несущую способность за счет улучшения эффективности охлаждения упорно .о гребня и снижения вплоть до полного исключения поперечных температурных деформаций упорного гребня. При этом уменьшается износ рабочих поверхностей как гребня, так и упорных колодок, Формула изобретения

1, Узел упорного подшипника скол ьжения пс авт. св. Nã 1343141, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности и несущей c ocoáíoñòè подшипника пут:=м 8=.>,aalu.èîaèèÿ температурного поля в поперечном саче -;ии упорного гребня, периферийная кольцевая канавка у наружного торца на рабочей стороне гребня выполнеia закрытой в радиальном от центра направлении и соединена выполненными в упорном гребне наклонными каналами с внутренней к льцевой канавкой на противоположной нерабочей стороне гребня.

2, Узел ло и. 1, отличающийся тем, что на накладке нерабочей стороны гребня в отверстиях д:;л подвода смазки установлены заглушки.

1613725

Узел упорного подшипника скольжения Узел упорного подшипника скольжения Узел упорного подшипника скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при разработке и выборе смазочных материалов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям подшипников горизонтальных валов

Изобретение относится к химическому машиностроению и может быть применено в химических аппаратах с вертикальным расположением вала, опора которого погружена в рабочую среду, содержащую абразивные частицы

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям опор горизонтальных валов

Изобретение относится к деталям и узлам точных приборов и может быть использовано в узлах трения, имеющих длительный ресурс работы

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения турбомашин

Изобретение относится к железнодорожному транспорту ,в частности, к смазочным устройствам, предназначенным для смазывания моторно-осевых подшипников скольжения локомотивов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах подшипников скольжения, например моторно-осевых подшипников локомотивов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым , узлам, и обеспечивает повьшение надежности путем предотвращения попадания масла в активные части машины.

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх