Пластичная смазка

 

Изобретение касается пластичной смазки, например, для подшипников качения закрытого типа и узлов трения технологического оборудования. Цель изобретения - повышение работоспособности смазки. Для этого используют состав, включающий, мас.%: полимочевинный загуститель 5 - 20; диалкилдитиофосфат цинка 0,5 - 3; тиодифениламин 0,5 - 2; нефтяное и/или синтетическое масло - до 100. Эта смазка повышает работоспособность оборудования, функционирующего при 150 - 160°С и в контакте с перегретым паром, а для подшипников качения обеспечивает весь ресурс их работы. 2 табл.

Изобретение относится к пластичным смазкам на немыльных загустителях, а именно к пластичным полимочевинным смазкам, содержащим в качестве загустителя димочевину, и может быть использовано в производстве пластичных смазок как массового, так и специального назначения, в частности для подшипников качения закрытого типа и узлов трения технологического оборудования. Целью изобретения является повышение работоспособности смазки в широком интервале температур, нагрузок и скоростей. В качестве полимочевинного загустителя при изготовлении предлагаемой смазки используют димочевину, получаемую взаимодействием ароматического диизоцианата, алифатического и циклического аминов. В качестве диизоцианатного компонента при получении загустителя смазки используют 4,4'-дифенилметандиизоцианат (ТУ 113-6-03-29-380), в качестве алифатического амина октадециламин (ГОСТ 23717-79), а в качестве циклического амина бензиламин (ТУ 38.4042-83 или 6-09-1584-77) или анилин (ГОСТ 313-77E). Для приготовления смазки в качестве дисперсионной среды рекомендуется использовать нефтяное масло с вязкостью 5-50 мм2/с при 100оС, например масло П-40 (ТУ 38.101312-78) или синтетическое масло с вязкостью 5-50 мм2/с при 100оС. В качестве синтетического масла могут быть использованы синтетические углеводородные масла МАС-35 (ТУ 38.101164-78) или М-9С (ТУ 38.401269-81), а также кремнийорганические жидкости марки 132-24 (ГОСТ 10957-74) или марки ПЭС-5 (ГОСТ 13004-77) или смесь синтетического углеводородного масла и кремнийорганической жидкости. Используют также тиодифениламин (ТУ 6-14-322-76) и диалкилдитиофосфат цинка (ТУ 38.101.1812-88). Для регулирования вязкости дисперсионной среды и улучшения загущающей способности в смазку целесообразно вводить политетрафторэтилен (фторопласт-4), ГОСТ 10007-80. Процесс получения смазки заключается в следующем. В варочный аппарат, оборудованный перемешивающим устройством, обогревом и подачей инертного газа, загружают 60-80% базового масла, амины, при необходимости политетрафторэтилен. Смесь нагревают до 60-100оС и загружают расчетное количество 4,4'-дифенилметандиизоцианата, смешанного с 20-40% базового масла и нагретого до той же температуры. Образовавшуюся суспензию димочевины нагревают до 150-180оС, предпочтительно до 170оС, вводят тиодифениламин, охлаждают до 100-130оС и вводят диалкилдитиофосфат цинка. Готовую смазку охлаждают и гомогенизируют. В табл. 1 приведены составы образцов смазок. Изготовленные образцы смазок испытаны по комплексу методов квалификационной оценки и на стендах в сравнении со смазкой-прототипом (состав 20), в рецептуре которой в качестве дисперсионной среды использовано нефтяное масла с вязкостью 10,0 мм2/с при 100оС, в качестве загустителя димочевина в количестве 10 мас. полученная на основе 4,4'-дифенилметандиизоцианата, октадециламина и циклогексиламина. Результаты испытаний приведены в табл. 2. Как видно из данных табл. 2, применение предлагаемой смазки обеспечивает повышение в 1,5 раза критической нагрузки и нагрузки сваривания. Предлагаемая пластичная смазка характеризуется улучшенными объемно-механическими свойствами и позволяет обеспечить значительное повышение работоспособности узлов трения технологического оборудования, функционирующего при температурах 150-160оС и контакте с перегретым паром, и всего ресурса работы подшипников качения закрытого типа.

Формула изобретения

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА, содержащая нефтяное и/или синтетическое масло и полимочевинный загуститель, отличающаяся тем, что, с целью повышения работоспособности, смазка дополнительно содержит диалкилдитиофосфат цинка и тиодифениламин при следующем соотношении компонентов, мас. Полимочевинный загуститель 5 20 Диалкилдитиофосфат цинка 0,5 3,0 Тиодифениламин 0,5 2,0 Нефтяное и/или синтетическое масло Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 10-2002

Извещение опубликовано: 10.04.2002        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составам масел, используемым для смазки подшипников жидкостного трения (ПЖТ) прокатных станов

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазочной композиции, которая может быть использована в машинои приборостроении

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазочной композиции, которая может быть использовано в машинои приборостроении для повышения износостойкости и долговечности узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазочной композиции, которая может быть использовано при смазке узлов трения для повышения износостойкости и долговечности машин и механизмов
Наверх